Получи документы

Обучение диалогической речи в процессе рассматривание картин

Татьянина Наталья
Обучение диалогической речи в процессе рассматривание картин

Задача педагога-учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов детей; воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано

Структура занятия по ознакомлению с картинами

Состоят из трех частей, а лучше комбинированные: занятие + ИЗО, занятие + музыка, занятие + родной язык.

I часть – вводная (1-5 мин.) : настроить детей к восприятию (беседа, загадки, младшим детям педагог еще раскрывает содержание этой картины для того, чтобы заинтересовать.

Публикация «Обучение диалогической речи в процессе рассматривание картин» размещена в разделах

II часть – основная (от 10-20 мин. в зависимости от возраста детей) : вопросы к детям. Заканчивается эта часть образцовым рассказом педагога, подтверждающим суть картины или чтением художественной литературы (описание). Для детей 5-7 лет образцом может быть рассказ ребенка. Если картина первый раз в группе, то образцом может быть рассказ только педагога.

III часть – итог занятия: сюрпризные моменты, словесная игра (подвижная, занятие по ИЗО после просматривания.

Основной словарный прием в ходе занятия – это вопросы к детям:

Основной словарный прием на этом занятии — вопрос. Употребляются разные формы вопросов:

1. Для выяснения общего смысла картины : о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую?

2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож?

3. Для установления связей между частями картины : почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?

4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?

5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины : а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького?

6. Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.) Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это котенок? Это мячик?

В старших группах можно использовать приемы, разработанные Е. И. Тихеевой. Проводятся упражнения типа игры «Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи).

Цель рассматривания картины, цель задаваемых вопросов — выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном.

Младшая группа.

Подготовительный этап к обучению рассказыванию.

Особенности детей:

Дети ограничиваются перечисление предметов, отдельных систем и действий.

Задачи:

Обучение детей рассматриванию картины и формирование умения замечать в ней равное.

Постепенный переход от занятий номенклатурного характера к занятиям, упражняющим детей в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Структура занятий по ознакомлению детей с картиной :

Внесение картины и рассматривание ее детьми самостоятельно.

Рассматривание картины по вопросам.

Заключительный рассказ-образец воспитателя.

Занятия можно начинать с небольшой вводной беседы, цель ее – выяснить представления, имеющиеся у детей, и создать эмоциональный настрой.

Методические приемы:

Вопросы.

Художественное слово.

Игровые приемы.

Выбор объекта и рассказывание о нем.

Связывание нарисованного объекта на картине с показом игрушки.

Картины :

изображающие отдельные предметы;

домашних животных;

сцены из детской жизни.

Средняя группа.

Отдельно проводятся занятия по обучению рассказыванию

По обучению рассказыванию занятия проводятся 1 раз в месяц, но если считаете, что требуется большая работа, то количество их увеличивается.

Картины :

Батурина «Мы играем».

Серия Соловьевой «Наша Таня».

Веретенникова «Домашние животные».

Структура занятий.

Актуальное содержание картины (изучается содержание картины, дети усваивают важнейшие связи, вопросов задавать немного).

Обучение составлению рассказа.

Рассказы детей, оценка рассказов.

Методическая работа.

Вопросы – 3-4 минуты.

Образцы рассказа воспитателя.

Рассказ воспитателя должен охватывать все содержание картины.

Должен быть построен в соответствии с правилами литературного рассказа, соблюдена последовательность, время, завязка.

В рассказе должны иметь место образные выражения, прямая речь, знаки препинания.

Излагаться должны живо, четко, выразительно. Для этого он должен продумываться заранее.

Усложнение – в ст. группах можно использовать литературный образ.

Рассказ воспитателя должен состоять из 7-8 предложений и начала образа дается для полного копирования. Постепенно уменьшается место образца – передвигается в середину и в конец занятия. После образца дается план.

Требования к этой части.

Воспитатель должен знать, кого он спросит: 1-2 хорошо рассказывающих, затем детей, затрудняющихся и закончить хорошо рассказывающими. Всего спросить от 5 до 9 детей.

Обязательно следить за вниманием детей и разнообразить приемы за счет внесения игрушек, дополнений детей, учет желания детей.

Требования к оценке детских рассказов.

Первые самостоятельные рассказы по картине могут состоять из 2-3 предложений. Одни дети воспроизводят самое главное, а другие то, что им интересно, рассказы третьих детей не характеризуют суть картин.

К середине года рассказы становятся длиннее (6-8 предложений, приобретают последовательность, приближаются к образцу, а в конце года дети почти дословно передают образец.

В конце года можно заслушать 7-9 рассказов.

Старшая и подготовительная группа.

В старшей и подготовительной группах требования к детским рассказам увеличиваются.

Содержание рассказа должно обогащаться подробностями, рассказ увеличивается.

Ребенок подготовительной группы должен соблюдать все 3 части. Начало и конец – четко выделены.

Обращать внимание на подбор четких и точных слов.

При оценке следует отличать достоинство рассказа, детали, которые делают его непохожим на другой. В ст. группе к оценке привлекаются сами дети.

Усложнение в методике рассматривания картины.

В старшем дошкольном возрасте рассматривают картину предварительно или в первой части занятия.

Новые задачи по рассматриванию картины.

- Помочь детям понять сущность картины, установить все связи и зависимости.

- Направление на накопление словесного материала, идет работа по отыскиванию точных слов для характеристики действующих лиц, действий.

- Систематизация материала для рассказывания.

Структура.

Внесение картины и рассматривание детьми (восприятие в целом).

