Лучший педагог года

Практикум для родителей «Ох уж эти сказки!»

Олейник Елена Николаевна
Практикум для родителей «Ох уж эти сказки!»

«Ох уж эти сказки

Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений.

С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Роль сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи.

Сказка - одно из доступных средств для развития эмоции ребенка, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка.

Публикация «Практикум для родителей „Ох уж эти сказки!“» размещена в разделах

Мир сказок - это мир мечты и фантазии, в котором содержится мудрость, накопленная многими поколениями.

В сказках всегда побеждает именно добро, что является одним из важнейших факторов в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь.

Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Формируется и закрепляется умение задавать вопросы.

Сказки развивают фантазию и воображение ребёнка, а также его творческий потенциал, расширяют познания детей.

Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность не только сопереживать и сострадать, но и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека, ребенок выражает собственное отношение к добру и злу.

Сказки являются отличным инструментом по воспитанию личности. При этом сказки развивают чувства, они заставляют ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. Сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества.

Для успешного решения вопросов воспитания и развития после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, и вместе с ребенком пробовать анализировать сказку,

В сказочном мире существует большое количество колоритных и очень узнаваемых персонажей. Например, Баба-Яга. Это один из самых древних персонажей. Сказки с Бабой-Ягой относятся к народному фольклору.

Все с детства знают, кто такая Баба - Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны. Тем не менее, в любой сказке Баба - Яга выполняет важную роль.

Это – колоритный, самый сложный и противоречивый образ в сказочном мире. По самым общим представлениям, это страшная Старуха, с длинным носом и костяной ногой, которая, в основном, лежит на печи в своей избушке на курьих ножках, или носится над Русью на своей ступе, и имеет очень скверный характер.

Сказки с Бабой-Ягой показывают этого персонажа с разных сторон:

Это могучая и мудрая женщина в возрасте, что может как помочь путнику в дороге, так и стать большим испытанием, которое нужно решить.

Существует ряд сказок, в которых Баба-Яга совершает плохие дела (похищает детей, удерживает прекрасную девицу в плену и др.). Такие русские сказки с Бабой-Ягой обычно читают совсем маленьким деткам. В них она представляет собой фактор назидательности. Именно после таких сказок родители поучают своих деток.

Например:

• "Гуси-лебеди". В этой сказке Баба-Яга – негативный персонаж, который приказывает своим гусям воровать детей.

• "Баба-Яга костяная нога". В этой сказке рассказывается о послушной дочери, которая идет по велению мачехи в лес к Бабе-Яге. На своем пути она преодолевает различные препятствия, чтобы выбраться из злого плена. Сказка рассказывает о послушании, доброте.

Разминка «А знаете ли Вы сказки

Вопросы для разминки:

1. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?

2. Назовите часть женского наряда, в которой вмещается озёра, лебеди и другие элементы природной среды.

3. Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей?

4. Кто исполнял все желания Емели?

5. Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом?

6. Назовите место рождения Колобка.

7. Продолжите выражение: «Скоро сказка сказывается, да…»

8. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?

Также существуют сказки, в которых Баба-Яга предстает как мудрая и одинокая женщина, которая дает наставление заблудшему молодцу. При этом она может подарить ему волшебный предмет, что после приведет его куда нужно или поможет в трудный час.

Это такие сказки как :

• "Василиса Прекрасная". Это русская народная сказка, в которой рассказывается о бедной девочке, вынужденной исполнять приказы мачехи. Когда мачехины дочки отправили ее к Бабе-Яге за огнем, та пошла. В этой сказке Василиса, исполнив все приказы старухи, получила то, за чем приходила.

• "Перышко Финиста Ясна Сокола". В этой сказке персонаж Бабы-Яги показан с хорошей стороны. Главный герой – заколдованный молодец, которого идет спасать его возлюбленная. На своем пути она встречает трех Бабок Ежек, которые дают ей по одному волшебному предмету. С их помощью она и освобождает возлюбленного Финиста.

• "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что". Удивительная и волшебная история, где Баба-Яга предстает вообще в другом образе – доброй помощницы молодцу на его пути.

• С этим колоритным персонажем мы начинаем знакомить детей с 3-4 лет, читая сказку «Гуси-лебеди»,

• В старшей и подготовительной группе мы предлагаем нарисовать этот сказочный персонаж, формируя представление о художественном образе и умение выражать характер Бабы Яги в рисунке.

• Оформив выставку книг, сказок, в которых встречается Баба Яга, дети с интересом будут рассматривать иллюстрации, на которых, она везде разная.

• Можно пригласить Бабу ягу на занятие.

• А детские праздники с Бабой Ягой увлекательные и необычные. Рассматривание этой сказочной героини помогает вызвать у детей гамму чувств: удивление, восхищение, интерес.

• Деткам очень нравится Подвижная игра Бабка Ежка.

Творческий конкурс «Сочини новое окончание сказки».

Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» с простой, всеми хорошо известной русской народной сказкой

«Репка» - «Сочини новое окончание сказки»

Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»

В сказке о репке говорится, о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.

А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по-иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут- потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».

И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.

(Далее воспитатели предлагают свои варианты окончания данной сказки)

В наше время побывать в сказке стало проще простого, потому что любого сказочного героя мы можем отыскать на «Сказочной карте России».

