Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Василькова Татьяна
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

» из опыта работы

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Тема моего педагогического опыта

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность опыта работы

Современные Федеральные стандарты дошкольного образования требуют от педагога всесторонне развивать личность ребёнка. Чтобы из маленького неопытного человечка вырос предприимчивый, инициативный, активный, креативным, любознательный, нравственно ответственный за судьбу страны гражданин. Формированию качеств этих сторон личности способствует развитие познавательной активности дошкольника.

Термину-познавательная активность, Щербакова Е. И. даёт такое описание. Что это проявление стремления узнать, постичь, понять, найти, самостоятельно пути решения интересующего вопроса, проявление инициативы, творчества в процессе деятельности. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления. Основой познавательной активности является – познавательный интерес.

Все познавательные интересы ребёнка проявляются довольно в раннем возрасте,изначально в форме извечных детских вопросов: «Что? Где? Отчего? Почему?» И перерастёт ли это простое любопытство в устойчивый познавательный интерес, уже зависит от родителей, воспитателей, окружения ребёнка. И кто, как не мы- взрослые должны помочь нашим детям воспитать любовь и потребность в знаниях. Не пресекать инициативность своего чада, когда он, например, разобрал игрушку до последнего винтика, испортил книгу, мебель, посуду, ведь в каждом маленьком ребёнке живёт исследователь и как, если не на своём опыте он узнает, что если промочить ноги в луже –можно заболеть? И разбирая игрушку он хочет не сломать её, а изучить, что-же там в ней такого, что она так двигается. В дошкольном возрасте опытно-экспериментальная деятельность является ведущей, наряду с игрой, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Реализуя общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, изучая теоретический методический материал, анализируя диагностику развития детей, делясь опытом работы с коллегами очно и заочно (на интернет порталах, наблюдая за деятельностью детей, я сделала вывод, что именно опытно-экспериментальная деятельность, способствует активизации познавательной активности дошкольника. И выявила потребность разработки содержания дошкольного образования по опытно-экспериментальной деятельности детей, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

СЛАЙД №4

Основной целью для этого стало:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения этой цели были поставлены задачи:

1. Формировать у дошкольников в процессе экспериментирования освоение позиции субъекта познания и деятельности, т. е. стать субъектом деятельности-освоить её, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию.

2. Развить социальные эмоции дошкольников, которые будут способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми и педагогом. Для того чтобы ребёнок смог проявить собственную активность и видел в педагоге равноправного партнёра.

3. Обоготить активный словарь дошкольников.

4. Создать условия для развития познавательной активности в опытно -экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

СЛАЙД №5

Предполагаемые результаты

- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

-Сформировать у детей потребность в проявлении инициативы, посредством уверенности в себе и своих силах, через развитие психических процессов, активности, познавательного интереса.

-Свободное апеллирование дошкольником обновлённым активным словарём.

-Обогащение и пополнение, в том числе с помощью родителей ПРС.

-Повысить уровень знаний дошкольников, воспитателей, родителей по опытно-экспериментальной деятельности.

Новизна представленного опыта.

Новизна данного опыта состоит в использовании комплекса современных и ранее известных методик детского экспериментирования, при использовании которых, появляются возможности работы в нетрадиционной форме, ставя дошкольника в позицию инициативного, думающего человека и равного партнёра с педагогом.

СЛАЙД №6

Теоретическое обоснование опыта

Такие известные педагоги как О. В. Дыбина, А. Н. Подъякова, Н. Н. Подъякова, Рыжова Е. Н., Л. Н. Прохорова, Н. Н. Совгир в своих научных работах по- разному описывают исследовательскую деятельность дошкольников. Обобщая их определения, можно сделать вывод, что главным образом, это поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. У ребёнка просыпается инициатива, появляется чувство уверенности в себе и своих силах. Проявляются положительные качества личности. И тут как нельзя кстати подойдёт высказывание Анатолия Шапиро: (учитель методист, отличник народного образования, заслуженный учитель, победитель первого всесоюзного конкурса учителей. Учитель физики) - «Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера». Но все эти педагоги едины в том, что опытно-экспериментальная деятельность-является ведущей деятельность дошкольников. И метод экспериментирования необходим в воспитании дошкольников.

Изучая научную литературу по данной теме, нашла интересную информацию про причины проблемы детского экспериментирования. Оказывается, она имеет свои физиологические аспекты. Знаменитый физиолог И. И. Павлов, в своей лаборатории, изучая условные рефлексы ребёнка, осуществил один незапланированный эксперимент. Он зажигал перед ним лампочку и давал ему засахаренную клюкву. Выяснил, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Здесь ребёнок показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу. Что ещё раз доказывает обоснованность опыта.

Структура опытно-экспериментальной деятельности.

1. Постановка проблемы;

2. целеполагание;

3. выдвижение гипотез;

4. проверка предположения, отбор нужных средств, реализация в действии;

5. обсуждение увиденных результатов;

6. формулировка выводов.

7. Если гипотеза не подтвердилась, возникновение новой гипотезы и снова с 1-го пункта.

СЛАЙД №8, 9, 10

Методы и приёмы, используемые в опытно-экспериментальной деятельности

1. Экспериментирование – это само по себе нетрадиционный метод естественно-научного образования детей. А как известно всё нетрадиционное привлекает своей необычностью, интересностью, новизной. Ценностью этого метода является то, что при традиционном подходе мы обучаем - играя, а при нетрадиционном изучаем - делая, т. е. воспитатель не контролирует деятельность детей, а консультирует ее. Воспитатель становиться партнёром для дошкольника.

Эксперименты можно разделить на три основных вида:

1. Случайные эксперименты. (При наблюдении чего нового и необычного, например, радуга- откуда она, как появляется, из чего сделана? Воспитатель должен быть в «теме» вопроса, чтобы не дать заскучать ребёнку и поддержать его познавательный интерес. Этот вид эксперимента подразумевает под собой постоянное самообразование педагога. Так как я работаю недолго и у меня только начинается формироваться и пополняться моя личная пед-копилка интересными идеями и знаниями, я не всегда могу сразу ответить на некоторые вопросы детей. И когда какой-либо вопрос у меня вызывает затруднение я всегда спрашиваю у ребят, а где мы можем найти ответ на этот вопрос. И всё чаще и чаще, даже трёхлетние малыши говорят: «Спросим в телефоне, у Алисы» (имеется в виду интернет приложение от Яндекса). Конечно всё реже слышатся ответы в книге, в энциклопедии. Но что мы хотим от детей, если уже и самим проще и быстрее открыть страничку в интернете и узнать нужную информацию. Мы воспитываем своим примером. Это фундаментальная истина. И если молодая мамочка, утром спеша на работу, бросила свой халатик на диван, не убрав его в шкаф, то не стоит удивляться, если лет через 10-12 будет постоянно повторять своему повзрослевшему чаду,заглянув к нему в комнату: «Убери за собой вещи, почему они разбросаны! И в кого ты такой?»

Но я немного отвлеклась, в новом веке, в веке новых технологий интернет пришёл во все дома. И даже в сельских поселениях, не говоря о том, что он «живёт» в любом современном гаджете. И получая от дошкольника вопрос, на который не знаю ответ, я не стесняясь говорю ему об этом. Ребёнок должен знать, что и взрослые не всегда знают правильный ответ. И предлагаю вместе найти ответ на заинтересовавший вопрос. И тут будет это «Алиса» или книга, решать ребёнку. Но когда заходит речь о случайных экспериментах, тут бесспорно быстрее и эффективнее (чтобы не растерять познавательный интерес не всегда внимательного дошкольника) использовать интернет, который под рукой.

2. Плановые наблюдения и эксперименты (специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме).

3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. (Когда ребёнок задаёт вопрос, а воспитатель сразу на него не отвечает, а показывает ребёнку, как можно найти на него ответ, будь то энциклопедия, интернет, эксперимент, ответ других детей)

По способу применения:

-Фронтальные

- Демонстрационные

По характеру мыслительных операций:

- констатирующие;

- сравнительные;

-обобщающие.

По форме организации:

-Индивидуальные;

-групповые;

-фронтальные.

По продолжительности:

-однократные;

-циклические.

2. Метод «преднамеренных ошибок» (Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

3. Наглядный метод.

4. Игровой метод.

5. Словесный метод.

СЛАЙД №11

Технологичность

Для того чтобы работа в данном направлении была качественной, эффективной, приносила максимальный результат, и могла бы использоваться коллегами, для работы с детьми, я разработала следующую систему.

1. Разделила опытно-экспериментальную деятельность по направлениям объектов изучения. Их у меня получилось пять.

1. Живая природа.

2. Неживая природа.

3. Мир материалов.

4. Физические явления.

5. Человек.

2. Определила критерии необходимые при выборе темы опытно-экспериментальной деятельности.

-Тема должна быть:

- интересная,

-по возрасту,

-доступная,

-реально полезная.

3. По каждому направлению составила тематическое планирование.

4. Обьединила в перспективный план на год.

СЛАЙД №13, 14

5. Создала предметно-развивающую среду, отвечающую всем основным требованиям к её созданию. В нашей группе появилась детская научная лаборатория «Отчего и Почему?». Сделала её в первую очередь –безопасной, гуманистически направленной, педагогически целесообразной и что очень важно –доступной, для каждого ребёнка. Внесла материалы и оборудование для более сложных опытов и экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития, одарённых детей. Наш уголок экспериментирования оснащён:

- памятками по технике безопасности, разрешающими и запрещающими знаками;

-специальной одеждой: фартуками, салфетками, перчатками, шапочками;

-модели алгоритмы проведения экспериментов;

- правилами работы с материалом;

-лэпбуком «Эксперименты»;

-журналом фиксации опытов «Юные исследователи»;

-тематические альбомы;

-коллекции (ткань, камни, пуговицы, фантики)

-медицинскими, природными, утилизированными, техническими, неструктурированными материалами;

-измерительными приборами.

Наша научная лаборатория открыта и доступна для юных исследователей и их родителей. Дети периодически, проявляя инициативу, подводят родителей к ней и делятся с ними своими впечатлениями от того или иного оснащённого ей материала, будь –то коллекция фантиков, то зафиксированный результат нового эксперимента.

СЛАЙД №16

6. И конечно никакая работа не пройдёт успешно, без введения в общеобразовательную деятельность –родителей. Работе с родителями я отвожу особое внимание.

-Информирую их о проведённых НОД (через интернет публикации, в личном блоге на портале воспитателей, через стенгазету «Мы юные исследователи»);

-выпускаю брошюры по опытно-экспериментальной деятельности;

-провожу мастер-классы;

-выступаю на родительских собраниях;

-вовлекаю родителей в оформление и сбор коллекций;

-провожу консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

СЛАЙД №17, 18 .19, 20

Результативность

На основе мониторинга позвательной активности в группе «Зайчата», возраст детей (4-6 лет) за период (Сентябрь 2017-май 2018 г) удалось выявить положительную динамику развитияпо следующим направлениям:

1. Живая природа.

Повысился уровень знаний дошкольников о жизни насекомых, о значении растений и явлений природы на них.

2. Неживая природа.

Повысился уровень знаний дошкольников о свойствах и значении воздуха, воды, вулканов,

3. Мир материалов.

Повысился уровень знаний дошкольников о свойствах и значении бумаги, соли, зерна, муки, песка.

4. Физические явления.

Повысился уровень знаний дошкольников о свойствах радуги, извержении вулкана, ветре.

5. Человек.

Повысился уровень знаний дошкольников о значении для человека здорового образа жизни, частей тела, о вреде на организм газированных напитков, ярких и жевательных конфет.

У детей появился устойчивый интерес к экспериментам. Проводимая деятельность не требует дополнительной мотивации. Дети радостно откликаются на экспериментальную деятельность.

Происходит понимание проблемы исследования, могут сформулировать цель.

Развивается инициативность, способны выдвигать несколько гипотез сразу.

Появилась способность планировать свою экспериментальную деятельность, определяя очерёдность этапов.

Сформировалось умение самостоятельно проводить исследования.

Повысился уровень проявления творческих способностей.

Сформировалось умение делать выводы, сравнивать, обобщать.

Повысился эмоциональный отклик между ребёнком и воспитателем. Повысилась динамика уровня социально-коммуникативного развития. Дети стали больше доверять не только воспитателю, но и всему детскому коллективу, не боясь ошибиться высказываю свои предположения. Для меня стало ценно, когда ребёнок пришёл из дома и с порога предложил провести интересный, безопасный опыт, который он увидел в видеоролике по интернету. Конечно мы его сделали.

СЛАЙД №20, 21, 22, 23, 24

Трансляция опыта

В качестве трансляции опыта мной были проведены:

-2 открытых показа образовательной деятельности в ДОУ: «Извержение вулкана», «Изготовление полезного лимонада».

-презентации по теме, «Я познаю мир с помощью экспериментирования», «Кока-кола вред или польза?», «Сказка «Спор воды и Кока-колы»

-выступление на родительском собрании «Представление вариативной части программы в нашем ДОУ» (мы выбрали экспериментальное направление)

-выступление на районном семинаре по обмену опыта, «Из опыта работы по экспериментальной деятельности»

-изготовление брошюр для педагогов «Методические рекомендации для проведения опытно-экспериментальной деятельности»

-изготовление памяток для родителей «Экспериментальная деятельность дома»

-проведение мастер-класса родителям «Детское экспериментирование +занимательные опыты»

-проведено 18 опытно-экспериментальных НОД с детьми.

Я открыта для общения для общения буду рада поделиться с коллегами опытом своей работы мой блог на образовательном сайте МААМ

http://www.maam.ru/users/741326

СЛАЙД №25

Дальнейшее направление моей работы

В дальнейшем я хочу продолжить работу в этом новом для меня направлении деятельности, так она приносит высокие результаты развития познавательной активности. Делает детей более инициативными, открытыми, эмоциональными. На данном этапе хочется отметить, что в данный опыт работы в перспективе я планирую разработать в области повышения успешности социального развития ребёнка. И также больше вовлекать в опытно-экспериментальную деятельность семьи воспитанников. Планирую провести воспитанников интересный познавательный досуг с элементами экспериментирования. Можно поменяться местами с родителями и предложить им показать какой-либо опыт.

Презентацию сильно сократила она была более 60Мб, оставила самые интересные наши эксперименты.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-opyta_5cp3r.pptx | 24003,54 Кб
 
Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду»Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду» «Почему надо беречь воду?» Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях. Цель: Закрепить знания о значении воды.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Эти опыты мы с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Эколята-защитники природы» Дети принимали активное участие в опытах.

Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 26 октября 2020 в 16:50
+180Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 ноября. Всемирный день слонов

Могучим и сильным животным, обитающим в индийских лесах и африканской саванне, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и заданий, чтобы вызвать у детей интерес...

30 ноября. Всемирный день домашних питомцев

Кошку человек приручил для того, чтобы она ловила мышей. Собаку – чтобы она охраняла дом и двор, помогала пасти скот и охотиться. Сейчас наши питомцы живут с нами «просто так», без выполнения «служебных...

Фотоотчет «Сердечки с сюрпризом для любимой мамы» в подготовительной группе
День матери - один из самых трогательных и светлых праздников, который отмечается в мире. Ведь с образом матери ассоциируются самые лучшие воспоминания в...
Конспект занятия по лепке «Любимый котенок» в подготовительной группе
Задачи: Образовательные: Учить детей изображать в лепке несложную сценку, закреплять умение передавать пропорции человека и животного. Закреплять умение...
Фото и видеоотчёт о праздновании Дня Матери в старшей группе «Умки»
День матери – один из самых трогательных праздников. Каждый человек несет в душе неповторимый, родной образ своей мамы, которая всегда пожалеет,...