Опыт работы ДОУ по формированию экологической культуры дошкольников

Мария Синевич
Опыт работы ДОУ по формированию экологической культуры дошкольников

Я хочу представить вам «Опыт работы

МБДОУ «Детский сад № 6 комбинированного вида»

по формированию экологической культуры дошкольников».

Слайд 2

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

В 2015-2016 и 2016-2017 учебном году в нашем ДОУ в Годовом плане одной из поставленных задач являлась формировать экологическую культуру дошкольников, развивать любознательность и бережливое отношение к окружающему миру в процессе исследовательской деятельности (экологическая тропа, экологические конкурсы, акции).

Слайд 3, 4 Формы работы

Для достижения поставленной цели в ДОУ используются формы работы, представленные на слайдах.

Слайд 5 Птичья столовая

Акция прошла при непосредственном участии родителей наших воспитанников, которые вместе с детьми изготавливали кормушки для зимующих птиц. В рамках проведения экологической акции «Птичья столовая» педагоги с детьми развешивали кормушки не только на территории ДОУ, но и за его пределами. Орнитологи выяснили, что терморегуляция птиц при недостатке пищи работает плохо, поэтому много птиц погибает во время холодов. Есть данные о том, что каждую зиму из десяти синиц девять погибает. Мы надеемся, что данная экологическая акция поможет сохранить как можно больше птиц.

Слайд 6 акция «Елочка –зеленая иголочка»

Исчезновение лесов является мировой экологической проблемой. Обезлесивание планеты приводит к резким температурным перепадам, изменениям в количестве выпадающих осадков и скорости ветров. Множество обитателей лесных территорий исчезает вместе со своим домом. Разрушаются целые экосистемы, уничтожаются растения незаменимых видов, используемых для получения лекарств, и многие ценные для человечества биоресурсы.

В предновогодние недели в ДОУ прошла экологическая акция «Елочка-зеленая иголочка». Педагоги, дети и их родители изготавливали елочки из самых различных материалов, проявляя фантазию и творческий подход к делу. Главный смысл экологический акции заключался в осознании детьми и родителями необходимости беречь лес, не срубать деревья для забавы. Проводились беседы с детьми и экологические игры на данную тему.

Слайд 7 «Земля – наш общий дом!»

Большинство из нас наслышано об экологической проблеме переработки отходов. Наиболее вреден для человека и окружающей среды технологический пластмассовый утиль, ведь разложение пластика происходит долгие годы: в зависимости от качества 50 — 500 лет. Количество мусора в природе растет с каждым днем. С точки зрения экологов, для решения проблемы механического загрязнения окружающей среды необходимо прежде всего пересмотреть свое отношение к проблеме отходов. Бережное отношение к природе проявляется у ребенка в самых простых вещах – выбросить мусор в контейнер самому, помочь взрослым ухаживать за цветами и т. д. Когда дети узнают о том, какой вред приносит человеку, животным и всей окружающей среде некоторые виды отходов, они сами мотивируют родителей сдавать их в специальные пункты переработки.

В рамках экологической акции «Земля - наш общий дом» в нашем детском саду регулярно проводятся мероприятия по благоустройству территории, в которых принимает участие весь персонал ДОУ, дети и родители воспитанников. С детьми проводились экологические игры: «Разбери мусор по контейнерам», «Узнай наощупь».

Слайд 8 «Встречаем птиц»

На протяжении всего осеннее-зимнего периода мы подкармливаем наших зимующих птиц, а весной – встречаем перелетных птиц. Для этого родители, педагоги и дети изготавливают самые разнообразные скоречники, а затем развешивают их на территории ДОУ. Конечно, здесь особую роль играют папы, которые своим участием в акции подают достойный пример своим детям.

Слайд 9 «Спасем мир!»

В нашем детском саду была проведена экологическая акция с многообещающим названием «Спасем мир!», в рамках которой все участники образовательного процесса изготавливали поделки из бросового материала. Данная экологическая акция привлекла внимание родителей, педагогов и детей к проблеме использования отходов на вторичном производстве. Ведь можно не выбрасывать бездумно использованные материалы, а найти им новое творческое применение.

