Лучший педагог года

Обучение учащихся 1 классов математическим задачам

Наиля Нефедова
Обучение учащихся 1 классов математическим задачам

Роль задач на начальном этапе обучения.

В процессе решения задач формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развивается мышление и речь учащихся. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету.

Публикация «Обучение учащихся 1 классов математическим задачам» размещена в разделах

Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел

первого десятка. Это задачи на сложение и вычитание. Именно в первом классе начинает

складываться поспешное и поверхностное отношение детей к обдумыванию решения

задачи.

Целью моего исследования является теоретическое обоснование и практическое

использование жизненного опыта детьми при решении текстовых задач.

Объект исследования – учебная деятельность младших школьников на уроках

математики.

Предмет исследования – моделирование проблемной ситуации при решении

сюжетных задач с использованием личного жизненного опыта детей.

Гипотеза исследования: предположим, что наиболее успешное формирование

навыков решения текстовых задач будет происходить при следующих условиях:

1. Будут использоваться различные формы, методы и приемы для возможности

использования личного опыта детей при решении задач в первом классе;

2. Будет использована технология поэтапного формирования решения сюжетной задачи;

3. Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование

практических умений по данной проблеме;

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить

следующие задачи :

1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;

2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста;

3. Выявить эффективные условия и особенности формирования логического мышления,

представления о содержании задачи;

4. Произвести анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему ;

5. Подвести итоги, сформулировать выводы.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретические - поиск, изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;

- эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных условий,

педагогический эксперимент;

Практической базой исследования явилось муниципальное образовательное

учреждение – "Средняя школа №64» г. Ульяновска.

Каждый учитель из своего опыта знает, что сразу же после ознакомления с

содержанием задачи ребёнок спешит назвать ответ и только по требованию учителя

сообщает решение задачи (3 + 2 = 5). Ошибки при этом маловероятны, потому что сюжеты

задач близки жизненному опыту детей, числа в условии небольшие и, следовательно,

нужное арифметическое действие и число – ответ можно найти даже по представлению,

не прибегая к вычислениям. Решение задач кажется первокласснику совсем не сложным.

Зарождается стремление и постепенно формируется прочная привычка сводить всю

работу над задачей к простой вычислительной деятельности. Но, как известно, процесс

решения любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов:

1. Восприятие и первичный анализ задачи.

2. Поиск решения и составление плана решения.

3. Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи.

4. Проверка решения. Формулировка окончательного ответ а на вопрос

задачи.

Остановимся на содержании первого этапа – восприятие и первичный анализ

задачи. Основная цель ученика на первом этапе – понять задачу. Ученик должен чётко

представить себе: О чём эта задача? Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связаны

между собой данные (числа, величины, значения величин? Какими отношениями связаны

данные и неизвестные, данные и искомое? Что является искомым: число, отношения,

некоторое утверждение?

Можно выделить следующие возможные приёмы выполнения первого этапа

решения текстовой задачи :

1. Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие

в ней. ( Например: По тексту задачи представить ситуацию, описанную в нём. Через одну

– две минуты после чтения задачи учитель просит двух – трёх учеников рассказать, что

они представили “нарисовать словесную картинку”, или один из учеников читает про себя

задачу и затем рассказывает о том, как он представляет себе, о чём говорится в задаче. По

его рассказу остальные учащиеся составляют текст задачи.).

2. Разбиение текста задачи на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает

как понимание содержания задачи, так и запоминание. На первых уроках по

ознакомлению с задачами и для многих простых задач на последующих уроках полезно

разбиение текста на части, описывающего: а) начало события; б) действие, которое

произвели (произошло) с объектами задачи; в) конечный момент события, результат

действия.

Переформулировка текста задачи : замена данного в нём описания ситуации другим,

с о х р а н я ю щ и м в с е о т н о ш е н и я и з а в и с и м о с т и и и х

количественные характеристики, но более явно их выражающим. Цель переформулировки

– отбрасывание несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла существенных

элементов задачи.

Моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью: а) реальных предметов, о

которых идёт речь в задаче; б) предметных моделей; в) графических моделей в виде

рисунка или чертежа.

Каждый из перечисленных выше приёмов начинается с чтения или слушания

задачи. От того, как будет прочитана или прослушана задача, зависит её понимание, а

следовательно, и эффективность дальнейших действий по её решению.

Основное требование к чтению задачи – правильное чтение всех слов, сочетаний

слов, соблюдение знаков препинания, правильная расстановка логического ударения.

В процессе решения разнообразных текстовых задач нетрудно заметить много

общего. Возникает необходимость выделить это общее, изучить его и целенаправленно

использовать.

Ребёнок мыслит образами, а его хотят научить мыслить абстрактно. Для этого очень

важно при работе над задачей научить детей выделять основные (опорные) слова, которые

связаны с действием, соответствующим сюжету.

Ориентация на жизненный опыт учащихся

Как показывает практика, интерес и активность учащихся начальной школы при

решении задач повышается, если их текст сформулирован на основе разнообразных

задачных ситуаций взятых из жизни. Сформулированные на их основе задачи могут

содержать:

Избыточную информацию, то есть такую, которая не нужна для выполнения

требования задачи, например: «Оля купила 6кг груш, а ее подруга Света на 3кг больше.

Сколько заплатила Оля за свою покупку, если 1кг груш стоит 46 рублей?»

Недостаточно информации для выполнения требований, так в задаче : «Найти длину

и ширину участка прямоугольной формы, если известно, что длина больше ширины на 2

метра» – недостаточно данных для ответа на её вопрос. Чтобы выполнить эту задачу,

необходимо её дополнить недостающими данными.

