«Обучение младших школьников исследовательской деятельности». Выступление на педсовете

Светлана Морозова
«Обучение младших школьников исследовательской деятельности». Выступление на педсовете

Слайд 1

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

В ходе работы по теме самообразования «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников» я накопила материал по данной проблеме и регулярно использую этот метод на уроках окружающего мира и во внеурочное время.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников организуется по двум направлениям.

Слайд2

В процессе работы над темой я поняла, что для того, чтобы организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, надо:

• вооружить юных исследователей специальными знаниями, необходимыми для проведения самостоятельных исследований;

• формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска.

Прежде чем начинать учебное исследование необходимо обучить младших школьников исследовательской деятельности. Учащиеся знакомятся со структурой исследования, с понятиями: проблема исследования, тема исследования, актуальность выбранной темы. Они учатся, как правило, в игровой форме формулировать цель и задачи, определять объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу.

Юные исследователи знакомятся с источниками информации, осваивают различные методы получения информации по выбранной теме. Это :

Слайд 3

1. Подумать самостоятельно. Ученик задает себе вопросы: Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? С этого метода начинается любое исследование.

2. Посмотреть книги о том, что исследуешь. Ребята учатся работать с литературой, в первую очередь это справочники, энциклопедии и словари. Библиотекарь нашей школы всегда рада помочь в подборе нужной литературы.

3. Спросить у взрослых. Школьники в зависимости от темы работы берут интервью у разных людей, беседуют со специалистами (например, фельдшером, врачом) или неспециалистами (родителями, местным населением). Например, исследуя русскую печь или одежду предков – беседуем со старожилами села, работниками краеведческого музея, исследуя проблему сохранения зубов или осанки ребенка – задаем вопросы фельдшеру, учителю биологии; изучая свою родословную, имя, фамилию – обращаемся за помощью к родным).

4. Познакомиться с кино-, видео-, телефильмами по теме исследования.

Фильмы – это настоящий клад для исследователя, отличный источник знаний! При исследовании мира животных большую помощь оказывают фильмы ВВС о природе, телепередачи о природе.

5. Обратиться к компьютеру. Сегодня ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ можно посетить виртуальные музеи, полистать странички энциклопедических справочников. В работе над темами «Что мы знаем о кошке?», «Наш друг – собака», «Подводный мир», «Птицы – наши друзья» нам большую помощь оказал мультимедийный диск «Ребятам о зверятах»; в проекте «Комнатные растения» - диск с одноименным названием, при оформлении исследований, касающихся здоровья человека – диск «Мое тело. Как оно устроено?»

6. Понаблюдать. Это интересный и доступный способ добычи новых знаний. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, весы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения и т. д. Все это также можно по возможности использовать в исследованиях. Экскурсии, наблюдения играют огромную роль в обучении исследованию, особенно когда исследуется природа.

7. Провести опыт, эксперимент. Это самый главный метод познания в большинстве наук, одна из важных частей любого исследования. Без опыта трудно ответить на вопросы: Как вырастить растение? Как подготовить семена к посеву? Что такое снег и лед? Как кошка предсказывает погоду? Что влияет на состояние осанки школьника? И т. д.

Предлагаю провести игру, которая покажет, как можно составить с детьми план исследования

Фрагмент занятия по обучению младших школьников исследовательской деятельности

Тема: Методы исследования. Составление плана исследования.

Учитель: На прошлом занятии вы, ребята, предложили выбрать объектом исследования окружающий мир, а если конкретнее, то домашних животных.

Слайд 4

Давайте определимся с предметом исследования. Я предлагаю вам выбрать.

На мониторе рисунки, фото или слова: КОШКА, СОБАКА, РЫБКИ, ПОПУГАЙ, ХОМЯК, КРОЛИК.

(В зависимости от наполняемости класса, возраста исследователей, их интересов исследование может быть коллективным, групповым, индивидуальным. Темы могут быть одинаковыми для всех или разными.)

- Попробуем сформулировать тему исследования. …

- Итак, тему выбрали. Наша цель: получить как можно больше новых сведений о предмете исследования и подготовить о нем доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Существует много способов добычи информации – методов исследования.

Каждый исследователь должен в совершенстве владеть основными доступными методами исследования. Давайте назовем их.

Слайд 5

На мониторе появляется схема «Методы исследования»

• подумать самостоятельно;

• прочитать книги по теме;

• спросить у другого человека;

• обратиться к телевизору, компьютеру;

• понаблюдать;

• провести эксперимент.

- Итак, мы определили тему, цель, задачи исследования, выбрали методы. Давайте обсудим план работы.

- Что мы можем узнать об объекте исследования из специальной литературы, научно-познавательных фильмов? (историю одомашнивания, породы и т. д). Кстати, не забудьте составить список использованной литературы.

- Какие наблюдения, опыты, эксперименты мы можем провести?