Спасти мир не в наших силах, но задуматься о том, чтобы не навредить ему лишний раз, мы можем.

Слайд 10 «Добрые крышечки»

Мы участвуем во всероссийской экологической акции «Добрые крышечки». Во всех группах ДОУ осуществляется сбор крышек от пищевых продуктов. Всем известна сказка В. Катаева «Цветик-самоцветик» о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с разноцветными лепестками. Загадывая желания и отрывая лепестки, она потратила их на глупости. А последний заветный лепесток она пожертвовала на больного мальчика, и это оказалось достойным.

Так при сборе второсырья можно сберечь природу и собрать средства для больных детей. Крышечки в нашем детском саду используются для изготовления нестандартных пособий для развития детей по всем образовательным областям. А дети собирают дома крышки с удовольствием, т. к. коллекционирование – одно из любимых детских занятий, развивающее познавательно-исследовательскую деятельность.

Слайд 11 «Сдал батарейку – спас ежика!»

Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжелыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. В батарейках содержится множество различных металлов, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе, и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью. Одна наша шестилетняя воспитанница сформулировала смысл акции по-своему: «Одна батарейка загрязняет один метр ежика».

В нашем детском саду была проведена экологическая акция «Сдал батарейки – спас ежика!», которая завершилась флешмобом на свежем воздухе. Дети читали стихи на экологическую тему, собирали муляжи батареек, спрятанные на площадке, беседовали с Ежиком о том, что нужно делать, чтобы беречь природу.

Слайд 12 «Огороды на окне»

Еще одной формой работы для реализации поставленных задач является проведение смотр-конкурсов. В нашем детском саду были проведены такие смотр-конкурсы, как «Огороды на окне», «Осенняя фантазия», «Мусорная мода», «Смотр-конкурс уголков экспериментирования». Смотр-конкурсы активизируют творческий потенциал педагогов и воспитанников, дают прекрасную возможность для распространения педагогического опыта внутри ДОУ.

Ребенок по природе своей деятель, а не созерцатель. Эту особенность отражает высказывание Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».

С целью создания благоприятных условий для воспитания экологически грамотного ребенка и стимулирования поиска, творческого потенциала и профессионального роста воспитателей в ДОУ был проведен смотр- конкурс «Огород у нас хорош, все, что хочешь, здесь сорвешь!»

Слайд 13 «Осенняя фантазия»

Для стимулирования творческого подхода к оформлению предметно-развивающей среды детского сада, содействия креплению связи с семьей, выявления опыта изготовления лучшей поделки из природного материала в ДОУ был проведен смотр-конкурс «Осенняя фантазия»

Слайд 14 «Мусорная мода»

С целью повышения экологической грамотности детей, родителей и педагогов через внедрение инновационных форм и методов экологического образования был проведен смотр-конкурс «Мусорная мода».

Слайд 15 «Смотр-конкурс уголков экспериментирования»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

С целью совершенствования работы детского сада по познавательному развитию детей путем вовлечения их в практико-познавательную деятельность состоялся смотр-конкурс уголков экспериментирования или «Лучший центр исследовательской деятельности в группе».

Слайд 16 «Берегите нашу планету!»

В сентябре 2017 года был проведен смотр-конкурс плакатов на тему «Давайте беречь нашу планету!»

Слайд 17 «Экологические праздники».

Раскрывают творческий потенциал детей, обобщают их знания в области экологии и создают условия для воспитания экологической культуры детей экологические праздники.

Слайд 18, 19 просмотры экспериментальной деятельности во всех возрастных группах

Для распространения и совершенствования педагогического опыта в ДОУ были проведены открытые просмотры экспериментальной деятельности во всех возрастных группах.

Слайд 20

Педагоги знакомили с самыми интересными и познавательными опытами не только детей, но и друг друга. Были представлены такие опыты, как «Вулкан», «Иллюзия реальности», «Волшебные цветочки».

Слайд 21 «Домашнее экспериментирование»

Познавательное развитие детей невозможно без непосредственного участия родителей, поэтому был организован «Мастер класс для родителей «Домашнее экспериментирование». Педагоги познакомили детей с такими опытами, как «Радуга» (опыт по растворению красящих веществ, содержащихся в конфетах, «Лавовая лампа в стакане» (показывает, что две жидкости разной плотности не перемешиваются, «Варежка-термос» (показывает, что варежка не греет, а только сохраняет тепло рук).