3. В задачах с неполными условиями, дети, на основе своего житейского опыта, должны

для решения задачи сами ввести недостающую информацию. Пример такого задания :

«Сколько лап у трех жуков?».

Разнообразные формы самостоятельной работы

Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает

ученику глубже выяснить различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни,

расширить свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие

математические и нематематические задачи. Задачи показывают значение математики в

повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической

деятельности.

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического

развития, глубины освоения учебного материала.

Учителю необходимо сформировать умение решать задачи, а для этого, прежде

всего, он должен уметь решать их сам, а так же владеть необходимыми знаниями, чтобы

учить этому других.

Тем самым возникает описание проблемной ситуации, т. е. ее знаковая модель - это

и есть задача. Итак, генезис задачи можно рассматривать как моделирование проблемной

ситуации, в какую попадает субъект в процессе своей деятельности, а саму задачу - как

знаковую модель проблемной ситуации.

Известный русский методист В. А. Евтушевский так охарактеризовал функции

сюжетных задач в обучении начальной математике : «Задачи, предлагаемые в классе,

заключают в себе живой материал для упражнения мышления ученика, для вывода

математических правил и для упражнения в приложении этих правил в решении частных

практических вопросов».

Итак, понятие «задача» имеет несколько определений, которые представлены выше,

а так же дана общая характеристика текстовой (сюжетной) задачи.

Таким образом, готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает

сформировать:

1) умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и

математических символов;

2) представлений о смысле действий сложения и вычитания, и взаимосвязи;

3) понятий «увеличить (уменьшить) на», разностного сравнения;

4) навыков чтения;

5) умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели и

обратно и др.

Именно второй подход позволяет в большей степени формировать общее умение

решать текстовые задачи.

Чтобы научить ребёнка решать текстовые задачи, учитель должен в разумном

сочетании использовать оба подхода. А всё многообразие методических рекомендаций,

связанных с обучением младших школьников решению задач, целесообразно

рассматривать преимущественно с точки зрения второго подхода.

Детям предоставляется возможность анализировать и разрешать житейские ситуации,

требующие умения находить геометрические величины (дальность и длительность,

анализировать зависимость между ними. В соответствии с требованиями нового

образовательного стандарта, при решении задач используется работа в парах и группах.

Так же предлагаются заведомо неправильные задачи, где требуется выявить, что

именно неверно: «Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и7 мешков с гречкой.

Сколько раз танцевала на балу Золушка с принцем?» В данном случае неверно

сформулирован вопрос задачи.

Сначала и до конца обучения в школе сюжетная задача неизменно помогает

ученику глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни,

расширять свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие

математические и нематематические задачи.

Используемая литература

1. Нефедова Математика. 1класс : учебник в 2ч. - М., Астель 2014г.

2. Нефедова. Математика. 1класс. Методические рекомендации: пособие для

учителей / – М., Астель, 2014.

3. Нефедова. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс : методические

рекомендации / 2011.

4. Социальная сеть работников образования - Интернет. nsportal.ru Паромова

А. А. Современный образовательный процесс в начальной школе

Публикации по теме:

«Фестиваль языков». Сценарий праздника для учащихся 8–10 классов«Фестиваль языков». Сценарий праздника для учащихся 8–10 классов едущий 1: Добрый день дорогие друзья! Ведущий 2: Good afternoon dear friends! Ведущий 1: На татарском Ведущий 2: Guten Tag; liebe Freunde.

Классный час для учащихся начальных классов «Моя малая Родина» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» Классный час Подготовила:.

Классный час с презентацией, посвящённый Дню Конституции, для учащихся начальных классов МБОУ Багаевская СОШ № 2 Учитель начальных классов Качалина Валентина Васильевна Тема: Поговорим о Конституции. Цели: 1. воспитывать уважение.

КТД для учащихся начальных классов «С Новым годом — с вкусным чаем!» Коллективно – творческое дело «Новый год с вкусным чаем» Сегодня к нам пришел необычный гость. Это сам Чайный куст (Денис) Артем - Приветствую.

Логопедическая викторина для учащихся 1–2 классов Выполнили: учитель-логопед Назарова В. В., учитель-логопед Чернеева Я. А. МКОУ «школа-интернат №10», г. Нижний Новгород Логопедическая викторина.

Проект для воспитанников детского дома, учащихся 8–9 классов «Мы журналисты» Проект «Мы журналисты» Введение. Выпускники, выходя из детского дома должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности.

Сценарий праздника ко Дню матери для учащихся 3 классов Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Нам очень приятно видеть вас всех в этом зале! Особенно приятно видеть здесь мам наших, любимых и.

Сценарий интеллектуальной игры «Планета Знаний» для учащихся 3,4 классов Коллективный творческий проект «Планета Знаний», 3 класс. Учитель: Краснобаева М. А. Этапы проектирования: 1. Исходный. Разработка основных.

Сценарий военно-спортивной игры для учащихся 1–4 классов «Вперед, Россия!» Звучит музыка. На сцене появляется ведущая и ведущий в военной форме. Ведущая:Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела не мало. Когда.

Ток-шоу «Пусть говорят». Мероприятие по профилактике употребления ПАВ для учащихся 8–11 классов Цель мероприятия: 1. Формирование негативного отношения к употреблению ПАВ. 2. Профилактика наркотической зависимости. Задачи мероприятия:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение учащихся 1 классов математическим задачам
Опубликовано: 14 марта 2017 в 20:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД