Антонина Грисенко
«Обучение дошкольников правилам дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность На дорогах Тулы с каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта. Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, сформируем навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность каких либо происшествий с ним на дороге. Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия, досуга, экскурсии дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и оберегать от опасностей дороги.
Публикация «„Обучение дошкольников правилам дорожного движения“» размещена в разделах
Ежегодно на дорогах городов, поселков, деревень нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них, а с каждым годом интенсивность движения транспорта увеличивается, растет автопарк. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада.
Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Цель работы: создание условий для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи работы:усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
применение современных форм, методов обучения и воспитания;
формирование у родителей устойчивого интереса к безопасности детей;
повышение квалификации педагогов по данному направлению;
привлечение к педагогическому процессу работников ГИБДД;
воспитание у детей уважения к труду водителей, сотрудников ГИБДД.
Работа с педагогами:Семинар-совещание по вопросу организации и проведения работы с детьми и родителями по предупреждению ДДТТ.
Оформить в методическом кабинете уголок «В помощь воспитателю по изучению ПДД».
Оформить в каждой группе большой светофор с призывом к игре-путешествию.
Оформить уголок «Пусть горит зеленый свет».
Информационнопрактические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, педагогические советы, семинары, конкурсы педагогического мастерства;
Работа с детьми:Организованная образовательная деятельность;
Культурно-досуговая деятельность:
· вечера досугов,
· кукольные спектакли,
· викторины и КВН,
· спортивные и театрализованные развлечения
Походы, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения
Тематические обучающие игры, подвижные, сюжетно-ролевые игры (для закрепления знаний, полученных в ходе обучения детей)
Изучение с детьми произведений, беседы по их содержанию
целевые прогулки, свободная продуктивная деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли, учебно-тренировочные комплексные занятия на территории велогородка, беседы, выставки, тематическая неделя по правилам дорожного движения, чтение художественной литературы, участие в акциях "Водитель, сохрани мне жизнь", игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, интеллектуальная, изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины, турниры;
Работа с родителями:
информация на стендах для родителей, в папках-передвижках;
—родительские собрания, беседы с участием психолога, инспектора ГИБДД и других заинтересованных лиц;
—семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).
—деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми («Ребенок и взрослый на улице», «Учите детей наблюдать» и др.).
— «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
— устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
—совместные праздники и развлечения («Папа, мама и я — пешеходная семья»);
—выпуск стенгазеты для родителей «Зеленый огонек».
родительский всеобуч (занятия для родителей с участием сотрудников отдела ГАИ, родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД, сотворчество родителей и воспитателей, межсемейные проекты, совместные досуги, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожнотранспортного травматизма, совместное составление фото и видеоматериалов, информационные "корзины".
Предметно-развивающая средаВ ДОУ имеется соответствующая материальная база. В помощь воспитателям подобрана соответствующая методическая и художественная литература, конспекты занятий и бесед о правилах дорожного движения, картины, плакаты пособия для занятий и игр, обучающие мультфильмы, мультимедийные презентации по обучению правилам дорожного движения. Необходимый материал накоплен и в группах. В каждой группе выделен уголок по обучению правилам дорожного движения, в котором есть макеты, оборудование для сюжетно-ролевых, дидактических, атрибуты для подвижных игр, иллюстративный материал, машинки и т. п.).
Участки детского сада оборудованы выносным игровым материалом (светофоры, жезлы, знаки и т. п.). На территории имеется небольшая автоплощадка – игровая площадка, на которой «проезжая часть», разметка – разделительная полоса, пешеходный переход – «зебра». Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальных машин, велосипедов) на занятиях, во время игр, досугов дошкольники узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения.
Результаты работы:
Работа по обучению правилам дорожного движения, воспитанию культуры поведения проводится в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, с учетом принципа интеграции
«Физическая культура»
«Здоровье»
У детей развивают координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.
«Труд»
Дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).
Детей знакомят с трудом взрослых: водитель, сотрудник ГИБДД и т. д.
«Познание»
В организованной образовательной деятельности по ФЭМП педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги. Решая задачи познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта, учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.
«Коммуникация»
«Чтение художественной литературы»
Воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др., просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
«Художественное творчество»
Ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
Музыка
Дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».
Заключение
В результате проведенной работы можно отметить, что у детей есть необходимые знания по ПДД: знают дорожные знаки, предназначение тротуара, проезжей части, пешеходного перехода, принцип работы светофора; знают виды транспорта, правила поведения пешеходов на улицах города и умеют этими правилами пользоваться.
за годы работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.