Слайд 22, 23 Проекты

В нашем детском саду реализуются проекты экологической направленности: «Маленькие исследователи», «Волшебный мир песка», «Кормушка», «Привет вам, птицы!» и другие.

Слайд 24 Экологические игры

Предметно-манипулятивня деятельность является ведущей для детей раннего возраста, а непосредственно игра - для детей дошкольного возраста, поэтому большое место в экологическом воспитании детей занимают экологические игры. Это могут быть как простые манипуляции с природным материалом, так и словесные дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Слайд 25 Экологические сказки

Детям дошкольного возраста свойственно одушевлять неодушевленное, реальность и вымысел тесно переплетаются в их сознании, поэтому в нашем детском саду активно используется такая форма работы, как экологические сказки. Дети сами сочиняют сказки, изменяют уже известные на экологический лад и участвуют в их инсценировке.

Слайд 26 Экскурсии на природу

Наши воспитанники могут изучать природные объекты не только на территории ДОУ, но и за его пределами.

Слайд 27 Дипломы конкурсов

Педагоги нашего детского сада принимают участие в конкурсах, фестивалях и конференциях на муниципальном, всероссийском и даже международном уровне. Наши педагоги выступали на международной научно-практической конференции «Дошкольное образование двадцать первого века: новые пути развития» с докладом «Использование бросового материала в экологическом образовании дошкольников», принимали участие в семинаре, организованном «Русско-немецким Центром Встреч» на тему «Экологические акции в детских дошкольных учреждениях Германии. Опыт обучения раздельному сбору мусора», выступили на районной педагогической конференции «Путь к успеху» с докладом «Экологические проекты как средство повышения качества образования детей старшего дошкольного возраста».

Слайд 28, 29 Школьная экологическая инициатива

Воспитанники нашего детского сада регулярно принимают участие в общественном экологическом движении «Школьная экологическая инициатива» в ЦТЮ г. Гатчина.

Слайд 30

Воспитанники группы под готовительной группы приняли участие во Всероссийском конкурсе «Лучший агитационный плакат «Береги лес!»

Слайд 31 – эколгическая карусель)

Слайд 32,33, 34,35

Для достижения поставленной цели (формирование экологической культуры дошкольника) В ДОУ были проведены взаимопроверки, тематическая проверка, анкетирование родителей, консультации для воспитателей, темы которых представлены на слайде.

Слайд 36

14 сентября молодежный совет Вырицкого городского поселения «Вектор» провел экологическую информационную игру. Девушки рассказали нашим воспитанникам о науке экологии, провели викторину, с вопросами о живых существах, провели игру «Воздух, Земля, Вода», выучили танец о нашей планете.

Взаимодействие школьников и дошкольников – это прекрасная возможность обогащения социального опыта и тех, и других. Малыши охотно берут пример с тех, кто ближе к ним по возрасту. А старшеклассницы имели возможность увидеть работу детского сада изнутри.

Слайд 37

(добавить слайд с общим планом тропы)

Для накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения в нашем ДОУ создана экологическая тропа. Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Слайд 38 Сирень и цветочная поляна

Возле главного входа в наш детский сад расположены такие объекты экологической тропы, как сирень и цветочная поляна. Эти объекты позволяют проводить с детьми экологические беседы, наблюдения за ростом и развитием растений, решения экологических ситуативных задач, труд в природе, непосредственно организованную образовательную деятельность по развитию речи на тему «Цветы».

Слайд 39 Дождемер

На слайде представлен следующий объект экологической тропы. Это дождемер - специальный прибор для определения количества осадков. Здесь проводятся наблюдения, экологические беседы, экологические игры и эксперименты с водой.

Слайд 40 Флюгер

На слайде представлен флюгер - устройство для определения направления ветра. Здесь дети знакомятся со свойствами ветра, проводятся экологические игры - имитации, эксперименты по теме «Воздух».