Ярославская область считается родиной огромного числа русских традиционных сказочных персонажей, среди них — и Баба Яга, В селе Кукобой -эта знаменитая старушка получила постоянную прописку. Это- старинное поселение, летоисчисление, которого берет начало еще с шестнадцатого века. Именно это поселение и стали считать родиной самой известной сказочной героини.

Это удивительное место, настоящая сказка - посреди леса стоит избушка на курьих ножках, которая к тому же и вертится, возле нее Баба Яга костяная нога. Здесь можно испить заботливо приготовленный ею горячий чай, заваренный из «живой» воды целебного источника, из которого пил, как рассказывают, сам Иван Грозный. А еще – угоститься пирогами, приготовленными бабушкой по старинным рецептам.

Шалунов она может припугнуть и пожурить, но Яга – отходчивая, долго не сердится. Образ персонажа несколько исправлен местными жителями: Баба Яга – старушка добрая и справедливая.

Игровые ситуации

«Красочный конкурс»

Каждой команде предлагается плакат, на котором иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор. (народные и авторские сказки).

Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Мойдодыр», «Приключения Буратино», «Чиполлино», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Айога», «Белоснежка», «Лиса – лапотница», «Теремок»

В древнем г. Владимир также есть музей, посвященный известному сказочному персонажу — Бабе-Яге, которую здесь называют ласково Бабуся-Ягуся. Музей покоряет нас своей сказочностью.

Это весьма нестандартный и тематический музей посвященный, героине славянской мифологии и фольклора славянских народов.

Сам музей состоит из нескольких комнат, в которых экскурсовод рассказывает про то, кто такая все-таки бабка-ёжка, кто ее друзья. Рассказ сопровождается визуальными спецэффектами (выключение света, движение разных фигур, предложение потрогать содержимое кувшинов и т. д.).

Едва пересекаешь порог музея, тут же оказываешься в атмосфере сказки. Дверь распахивается и приглашает посетителей окунуться в мир неожиданностей. Перво-наперво, дорогих гостей с уханьями, повизгиваниями и другими характерными ужимками встречает Кикимора — подружка Бабы-Яги.

В музее обитает и другой сказочный персонаж — Кощей Бессмертный, который, как ему и полагается «над златом чахнет». Впрочем, для детишек он делает исключение и разрешает им покопаться в его несметных богатствах.

Работа в группах «Домики сказочных героев»

Задача: развивать умение педагогов использовать символические средства для передачи образа героя, его характеристики, своего отношения к нему.

- На поляне стоят домики. В них живут герои сказок. В каком-то домике живут злые, страшные герои, в каком-то добрые, а может быть мудрые или храбрые. Сейчас вы будете работать в командах. Каждой команде нужно нарисовать на домике эмблему так, чтобы другая команда догадалась, кто живет в этом домике и даже смогла назвать сказку, в которой эти герои встречаются. Характеристика героев дана в конверте.

(Работа в группах, обмен домиками, обсуждение в группах, выступления представителей групп, с комментариями, трудно ли было догадаться или легко, почему, с помощью каких символических средств было передано отношение к героям, дана их характеристика).

Но все же главная героиня и безусловная королева музея — это Баба-Яга.

В нескольких залах представлена коллекция около 70 видов этого персонажа из разных городов России и других стран, самых разных форм, видов, цветов и материалов. Есть крохотные, есть в человеческий рост. Деревянные, фарфоровые, глиняные, восковые и даже созданные из бахчевых, например, тыквы.

Многие из кукол двигаются, издают скрипучими голосами звуки, шевелят конечностями и качают головами.

В музее-сказке «Бабуся-Ягуся» можно без проблем примерить роль злобной бабки на себя, облачившись в ее костюм. Многие, надо сказать, проводят за этим занятием не одну минутку.

Кроме всего прочего в музее проводятся всевозможные мастер-классы. А еще местная Баба-Яга гостеприимна, а потому угощает гостей пряниками и пирогами, вкуснейшим наливками и медовухой с русской щедростью и широтой души.

Кстати, там расскажут интересные факты о бабе Яге. Оказывается, изначально она не была злой. Она спасала осиротевших деток, унося их и воспитывая в своей избушке. А вовсе и не питалась ими, как в некоторых сказках говорят.

И конечно же при музее есть торговая лавка, где можно приобрести много приятных сувениров.

Я предлагаю всем, у кого есть маленькие дети посетить эти сказочные места

Можно предложить родителям поехать в гости к Бабке Ежке.

Дети будут в восторге от посещения этого необычного музея бабы Яги. Ну и взрослым понравится!

Хочу добавить, что в развитии ребенка участие родителей играет колоссальную роль. Время, проведенное за совместным чтением и обсуждением сказок, это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции, каждая сказка чему-то учит малыша.

Необходимо, чтобы родители читали с детьми как можно больше, а главное говорили, о чем прочитали!

Публикации по теме:

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Практикум для родителей «Чему нас учит сказка «Курочка Ряба» Уважаемые родители! Как вы думаете, где еще кроме стихов, пословиц, поговорок, мы можем черпать истину семейных отношений? Конечно, в сказках.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Практикум для родителей «Тестопластика — увлекательное занятие» Цель: Ознакомление с технологией приготовления соленого теста для изготовления поделок. Вовлечение родителей в данный вид деятельности –.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для родителей «Ох уж эти сказки!»
Опубликовано: 23 января 2021 в 20:39
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД