Папки-передвижки

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом

Елена Владимировна Суднишникова
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покурская ОСШ»

(группы дошкольного образования)

«Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом»

Выполнила: Суднишникова Елена Владимировна, воспитатель младшей разновозрастной группы.

2017г.

Актуальность выбранной темы самообразования, цели и задачи.

Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом» размещена в разделах

Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью.

В. А. Сухомлинский

Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:

1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка»

3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

4. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:

- методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»;

- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-передвижка «Азбука нравственности»;

- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников;

- оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для детей, худ. литература, методическая литература, пособия);

- круглый стол для педагогов «Растим детей патриотами».

5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Организационно-ознакомительный этап - сентябрь- ноябрь. Определение темы самообразования, подбор и изучение литературы по проблеме, составление плана работы.

Практический выход: План работы по теме самообразования

2. Основной этап - декабрь-апрель.

- Посещение занятий, семинаров, МО по данной теме.

- Подборка дидактических и мультимедийных игр, наглядно-дидактических пособий, художественной литературы для детей по патриотическому воспитанию.

- Проведение анкетирования педагогов и родителей «Патриотическое воспитание ребенка».

- Разработка и оформление методических рекомендаций для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО».

- Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», оформить папку-передвижку «Азбука нравственности»;

- Составить перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников на следующий учебный год.

Практический выход: выставка в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание»; аналитическая справка по результатам анкетирования, текст методических рекомендаций и консультации для родителей; перспективно-тематический план работы

3. Заключительный этап - май-июнь.

Подведение итогов работы, выводы, самоанализ.

Проведение круглого стола с педагогами «Растим патриотов».

Постановка новых задач, выбор темы самообразования на следующий учебный год Практический выход: творческий отчет; план-конспект круглого стола с педагогами

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным селом «Моя малая родина…». У каждого человека она своя, но для всех является той, путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать все!»

В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда. Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным селом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, своё село, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родное село, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, своё село? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к селу, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым селом.

Проанализировав свои знания о селе, а также результаты диагностики педагогов, родителей и детей, я увидела, важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном селе с другой стороны. Поэтому я поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным селом.

Для достижения этой цели я решала следующие задачи:

- организовала развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создала фотоальбом, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.

- формировала любовь к родному селу, интерес к прошлому и настоящему Покура.

- знакомила с достопримечательностями Покура, развивала желание как можно лучше узнать своё село.

- развивала эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, селу. Способствовала становление и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.

- воспитывала чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.

- воспитывала бережное отношение к селу, природе, памятнику «Погибшим воинам». Побуждала детей сохранять красоту села для будущих поколений.

При построении системы работы по гражданско-патриотичекому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:

Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.

Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, домом культуры; в естественном включении краеведческого материала в базовую программу; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Покура (с его малой Родиной).

Для реализации системы работы разработала перспективный план. Вся работа начинается, как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, с совсем «малой Родины», то есть с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.

Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Начиная работу в средней группе поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей. Каждая семья приняла участие в конкурсе рисунков на тему: «Мы живем весело и дружно». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Затем мы в группе оформили фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.

На этом же этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из рябины, украшают сарафан. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, поют народные песни, играют в игры народного характера («Ворон», хороводная игра «Дружочек», «Солнышко-колоколнышко», «Ах -вы сени»); инсценируют русские народные сказки, потешки. Используют дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор).

В результате дети средней группы свободно могут ориентироваться в своем селе.

Осознанно относятся к праздникам семьи, детского сада, села, с удовольствием готовятся к ним.

• самостоятельно применяют полученные знания в различных видах творческой, продуктивной, коммуникативной деятельности.

В нашем детском саду много хороших традиций, одна из них – это встреча с интересным человеком. На таких встречах дети много интересного узнают о профессиях нашего села. Такие встречи полезны тем, что ребята испытывают гордость за своих родителей, формируется сплочение семьи, а ведь семья это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо села, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, села (это участие в конкурсе рисунков ко Дню села, конкурс в защиту экологии «Красота родной природы». Немаловажным является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам).

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманиям детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и села. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.

Литература по данной теме:

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

6. Джесси Рассел «Воспитание»

7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

Статьи:

1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»

2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дощкольников»

3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»

4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»

Творческое сотрудничество по теме самообразования: с библиотекой-филиалом №2 г. о. Кинель, с музейно-образовательным центром г. Самара

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (опыт работы) Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. СЛАЙД 3 Нравственно-патриотическое воспитание.

Дорогою добра. Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковДорогою добра. Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Дорогою добра! Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.

Опыт работы ДОУ «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками.

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Опыт работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки.

Опыт работы по теме «Взаимодействие с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» 1 слайд. (Введение) Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить.

Опыт работы по воспитанию гражданской позиции у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с ближайшим окружением В настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной.

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание юных граждан страны, направленное на социализацию детей и формирование у них.

Опыт работы «Ознакомление детей с родным селом» Ознакомление детей с родным селом Организация воспитательно - образовательного процесса, определенные федеральными государственными требованиями,.

План работы по самообразованию «Развитие речи и ознакомление детей с родным краем через использование малых фольклорных форм» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 07:08
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД