Папки-передвижки

Открытое мероприятие в старшей группе «Обычаи и традиции бурятского народа»

Кобелева Ольга
Открытое мероприятие в старшей группе «Обычаи и традиции бурятского народа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«Серебряное копытце»

hУРГУУЛИИН УРДАХИ hYPAЛСАЛАЙ МУНИЦИПАЛЬНА БЮДЖЕДЭЙ ЭМХИ

ЗУРГААН ХОЛИhOH TYXЭЛЭЙ ХYYГЭДЭЙ СЭСЭРЛИГ

Открытое мероприятие

в старшей группе «Смешарики»

Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»

(познание, кулинария).

Воспитатель: Кобелева О. И.

Северобайкальск 2018 год

Публикация «Открытое мероприятие в старшей группе „Обычаи и традиции бурятского народа“» размещена в разделах

Тема «Обычаи и традиции бурятского народа»

(познание, кулинария).

Цель: познакомить детей с традициями бурятского народа (костюмы, праздники, игры, жилище, блюда).

Задачи: способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии.

Учить детей готовить буузы, коктель, юрту используя схемы последовательности работы.

Развивать воображение, фантазию, смекалку.

Воспитывать интерес к традициям, уважение к бурятскому фольклору, по

ощрять умение детей выполнять работу аккуратно, качественно.

Обогащение словаря: Сагаалган, блюда из молочных и мясных продуктов.

Предварительная работа:

Беседа о празднике Белого месяца;

Рисование бурятских узоров;

Украшение бурятского национального костюма узорами;

Подготовить схемы последовательности использования продуктов при приготовлении буузы.

Материал:

Бурятские национальные костюмы и головные уборы;

Схемы приготовления фарша, теста, буузы, коктеля, юрты;

Фартуки и колпачки, скалки, дощечки на каждого ребенка;

Буузы, пароварка, одноразовые тарелки, ложки, мука, молоко, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды; мороженное, шоколад, коктельные трубочки и стаканчики, блендер;

Заранее приготовленные продукты; тесто, рис для начинки (вместо фарша);

Шаблоны юрты, ножницы, клей, дощечки, салфетки.

DVD с записью народных бурятских мелодий, фильм о Байкале, презентация Юрты, буузы.

Актуальность:

При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Если немного окунуться в историю бурятского народа и их национальной кухни, то про бурятские позы можно сказать следующее: они хранят в себе мудрость бурятского народа. По своей форме бурятские позы очень похожи на юрту. И это не напрасно! Устройство юрты и поз похожи тем, что в круглом жилище находился очаг, а дым выходил из отверстия проделанном в крыше.

Проблема:

«Для чего в буузе дырочка?»

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Методы и приё мы: игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, элементарный опыт, рефлексия.

Работа с родителями:

Папка- передвижка на тему «Детям о праздновании Сагаалгана»

Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.

Привлечение родителей к открытому занятию

Ожидаемый результат:

Дети узнали о традициях бурятского народа : послушали о традициях праздника Сагаалган, рассмотрели национальные бурятские костюмы, рассказали о жилище бурят, поиграли в бурятские игры, выяснили для чего в буузе дырочка.

Научились готовить буузы, коктель, юрту используя схемы последовательности работы.

Содержание

Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам, давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются.

Воспитатель: ребята как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Верно. Россия – наша Родина. А как называется республика, в которой мы живем?

Дети: Бурятия

Воспитатель: Правильно, в Бурятии живут люди разных национальностей: татары, башкиры, буряты, русские и другие. Ребята город, в котором мы живем, называется?

Дети: Северобайкальск

Воспитатель: да, наш город находится на севере о. Байкал

Просмотр фильма о том, как появился Байкал

Воспитатель: а кто коренные жители Бурятии?

Ответы детей

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях

бурятского народа. Национальных праздников у бурят два. Главный — это традиционный новый год — сагалган. Второй праздник — сурхарбан. Сегодня мы поговорим о Сагаалгане- это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц. Подготовка к празднованию Белого месяца начинается с уборки квартиры, дома, двора, всего хозяйства. Накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок, затем лепят из него фигурку человека (табалан, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу», затем сжигали эти фигурки на священном костре. В праздник в изобилии на столе появляется молочная белая пища. Главным украшением праздничного стола будет белая молочная пища, сладкая выпечка и мясные блюда. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.

Воспитатель: Ребята, а что такое белая пища?

Дети: молоко, сметана, творог, кефир….

Воспитатель: Как вы думаете, что желают люди друг другу?

Дети: благополучия, богатства, здоровья, удачи.

Звучит музыка, входят модели в костюмах.

Показ костюмов. Воспитатели: Куткина Д. Ю., Чжан О. В., Бартош О. Н.

Воспитатель: давайте рассмотрим национальные бурятские костюмы.