Слайд 41 Водоем

Самый большой интерес у детей вызывает искусственный водоем. Здесь можно проводить эксперименты с водой и предметами из различных материалов и разнообразные экологические игры.

Слайд 42 Стол для экспериментирования

Для опытно-экспериментальной деятельности на площадке «В лаборатории Лосяша» оборудован специальный стол для экспериментирования. Здесь можно проводить непосредственно организованную образовательную деятельность в рамках образовательной области «Познание» в любую погоду, т. к. стол в случае дождя переносится в беседку.

Слайд 43 Птичья столовая

На слайде представлен следующий объект экологической тропы - «Птичья столовая». Здесь проводится наблюдения за зимующими птицами, экологические беседы и непосредственно организованная образовательная деятельность в рамках образовательной области «Познание» и «Речевое развитие».

Слайд 44 Гора самоцветов

Возле Горы самоцветов помимо наблюдения, занятий в области образовательной области «Познание», проводятся игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и рассказывание сказок педагогом детям.

Слайд 45 Сказочная поляна

На Сказочной поляне дети сами пересказывают известные сказки на новый, экологический лад и участвуют в театрализованной деятельности.

Слайд 46, 47,48, 49 (все деревья)

На объектах Дуб-великан, Сосновый бор, Русская березка, Липовая аллея, Еловая аллея закрепляются умения детей называть деревья и кустарники на экологической тропе детского сада, расширяются и углубляются знания детей о характерных особенностях деревьев и кустарников, систематизируются знания о некоторых особенностях строения деревьев и кустарников.

Слайд 49

Ближе познакомиться с перелетными птицами дети смогут возле следующего объекта экологической тропы - скворечника.

Слайд 50 «В гостях у Айболита»

Еще один объект экологической тропы «В гостях у Айболита». Здесь дети знакомятся с названиями и отличительными особенностями лекарственных растений (например, как по внешнему виду отличить аптечную ромашку от декоративной, узнают о их свойствах, как их можно применять в лечебных целях, учатся наблюдать за сезонными изменениями, происходящими с травянистыми растениями клумбы, узнают как зимуют растения, как их можно самостоятельно вырастить.

Слайд 51,52 Река Оредеж и Яблоневый сад

Наша экологическая тропа продолжается и за пределами детского сада. Ведь совсем рядом с территорией ДОУ находятся река Оредеж и яблоневый сад, куда наши воспитанники регулярно выходят на экскурсии.

Слайд 53 Спасибо за внимание!

Вывод:

Мы планируем продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников: заниматься проектной деятельностью, проводить экологические игры, экологические акции и смотры- конкурсы, привлекая к участию не только детей, но и родителей.

Надеемся, что мы вместе защитим наш самый лучший мир!

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

Инновационный педагогический опыт по теме: «Воспитание экологической культуры в ДОУ» Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Загрековой Юлии.

Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями» Тема опыта: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями» Раздел.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья».

Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым.

Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Представление педагогического опыта Скворцовой Татьяны Михайловны, воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Перспективный план работы с детьми «Формирование экологической культуры дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Система работы в ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры Система работы в ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры МАДОУ «Березка» организует работу по воспитанию у детей экологической.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опыт работы ДОУ по формированию экологической культуры дошкольников
Опубликовано: 28 октября 2017 в 14:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

23 февраля. День защитника Отечества

23 февраля вся Россия, а также Беларусь, Киргизия и Таджикистан отмечают День защитника Отечества. Это праздник всех, кто с оружием в руках защищал Родину и всех, кому предстоит в будущем надеть военную...

Проект «Игрушки» в младшей группе
Паспорт проекта «Игрушки» Вид проекта: творчески – игровой, краткосрочный. Дата реализации проекта: 1-30 сентября Участники проекта: дети, родители,...
Спортивное развлечение «А, ну-ка, мальчики!» в младших группах
Цель: Формировать первые впечатления о «Папином празднике» - явлении общественной жизни, а также военных мужественных профессиях. Задачи: Образовательные:...
Квест «Помощники Хранимиров»
Экологическая квест-игра по мотивам книги "Хранимиры. Вторая жизнь" для детей старшего дошкольного возраста. Цель : формирование экологической...