Рассматривание картины под руководством воспитателя.

Заключительный рассказ – образец педагога.

Методические приемы.

Серия вопросов на выявление содержания, на установление связей, на детальное рассматривание картины и поиск точных слов. Используется прием закрывания части картины.

Прием придумывания названия картины и обобщение воспитателя.

Задачи по обучению рассказыванию в старших группах становятся разнообразнее и зависят от содержания картины.

Учить понимать содержание картины.

Воспитывать чувства.

Учить составлять связный рассказ по картине.

Активизировать и расширять словарный запас.

В ст. группах 10 занятий по обучению рассказыванию.

Картины «Ежи», «Наша Таня», «Домашние животные». Одну и ту же картину можно использовать неоднократно и усложнять задачи.

Виды занятий в ст. группах по рассказыванию.

Описательный рассказ по предметным и сюжетным картинам.

Рассказы по серии картинок на юмористические темы.

Повествовательный рассказ.

В подготовительной группе добавляется:

Описательный рассказ по пейзажной картине.

составление коллективного рассказа.

Рассказ по серии картинок.

Требования к структуре занятия.

Образец должен служить средством перевода детей на более высокую ступень развития умения рассказывать.

Актуализация рассказа.

Обучение рассказыванию.

Рассказы детей и оценка.

Методические приемы.

Вопросы и установление содержания или связей по картине.

Образец – усложнение передвижение его в конец занятия.

В ст. группе если дети хорошо умеют рассказывать, то вместо образца дети используют план самостоятельно.

Усложнение методических приемов.

Средняя группа

1. вопросы

2. образец ознакомления с образцом перемещения образца.

3. план после образца и по мере овладения вместо образца.

4. рассказы детей – воспроизведение образца,от 2-3 предложений до 6-8.

5. оценка дается воспитателем.

Старшая группа

1. вопросы

2. образец средства перевода на более высокую ступень и использование литературного образа.

3. план составляют дети.

4. увеличивается количество подробностей в рассказе.

5. привлекаются дети.

Подготовительная группа

1. вопросы

2. образец средства перевода на более высокую

ступень и использование литературного образа.

3. план составляют дети.

4. соблюдается последовательность рассказа,

время, место действия, наличие 3-х частей рассказа,

четкость слов.

5. дети и воспитатели.

Коллективное составление рассказа по картине «Обучение детей описанию пейзажа.

1. Подводить постепенно.

2. Перед этими занятиями накапливать опыт, связанный с восприятием природных явлений – наблюдение красоты природы.

Приемы.

1. Вопросы, направленные на выявление главного,

2. Сравнение и сопоставление предметов или явлений,

3. Дидактические игры – кто больше увидит.

4. Художественная литература, стихи, загадки, сказки, рассказы.

5. Рассматривание иллюстраций, рисование пейзажа, увиденного на улице.

Когда опыт накоплен – обучение рассказыванию.

1. Рассматривание картины.

2. Обучение рассказыванию.

3. Рассказы детей.

Приемы.

1. Вводится беседа – направленная на восприятие художественного произведения.

2. Использование музыки Чайковского.

3. Опора на опыт детей с целью понять настроение картины.

4. Использование поэтических произведений для понимания картины.

5. Прием введения в картину (давайте погуляем в этой роще).

2. Во второй части литературный образец, план.

3. Оценка.

Требования к рассказам по картинам

Общие требования к организации работы с картиной :

- Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

- При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

- После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

- Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

- Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

- Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.

На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью : учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической речи : дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.

Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.

Но рассказать о содержании картины ребенок может лишь в том случае, если он ее понял. Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.

Для того чтобы дети лучше поняли содержание картин, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях сходных с изображенными на картине. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь : умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Следовательно, цель беседы по картине– подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. Детей учат замечать в картине детали : фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свой рассказ описание природы + художественное слово (стихотворение, отрывок из прозы, загадка, скороговорка).

Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине, «Что несет в руке девочка?» воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований.

Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение т. п.

Великий русский педагог Ушинский обосновывал ценность картинки тем, что изображение предмета возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове».

Публикации по теме:

Особенности формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста ОНР в процессе логопедической работы Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Я. Рубинштейн, А. Г.

Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста «Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста» В диалогической речи развиваются умения необходимые.

Развитие диалогической речи в разных видах деятельности «Развитие диалогической речи в разных видах деятельности» 1. Разговор с детьми – основной путь формирования диалогической речи. 2. Беседа.

Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи детей с ОНР. Дидактические игры и приемы» Проблема формирования связной диалогической речи детей остается одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения и орудием.

Коррекция диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе познавательной деятельности Одним из основных направлений работы дошкольной образовательной организации является формирование у детей диалогической речи как способности.

Презентация «Беседа как метод обучения связной диалогической речи дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию презентацию на тему: "Беседа как метод обучения связной диалогической речи.

Развитие связной речи с использованием картин русских художников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики «Развитие.

Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников» Значение речи в жизни человека сложно переоценить. И очень горько, когда замечаешь у детей большие сложности с овладением ею. Напомним,.

Консультация для педагогов «Развитие диалогической речи в общении, игры» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической речи. Задачи: 1. Освежить знания педагогов.

Ток-шоу в подготовительной к школе группе по развитию связной диалогической речи у детей Ток – Шоу «Сто вопросов взрослому» Цель: развитие связной речи детей. Задачи: - совершенствовать навыки словоизменения, словообразования;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение диалогической речи в процессе рассматривание картин
Опубликовано: 8 августа 2019 в 16:01
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД