Ирина Кондратьева
«Оптимизация двигательного и эмоционального эффекта в процессе приобщения к игровым видам спорта старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижный, быстрый человек
Гордится стройным станом,
Сидящий сиднем целый век
Подвержен всем изъянам…
Авиценна
С детских лет я росла очень подвижным и беспокойным ребенком. Когда моя активность начала наносить ущерб квартире, мама решила направить мою энергию в мирное русло и отвела меня в спортивную школу. С этого момента вся моя жизнь стала подчиняться рас-писанию тренировок и сборов. А мне так хотелось побегать с друзьями во дворе, поиграть в «Вышибалы», «Хали - хало», «Чижик», «Стекляшки» и в другие дворовые игры. Вам знакомы эти незамысловатые названия из детства? Наши дети предпочитают виртуальное обще-ние, заменяя друзей вымышленными персонажами, а свободное время проводят, не бегая во дворе на свежем воздухе, а у экранов телевизоров и компьютеров. И как следствие - это ухудшение здоровья по всем параметрам. Утеряны детские разновозрастные дворовые со-общества. Некому передать опыт коллективной игры.
Публикация «„Оптимизация двигательного и эмоционального эффекта в процессе приобщения к игровым видам спорта старших дошкольников“» размещена в разделах
За время работы в детском саду я поняла, чтобы быть интересным детям, надо быть современным. Вам говорят что-нибудь такие названия как «Фрисби», «Ботл-бол», «Стек-ринг», «Хоккей-лимитед», «Стек-бол»? Вот и я заинтересовалась. Оказалось всё предельно просто и довольно забавно, как раз то, что может увлечь современных детей. Сами идеи игр подсмотрены мной в жизни воспитанников. Именно в дошкольном возрасте они прояв-ляют креативность мысли и могут превратить палку в клюшку, а обруч от серсо в шайбу. Но всё по порядку….
I. Актуальность.
Одной из причин, почему наши дети не играют в спортивные игры – недостаток времени на игру. В большинстве режим дня в детском саду перегружен различными интеллекту-альными занятиями, что на свободную игру остаётся мало времени. К сожалению, сегодня многим ребятам не знакомы такие увлекательные и интересные игры, как «Городки», «Лап-та». А, тем не менее, обучение элементам спортивных игр предусмотрено современными программами ДОУ («Радуга», «Детство», «Истоки» и др.).
II. Система работы по обучению старших дошкольников
играм с элементами спорта.
В ноябре 2009 г. приказом за № 655 были утверждены новые Федеральные Государствен-ные требования к общеобразовательной программе дошкольного воспитания. В соответствии требованиями (п. 3.3.1) мы поставили перед собой цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Наш детский сад реализует ком-плексную программу «Детство» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина.
В соответствии с этой программой мы обучаем детей таким спортивным играм и уп-ражнениям: «Городки», «Баскетбол», «Бадминтон», «Футбол», «Хоккей», «Настольный тен-нис», катание на санках, ходьба на лыжах, катание на велосипедах и плавание.
Одним из условий приобщения дошкольников к различным видам спортивных игр яв-ляется использование современных технологий, таких авторов, как Л. Н. Волошина, В. Т. Кудрявцев, Л. В. Яковлева. На основе технологий нами были определены следующие
задачи:
1. Развивать основные физические и воспитывать положительные морально-волевые ка-чества.
2. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладение двигательными навы-ками и правильной техникой).
3. Формировать у дошкольников интерес и потребность к двигательной активности и физическому совершенствованию.
Качественное преобразование системы обучения детей спортивным играм заключается в сочетании как традиционных, так и нетрадиционных спортивных игр.
Для реализации данной системы необходимы следующие условия:
1 условие. Мной адаптирована структурно-функциональная модель обучения спор-тивным играм Волошиной Л. Н. под условия нашего ДОУ.
2 условие. В нашем дошкольном учреждении макро- и микросреда соответствует со-временным требованиям СанПиНа. Половое покрытие в спортивном зале выполнено из со-временного материала «ламината», что позволяет соблюдать необходимые гигиенические требования. «Изюминкой» является авторский проект многофункционального тренажера «Крепость», а также легко трансформируемые трибуны для зрителей, которые одновременно являются секциями для хранения мелкого физкультурного оборудования.
Центром организации двигательной деятельности дошкольников на участке является спортивный городок «Здоровей-ка», с многофункциональным комплексом для старших до-школьников и полосой препятствий по периметру. Кроме того, на территории детского сада распологаются комплексы для младших дошкольников «Паровозик», «Корабль «Дружный», а так же поле для игры в мини-футбол, площадка для игры в «Городки», большая площадка для спортивных игр, которая зимой переоборудуется в место для игры в хоккей.
Микросреда детского сада – это спортивные мини-центры в группах, которые соответст-вуют возрастным особенностям детей и каждый по-своему интересен. Это и «Чудо - дерево» со стеной скалолазанья, и мини-стадион, и «Паровозик из Ромашкино». В группах имеется и «Стена осанки», мини-тренажеры, нестандартное спортивное оборудование, опорные карты-схемы двигательной деятельности для самостоятельного выполнения. Учитывая гендерный подход в воспитании детей, для мальчиков установлены спортивные комплексы, тренажеры для развития силы и выносливости, а девочкам предлагаются «султанчики», гимнастические ленты, оригинальные манжеты для танцевальных движений.
Наш детский сад находится в непосредственной близости с городским ФОКом «Здравни-ца», что является еще одним плюсом в организации физкультурно-оздоровительной работы. С администрацией комплекса мы ежегодно заключаем договор о взаимодействии. Наши дети с удовольствием посещают басейн, легкоатлетический манеж, принимают активное участие в городских мероприятиях, организованных ФОК.
3 условие. С целью повышения профессионального уровня педагогов, вовлечения пе-дагогического коллектива в работу по приобщению к спорту, мной составлен «План взаимо-действия инструктора по физической культуре с педагогическим коллективом по введению в воспитательно-образоваетельный процесс элементов спортивных игр» (мастер–классы, кон-курсы-презентации нестандартного спортивного оборудования, картотека нетрадиционных спортивных игр).
4 условие. Проблему приобщения детей к спортивным играм невозможно решить в полной мере без активного участия родителей. Как показали маркетинговые исследования в начале учебного года, родители имеют большой «спортивный» потенциал и желание его реа-лизовать. Анализ анкет выявил, что многие из них владеют навыками игры в баскетбол, фут-бол, хоккей, некоторые имеют спортивный разряд, но при этом большинство родителей за-трудняются в организации спортивных игр : не знают правил, не могут их адаптировать под дошкольный возраст, не знают основы техники и т. д.
Основная работа по повышению активности родителей в ДОУ осуществляется через ор-ганизацию клуба «Здоровая семья». В рамках которого мы также решаем задачу приобще-ния детей и их родителей к активному образу жизни. Участвуя в работе клуба, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, видят, какую поль-зу приносят ребенку игры, веселые состязания, как играя, он тренируется. Одна из задач клу-ба – обогащение двигательного опыта новыми двигательными действиями, обучение пра-вильной технике выполнения элементов спортивных игр.
В рамках клуба «Здоровая семья» проходят: лыжные походы «Румяная лыжня», похо-ды-прогулки «Тропой индейцев», «Краски осеннего леса», «В лес за хорошим настроением», спортивные соревнования «Мама+Я», «Папа-супермен», «Дружная семейка», мероприятие на катке «Ледниковый период», «Велородео». Традиционными стали тематические занятия по обучению спортивным играм «Скучать не даст летучий мяч», «Заводные клюшки», «Пу-тешествие в удивительный город».
Повторное анкетирование выявило большую заинтересованность родителей в физиче-ском воспитании своих детей. О наличии у родителей интереса к нашей работе говорит и тот факт, что все большее количество мам и пап старается участвовать в спортивных мероприя-тиях детского сада. Если в младшем возрасте активное участие принимало около 30% роди-телей, то к концу подготовительной группы более 80%.
III. Этапы обучения спортивным играм.
Работу по обучению детей спортивным играм я начинаю с оценки уровня готовности детей к овладению данным видом двигательной деятельности, предлагаемой Л. Н. Волошиной. На основе ее нормативов разработала свою батарею тестов для каждой спортивной игры. Анализ диагностики дает объективную информацию об основных параметрах состояния здоровья детей, оценке физических качеств и уровня сформированности двигательных навыков.
В связи с высоким, средним и низким уровнем физической подготовленности опреде-ляем условия индивидуально-дифференцированного подхода, который обеспечивается на физкультурных занятиях:
- игрой на полной площадке или на ее половине;
- использованием инвентаря различного веса и размера (облегченный вариант ракеток, бит, шайб);
- увеличением или уменьшением расстояния между партнерами в действиях парами;
- дозировкой физической нагрузки при подборе игр и упражнений, их повторений;
- вариативностью обучения с учетом половых признаков: использованием для девочек пластмассовых городков, бит;
- подбором индивидуальных заданий по развитию тех или иных качеств.
