Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

Анна Захарова
Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Жизнь гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.

В нашей стране с развитием техники увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Работу я начала с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Я использовала анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.

Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Активизировала работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек.

Если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает правила дорожного движения и подвергая опасность свою и его жизнь, то вся работа педагога сводится к нулю. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями.

Необходимо в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.

Твёрдо убеждена, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». Главная её цель, по моему мнению, - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».

Для решения этой цели поставила следующие задачи:

• Познакомить детей с правилами дорожного движения;

• Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;

• Сформировать умения применять полученные знания в жизни;

• Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

• Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:

• Ребёнок - пешеход;

Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);

• Ребёнок - пассажир;

Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.

• Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т. д.).

Опираясь на результаты диагностического исследования построила систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения, начиная с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному. Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является программа «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, дополнительно я использую программу Т. И. Даниловой «Обучение детей дошкольного возраста ПДД». На базе этих программ – мною разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (Приложение 1).

Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения, провела диагностику. Определила показатели и уровни оценки знаний детей.

Показатели:

- Знает и умеет различать средства передвижения по видам: водные, воздушные, наземные

- Различает и называет специальные виды транспорта («полиция», «скорая», «пожарная», объясняет их назначение

- Различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «зебра», островок безопасности т. п.

- Знает и соблюдает элементарные правила поведения на проезжей части.

- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в общественном транспорте.

Уровни оценивания:

4 балла – ставится, если ребенок самостоятельно правильно ответил на задание.

3 балла – педагог оказывал незначительную помощь в решении задания.

2 балла – помощь педагога значительна.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Результаты формирования у детей знаний, умений и навыков соблюдения правил дорожного движения на начало года (2016-2017 учебный год):

Таблица 1.

Начало года

высокий

уровень средний

уровень низкий

уровень

8%

2 чел. 72%

18 чел. 20%

5 чел.

Опираясь на результаты диагностического исследования,выстроила работу с детьми с использованием таких форм работы как:

1. Обучающие и развивающие занятия, беседы.

На занятиях, бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге использовала игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; разрезные картинки, кубики, мозаики; настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.)

2. Целевые прогулки.

Включены в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.

3. Индивидуальная работа.

При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

4. Праздники и развлечения.

Выступая перед родителями, детьми, педагогами дети призывают быть внимательными на проезжей части.

5. Развивающая среда.

Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления.

Результаты формирования у детей знаний, умений и навыков соблюдения правил дорожного движения на конец года (2016-2017 учебный год):

Таблица 2.

Конец года

высокий

уровень средний

уровень низкий

уровень

40%

10 чел. 60%

15 чел. -

Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение двух лет дало положительную динамику.

Выводы:

Изучаемы предметы в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

В ходе работы и обучения, использаванно максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Перспективы дальнейшей работы:

- систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми, и родителями по теме опыта;

- научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;

- особое внимание уделить закреплению в семье полученных знаний в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;

- продолжать использовать игры и упражнения на закрепление правил безопасного поведения на улицах города и другие материалы моего опыта работы.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об обучении дошкольников правилам дорожного движенияФотоотчёт об обучении дошкольников правилам дорожного движения Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшней день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного.

Конспект развлечения по правилам дорожного движения «Лунтик на дороге» Конспект развлечения по правилам дорожного движения для детей средней группы детского сада. Автор: Слотина Инна Владимировна Цель: повторить.

Конспект теоретического занятия по обучению правилам дорожного движения «Азбука дорожного движения» Категория: 6-7 лет Задачи: Образовательные: • Познакомить детей: - с понятием «транспортное средство»; - с особенностями светофора для.

Лэпбук по правилам дорожного движения для дошкольниковЛэпбук по правилам дорожного движения для дошкольников Методическое пособие предназначено для ознакомления детей дошкольного возраста от трёх лет с правилами дорожного движения. Необходимостью.

Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту через моделирование опасных ситуаций» Творческий проект Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту через моделирование опасных ситуаций».

Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению Содержание проекта. Подготовительный этап. Определение педагогом с детьми темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

Родительское собрание по правилам дорожного движения в разновозрастной группе «Фликеры и безопасность детей на дороге» 1. Вступительное слово. 2. Сообщение воспитателя группы. 3. Игровая часть родительского собрания: Что находится в «Чёрном.

Семинар «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице» Воспитатель МБДОУ детский сад «Рябинушка» Тохтобина Ольга Викторовна СЕМИНАР Тема: «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному.

Социальная акция по правилам дорожного движения «Безопасность на дороге». Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Задачи: - Познакомить и закрепить с детьми.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения Улица большого города не очень-то приспособлена даже для взрослого человека. Ребенок,оказавшийся здесь один,почти автоматически может считаться.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
Опубликовано: 6 октября 2017 в 13:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 апреля. День мецената и благотворителя

Людям, творящим благие дела, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о благотворительности и привлечь их к участию в благотворительных...

13 апреля. День зелёного лука на МААМ

Весной зелёный лук особенно быстро и дружно идёт в рост – посади его хоть в грунт, хоть в стакан с водой. Предлагаем уделить внимание этому интересному и полезному занятию с детьми.

Мастер-класс для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры «Космонавты»
12 апреля – важная дата для России и всего мира. В этот день 60 лет назад наш космонавт Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос. В День космонавтики...
Фотоотчет о детском творчестве ко Дню космонавтики
Доброе время суток, дорогие друзья! Ровно 60 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе. Это значимое событие не только для нашей страны, но...
Конспект занятия по познавательному развитию «Полёт в космос»
Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия «Полёт космос» в подготовительной группе. Цель: закрепить представления...