Обучение детей дошкольного возраста диалогической речи

Юлия Шакарова
Обучение детей дошкольного возраста диалогической речи

«Диалог - не только форма речи, он еще «разновидность человеческого поведения» Л. П. Якубинский

Диалог - форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов по средством языка

Диалогическая речь – основная форма общения детей дошкольного возраста :

- вести диалог,

- развивать умение слушать и понимать речь,

- вступать в разговор,

- поддерживать разговор,

- отвечать на вопросы и спрашивать самому,

- объяснять, вести себя с учётом ситуаций общения.

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.

В процессе связной речи реализуется основная функция речи – коммуникативная, ведь именно с помощью связной речи ребенок общается с людьми, которые его окружают, речь является средством его взаимодействия с окружающими.  

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Для достижения связности речи, необходимо также умело использовать интонацию, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова,

уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства

для связи предложений.

Овладение связной диалогической речью является одной из главных задач в речевом развитии дошкольников.

Ее успешное решение зависит от многих условий,которые важно учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания:

- семейное благополучие,

- социальное окружение,

- речевая среда,

- познавательная активность,

- индивидуальные особенности ребенка и т. п.

Ребенок в дошкольном детстве овладевает, в первую очередь, диалогической речью, имеющей свои особенности, которые проявляются в использовании языковых средств, что допустимы в разговорной речи:

- в раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый.

Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Исенина, интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.

- детям 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, они только начинают овладевать умением излагать связно свои мысли, умением рассказывать о себе, о предмете по сюжетным картинкам, по вопросам взрослого;

- с четырех лет на развитие связной речи большое влияние оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов.

Появляются первые умозаключения, выводы, обобщения, дети чаще начинают использовать придаточные предложения, особенно причинные, появляются определительные условия, дополнительные, придаточные. Постепенно дети подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по игрушке, по картинке.

в старшем дошкольном возрасте у детей развитие связной речи достигает довольно высокого уровня -

уже сформированы умения

высказывать умозаключения

и суждения, обобщать, делать выводы.

В диалогической речи дети используют

достаточно точные, краткие или

развернутые ответы в соответствии с вопросом.

В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, дополнять и исправлять ответ товарища.

Появляется умение довольно четко и последовательно составлять сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему.

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы и приёмы:

Беседа - один из основных методов - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.

Структурные компоненты:

начало,

основная часть,

окончание.

Ведущий прием - вопрос

Разговор воспитателя с детьми –

воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально.

- для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка.  

- для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы.  

Содержание разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т. д.

Словесные поручения - можно дать ребенку поручение. После выполнения надо узнать у ребенка, как он с ним справился.  

«Кумулятивные сказки» - это цепь вопросов и ответов, выдержанных в рамках одного логического ряда.

Такие произведения созвучны с характером мышления ребенка, что и обеспечило им безоговорочный успех у детей.

Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации.

Чтение литературных произведений- чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия.  

Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

Для активизации детей на занятиях необходимо использовать разнообразные методические приемы, среди них мысленный диалог детей с литературным героем. Ребенок должен сам сформулировать вопрос и дать ответ на него от имени героя. В таких воображаемых диалогах дети выражают свое отношение к героям, меняют ход событий по-своему, дают оценку отдельным поступкам, действиям, развивают диалогическую речь.

Схемы – модели - используя схемы-модели,

нужно вопросы к детям ставить так,

чтобы они побуждали их

к интеллектуальной активности,

чтобы были направлены больше

на мышление ребенка и меньше — на ее память.

Строить диалог нужно так, чтобы ребенок

не только отвечала на вопросы, которые исходят

от взрослого, но и имела все больше стимулов сама задавать вопросы.

Огромную помощь в развитии связной речи, могут оказать специальные игры и упражнения.

 Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации, которые способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка

- подвижные со словесными приговорами,

- музыкальные,

- театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, фантазии, представления, имитации, образные и т. п,

- сюжетно-ролевые,

настольно-печатные и другие

Именно благодаря им, у ребенка происходит становление культуры речи и общения:

- формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпо - ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль,чтобы быть понятым другими:

- развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас;

- формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка

Сюжетно-ролевые игры способствуют  формированию и закреплению диалогических умений.  

По мнению Н.  Я.  Михайленко и Н.  А.  Коротковой, 

чем богаче и разнообразнее диалог в игре

тем выше уровень игрового творчества детей.  

Вместе с тем развитие у детей умений

пользоваться разными видами диалогических

реплик, соблюдать правила поведения в диалоге

содействует развитию самой игры.  

Для активизации детских диалоговв игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.

Словесные подвижные игры, содержащие диалоги, способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров.  

Игры - инсценировки и игры - драматизации 

объединяют детей, хорошо знакомых

с текстом и представляющих себе сюжет, 

последовательность игровых действий.  

В этих играх ребенок играет роль

сказочного (литературного) персонажа, 

принимает его позицию, и тем самым

преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

Один и тот же текст может быть

инсценирован разными способами

при помощи игрушек, кукол, картинок, 

через выразительные движения и речь.  

Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

Диалогическая речь играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых в организации развития диалогической речи, активная помощь в овладении искусством речевого общения.

 

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Наша армия
Автор публикации:
Обучение детей дошкольного возраста диалогической речи
Опубликовано: 17 января 2021 в 13:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День юных скульпторов на МААМ

Очередной тематический день предлагаем посвятить знакомству детей с важным видом искусства – скульптурой; с декоративной и монументальной её разновидностями. Разумеется, кроме познавательных занятий сто...

27 февраля. Международный день полярного медведя

«Белый лед и мишка — бел, шубку теплую надел» — очередной тематический день посвящен хозяину Севера, белому медведю. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

Мероприятие посвящённое знакомству с творчеством Фазу Алиевой
Кухарева Ирина Мероприятие посвящённое знакомству с творчеством Фазу Алиевой. Цель: Расширить и углубить знания детей о поэтессе Ф. Г. Алиевой и её...
Фотоотчет «Фестиваль неторопливости в старшей группе к Международному Дню...
26 февраля , отмечают очень оригинальный международный праздник – День неторопливости . Лозунг этого дня – «Не торопись и насладись моментом! » . В...
Сценарий утренника к 8 Марта для детей младшей группы «Роза Барбоскина в гостях у ребят»
Оборудование: разрезные картинки семьи Барбоскиных – 3 штуки, платочки, шумовые музыкальные инструменты, мягкие игрушки по количеству детей, рюкзачок с...