Сложностью в реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода яв-ляется то, что в играх с элементами спорта преобладают коллективные действия.
Прежде чем приступить к системному обучению спортивным играм и упражнениям, мы знакомим детей с историей возникновения того или иного вида спорта, известными спорт-сменами, проводим экскурсии на спортивные объекты : стадион, бассейн, корты.
Цель – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.
Учим детей так называемой «школе снаряда» - умение владеть мячом, летающей тарел-кой, клюшкой и т. д. С этой целью помещаем их в спортивный центр и даем возможность са-мостоятельно манипулировать ими. Затем разрабатываем систему подводящих упражнений, которые помогут детям овладеть основными приемами спортивных игр.
Далее проводим поэтапное формирование игровых умений и навыков в процессе занятий : 1 этап
- разучивание простых технических приемов
- разучивание специальных действий и движений
- разучивание специальных связок и комбинаций
2 этап
- совершенствование технических приемов
- разучивание технической схемы игры по упрощенным правилам
- закрепление основного тактического рисунка игры
3 этап
- совершенствование игры через развитие интереса к ней
В методике своей работы использую единый, универсальный алгоритм освоения ре-бенком спортивной игры.
Схема построения игровых физкультурных занятий традиционна. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи ре-шаются путем соответствующего подбора игр и игровых упражнений, рационального рас-пределения чередования объема физических нагрузок.
Для использования игры ребенком в самостоятельной деятельности алгоритм обучения спортивной игре представляю в виде условно–схематического моделирования. Карточки яв-ляются мощным стимулом к мотивации и интересу каждой новой спортивной игры. Так же использую другие графические модели при закреплении характерных двигательных навыков.
Занятие по физической культуре на свежем воздухе проводим в середине прогулки в ве-сенне-осенний период, чтобы дети могли отдохнуть на свежем воздухе, а зимой – в конце, потому что, вспотев, они могут простудиться, если их задерживать после этого на воздухе.
Спортивные упражнения стараемся использовать в разные периоды дня. Утром, прини-мая малышей, привлекаем небольшие группы детей, помня, что не целесообразно использо-вать спортивные упражнения вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или тре-бующие больших затрат физической энергии. Это истощает детей, снижает их возможности в овладении знаниями на занятиях. Учитываем это и при подборе упражнений для вечернего времени, т. к. работоспособность детей начинает снижаться.
На дневной прогулке и занятиях по физической культуре используем спортивные уп-ражнения с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В это время изуча-ем основы техники видов спорта. Место спортивных упражнений в течение прогулки опре-деляется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми и пр. В начале прогулки спортивные упражнения проводить не желательно. Тут целесообраз-но отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание тех детей, которые еще не увлеклись играми.
IV. Результативность работы.
Использование современных здоровьесберегающих технологий позволило значительно снизить заболеваемость.
Анализ тестирования эмоционального отношения детей к физической культуре по ме-тодике Д. Б. Эльномина, А. Л. Вемлера совместно с психологом детского сада Крючковой В. В. показал так же положительную динамику.
Таким образом, в практике своей работы успешно использую более 10 спортивных игр, как традиционных, так и не традиционных (игр придуманных детьми и адаптированных мной в соответствии с современными требованиями и возрастными особенностями детей).
Достигнутые результаты показывают, что при целенаправленной и системной работе можно решать проблемы по оптимизации двигательного и эмоционального эффекта при при-общении к игровым видам спорта старших дошкольников.
V. Концепция развития.
Концепцию развития своей работы вижу в приобщении детей дошкольного возраста к народным спортивным играм, которые развивают не только физические качества, но и нрав-ственно-патриотические, выражают уникальность русской культуры
Детские годы скоротечны и важно наполнить каждую минуту яркими незабываемы-ми впечатлениями.
Возвращаюсь с работы вечером и слышу, как из соседнего двора доносятся голоса мо-их воспитанников: «Шайбу! Шайбу!». Папы залили мини-каток, дети установили импрови-зированные ворота. Глаза горят игровым азартом, на площадки царит командный дух, щеки налились румянцем. Вот он настоящий и неподдельный результат мой работы: «Дети дви-гаются на свежем воздухе!» Строю планы на будущее: «Хорошо бы отыскать ещё и пра-вила давно забытых народных игр «Лапта», «Чиж», «Клек-гоняло». Думаю, дошколятам они тоже понравятся…»