(анкетирование: насколько популярно животное среди учеников класса или школы; кого чаще заводят: самцов или самок; уточнить среднее количество в доме; выявить наиболее популярные клички; эксперимент: особенности поведения в разное время суток, выявить кулинарные пристрастия; наблюдать, как животное может предсказать погоду; можно ли его чему-то обучить, выявить, как развиты органы чувств (обоняние, слух, зрение, осязание, вкус) и т. д. Не забудьте сделать выводы.

- Какой интересный материал еще можно подобрать?

(пословицы, поговорки, приметы, загадки, стихи, песни, рисунки, интересные факты и рекорды, сочинения, поделки и т. д.)

- А еще я предлагаю вам составить памятку «Как ухаживать за…»

- Давайте решим, как мы будем представлять собранный материал? В какой форме будет проходить защита работы? …

«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Ребенок, изучивший что-либо, стремится рассказать то, что узнал. Именно поэтому нельзя пропустить этап «защиты» выполненной исследовательской работы. Без него исследование нельзя считать завершенным. Этап представления результатов исследования позволяет решить несколько задач:

- развитие научной речи и умения оценки и самооценки,

- возможность продемонстрировать свои достижения;

- пополнение знаний других учащихся новыми сведениями и др.

Защита должна быть «публичной», в качестве зрителей выступают одноклассники и учащиеся из других классов, учителя, библиотекарь, родители. Формы защиты, позволяющие представить результаты исследования, разные:

Слайд 6

Презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников.

• Детские конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории.

• Выступления (как правило для определенного круга)

• «Круглые столы» и семинары

В своей практике чаще использую защиту в форме:

- Праздников (одна из любимых детьми форм).

- Творческого отчета о проделанной работе.

- Выпуска альбомов и газет.

Следует заметить, что взрослым надо быть очень аккуратными в оценке работ учащихся, хвалить юных исследователей, создавать ситуацию успеха, находить «изюминки» даже в «слабых» работах.

В учебной исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников. Большинство тем исследования в начальной школе можно связать с литературой, историей, искусством, краеведением, фольклором. Исследуя русскую печку или народный костюм – приобщаем историческую справку, репродукции картин художников, рисунки и иллюстрации, отрывки из литературных произведений, загадки, пословицы и поговорки об объекте исследования; исследуя домашних животных – вспоминаем историю их одомашнивания, породы, приметы, стихи, песенки, интересные факты, сведения о рекордсменах; исследуя комнатные растения – цветы и астрология, цветы в поэзии классиков и популярных песнях, цветочный этикет, цветочная азбука, цветы в натюрморте и т. д.

Учащиеся под моим руководством осваивают азы проектно-исследовательской деятельности, учатся собирать информацию, анализировать ее, оформлять и защищать свои работы.

Тематика работ самая разнообразная.

Слайд7

Есть и первые положительные результаты (о победах на конкурсах исследований).

Слайд 8, Слайд 9

Уже сейчас, хотя работа над решением проблемы не окончена, я могу отметить, что исследовательская работа расширяет кругозор, познавательные способности учащихся; появляются возможности использовать информационные технологии, приобретаются новые знания; осваиваются механизмы их самостоятельного получения; развивается логическое мышление; приобретаются способности работать с дополнительной литературой.

У меня появляются надежды, что в конечном результате ученик-исследователь будет обладать следующими качествами личности:

1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, применять их на практике;

2) творчески мыслить; находить пути преодоления трудностей;

3) работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать выводы, находить решения.

Таким образом, обобщив свой опыт, можно сказать, что в условиях начальной школы возможно решение задач, направленных на развитие исследовательских навыков учащихся, и одна из задач учителей начальных классов: внедрять проектно-исследовательскую деятельность, как основу формирования УУД у учащихся, в учебный процесс.

Примечания: Презентация превышает максимальный размер и, к-сожалению, не загружается. Если она кому-то будет интересна, могу переслать по э/почте.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с обучающимися начальной школы VIII вида Слайд 1. Организация проектной деятельности с обучающимися начальной школы VIII вида. Слайд 2. Цель: Рассмотрение организации проектной.

Проект урока по рассказу Л. Н. Толстого «Акула» (3 класс)Проект урока по рассказу Л. Н. Толстого «Акула» (3 класс) Проект урока «Акула» Л. Н. Толстой 3 класс Автор проекта: Федорова Ольга Витальевна, учитель начальных классов МБОУ Яренская СОШ Архангельской.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Обучение младших школьников исследовательской деятельности». Выступление на педсовете
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 23:39
+97Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Фотоотчет «Переделка ненужных вещей в нужные»
Даже из ненужных вещей, отслуживших свой срок, можно сделать достаточно полезные вещи. Даже из ненужных вещей, отслуживших свой срок, можно сделать...
Конспект НОД по логоритмике в старшей логопедической группе «Прогулка в лес»
Тема: «Прогулка в лес». Цель: преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в...
Конспект занятия по рисованию «Портрет Снежной королевы» в подготовительной группе
Цель: Продолжить знакомство детей с портретным жанром. Развивать воображение, умение проявлять творческую инициативу. Задачи: 1. Вызвать интерес к...