Воспитатель: каждый орнамент на костюме означает, что либо (небо, силу, богатство и т. д.)

Бурятская п/и :

«Иголка, нитка, узелок».

Играющие становятся в круг, держась за руки. Выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом, то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или не правильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры: иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их нужно не задерживая пускать и выпускать из круга и сразу же закрывать в круг.

Воспитатель: отгадайте загадку:

Ребенок: Юля П.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла –

Ни единого угла.

Дети: Юрта

Воспитатель: Верно (выставляет макет юрты, рассказывают о юрте Слава П., Данил. Т. ,Василиса Б. :

Юрта – основное жилище кочевников – скотоводов. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок – прочный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают валенки). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась. Ребята почувствуйте, какой войлок на ощупь, на что он похож?

Юрта – круглая, многогранная постройка с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту «дымник». В центре юрты располагается котел для приготовления пищи – казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные и дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто.

Воспитатель: Чем покрывали юрту?

Дети:войлоком

Воспитатель: Из чего изготовлен войлок?

Дети: шерсти

Воспитатель: Куда выходил дым?

Дети: дымник

Воспитатель: Как назывался котел, для приготовления пищи?

Дети: казан

Воспитатель: А теперь немного отдохнем.

Физминутка:

«Юрта»

Юрта, юрта, круглый дом,

Побывайте в доме том!

(Дети становятся в круг).

Гости явятся едва –

(Подняли руки).

В печку прыгают дрова.

(Наклонились, подкладывают).

Печка жарко топится.

(Прыгают в круг).

Угостить торопится

(Прыжки назад).

Ладушки, ладушки,

(Хлопают в ладоши).

Круглые оладушки!

(Все кружатся)

Воспитатель: Ребята мы с вами расмотрели национальные бурятские костюмы,поиграли в национальную бурятскую игру,познакомились с жилищем. Ребята назовите пожалуйска национальное блюдо бурят.

Дети: Бууза,поза.

Включается слайд (бууза)

Воспитатель: На что похожа буза?

Включаю слайд (буза и юрта)

Воспитатель: Чем похожа бууза и юрта?

Ответы детей

Воспитатель: А если заклеить дырочку, что будет? Как вы думаете?

Ответы детей

Воспитатель: А если закрыть дымник,что произойдет?

Ответы детей

Воспитатель: давайте вспомним, что нам нужно для приготовления буузы

Дети: фарш, тесто

Воспитатель: а давайте проверим

Игра, какие продукты нужны для приготовления теста и фарша.

Воспитатель: Молодцы справились с этим заданием.

Ребята у нас в группе оборудованы три мастерские, в одной из них вы можете научиться лепить позы, во второй поэксперементировать с белой пищей – молоком, и в третей вы научитесь конструировать юрту из бумаги.

У меня есть карточки, на которых изображены наши мастерские, проходите выберайте ту карточку с рисунком мастерской, в которую бы вы хотели попасть. А теперь мы отправляемся в нашу мастерскую (проходим в группу)

Воспитатель: давайте повторим правила безопасности.

Дети приступают к своей деятельности:

Учатся лепить буузы.

эксперементируют с молоком и пищевыми красителями и средством для мытья посуды.

Конструируют юрту из бумаги.

Рефлексия: звучит звоночек

Воспитатель: Ой ребята, кажется наши позы сварились, проходите в спальню и посмотрим что у нас получилось. (рассматриваем буузы и колобок – бууза без дырочки)

Воспитатель: Как вы думаете, а нужна ли в буузе дырочка, почему, зачем?

Ответы детей

Воспитатель: на что похожа бууза?

Ответы детей

Воспитатель: Что такое Юрта?

Ответы детей

Воспитатель: В какую игру мы сегодня играли?

Ответы детей

Воспитатель: Какие бурятские праздники вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: что вам больше всего запомнилось, что бы вы хотели повторить?

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Самоанализ

ООД «Обычаи и традиции бурятского народа» (познание, кулинария).

ООД проводила с детьми старшей группы, присутствовало детей – мальчика, – девочек; возраст – 5-6 лет и 4-5 лет. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя. У большинства детей сформированы предпосылки учебной деятельности.

Актуальность:

При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Цель: познакомить детей с традициями бурятского народа (костюмы, праздники, игры, жилище, блюда).

Задачи: способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии.

Учить детей готовить буузы, коктель, юрту используя схемы последовательности работы.

Развивать воображение, фантазию, смекалку.

Воспитывать интерес к традициям, уважение к бурятскому фольклору, по

ощрять умение детей выполнять работу аккуратно, качественно.

При постановке задач учтены принципы обучения, программные требования, тема и цель, уровень подготовленности детей, их жизненный опыт. Для реализации каждой задачи были логично и грамотно подобраны и применены методы приёмы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи: игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, экспериментальная деятельность, конструирование рефлексия.

На протяжении всей ООД прослеживается интеграция образовательных областей:

Физическое развитие – физминутка, п/и.

Социально-коммуникативное развитие – создана интересная обстановка для общения, сотрудничество со сверстниками, педагогом в ходе решения проблемных ситуаций, игр.

Речевое развитие – развитие диалогической речи, пополнение словаря. развитие диалогической речи, использование художественного слова, загадки.

Художественно-эстетическое развитие – музыкальное сопровождение.

Обогащение словаря: Сагаалган, блюда из молочных и мясных продуктов.

Предварительная работа:

Беседа о празднике Белого месяца;

Рисование бурятских узоров;

Украшение бурятского национального костюма узорами;

Подготовить схемы последовательности использования продуктов при приготовлении буузы.

Материал:

Бурятские национальные костюмы;

Схемы приготовления фарша, теста, буузы;

Фартуки и колпачки на каждого ребенка;

Скалки, дощечки, молоко, пищевой краситель

Заранее приготовленные продукты;

DVD с записью народных бурятских мелодий.

Работа с родителями:

Папка- передвижка на тему «Детям о праздновании Сагаалгана»

Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.

Привлечение родителей к открытому занятию

Ожидаемый результат:

Дети узнали о традициях бурятского народа : послушали о традициях праздника Сагаалган, рассмотрели национальные бурятские костюмы, рассказали о жилище бурят, поиграли в бурятские игры, выяснили для чего в буузе дырочка.

Научились готовить буузы, коктель, юрту используя схемы последовательности работы.

Санитарно-гигиенических условия соответствуют нормам, влажная уборка и проветривание помещений проведены до занятия, свет и температура в помещении в норме, материал безопасен, эстетически оформленный, соответствует возрасту детей. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение ОД позволили избежать утомляемости детей.

Все этапы ООД логичны и последовательны, подчинены одной теме

В начале ООД был создан положительный настрой к предстоящей деятельности, в процессе которого, дети поприветствовали присутствующих гостей и друг друга.

Основная часть началась с просмотра фильма о том, как появился Байкал.

Общение с детьми строила на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировала над ними. Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

На протяжении всей НОД учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей: дети воспринимали материал на слух, визуально, тактильно. Дети с более высоким уровнем развития таким как: Слава П., Данил Т., Василиса Б. было предложено рассказать о Юрте. Робких детей подбадривала, хвалила. Следила, чтобы речь моя и детей, была грамотная, четкая, эмоционально окрашенная.

С целью поддержки детской инициативы, детям было предложено самостоятельно выбрать вид деятельности.

На этапе рефлексии формировала умение детей рассказывать о своих впечатлениях, о деятельности.

Анализируя деятельность детей, отметила, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющие знания и умения. Смена вида деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость детей.

Считаю, что дети с поставленными задачами справились полностью.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группыКонспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группы «Обычаи и традиции русского народа» для детей старшей группы Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать.

Конпект НОД по познавательному развитию «Весенние обычаи чувашского народа» в старшей группе. Программное содержание: • расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье, • закрепить знания о быте, одежде чувашей, •.

Конспект ООД в подготовительной группе общеразвивающей направленности «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков» Конспект ООД в подготовительной группе общеразвивающей направленности «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков» Программные задачи..

Масленица: ее традиции и обычаиМасленица: ее традиции и обычаи Масленица: традиции и обычаи Существует несколько названий этого праздника: мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования.

Музыкальное мероприятие среди педагогов «Традиции и обычаи народов Дагестана!» «Традиции и обычаи народов Дагестана» 1 слайд «Дагестан!» 1-Ведущая: Ассаламуалейкум! Дорогие друзья! Ассаламуалейкум! Добрые гости.

Открытое занятие «Старинные семейные традиции» в старшей группе Старинные семейные традиции Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания.

Проект «Традиции и обычаи башкирского народа» Паспорт проекта. Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители МАДОУ детский сад №38. Вид проекта: познавательный Тип проекта:.

Проект «Обычаи и традиции русского народа»Проект «Обычаи и традиции русского народа» Название проекта «Обычаи и традиции русского народа» составлен воспитателем 1 категории МБОУ "Начальная школа- детский сад №6 компенсирующего.

Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Традиции и обычаи русского народа» Государственное казенное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнечный лучик».

Традиции и обычаи абазинского народа, как источник сохранения и обогащения родного языкаТрадиции и обычаи абазинского народа, как источник сохранения и обогащения родного языка Ф. М. Биджева Заместитель заведующей по ВМР МКДОО «Амра а. Инжич-Чукун», Абазинский район. E- mail: fatima.bidzheva.60@mail.ru[/h4][/b].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое мероприятие в старшей группе «Обычаи и традиции бурятского народа»
Опубликовано: 25 июня 2018 в 04:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД