ольга литвиненко
Опытно-экспериментальная деятельность как метод развития познавательной активности детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок дошкольного возраста исследователь по своей природе. Ему свойственно
любопытство, постоянное стремление экспериментировать. Возможно, вас не раз ставили в тупик эти непростые детские вопросы: почему магнит притягивается к холодильнику, как появляется свет в лампочке, где живет электрический ток и т. п.
Каким образом в наше время возможно рассказать дошкольнику о таких понятиях, как температура, свет, звук, магнитное поле и других, чтобы это было интересно и увлекательно для малыша и грамотно с научной точки зрения?
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как метод развития познавательной активности детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» - уникальная разработка для экспериментальной деятельности в детских садах. Понимая недостатки современных электронных приборов в контексте образования, производители создали цифровую лабораторию, позволяющую работать одновременно со всеми основными каналами восприятия ребенка: аудиальным, визуальным и кинестетическим. Лабораторию «Наураша» можно использовать в таких образовательных областях, как познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие.
В рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в МАДОУ № 38 был подготовлен и согласован с региональным оператором проект дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Путешествие в страну Наурандию»
Создатели лаборатории придумали, как процесс обучения сделать легким, увлекательным, а самое главное - доступным для детей. Сложность задачи — показать ребятишкам, не умеющим читать и писать, что такое температура, магнитное поле, кислотность, сердечный пульс и много чего еще. Оказалось, что все это можно весело и увлекательно преподнести, используя современные интерактивно-мультипликационные технологии.
В чем суть и особенность этого продукта? Современные дети очень рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают ее как интересного игрового партнера, со всеми плюсами и минусами виртуального общения.
«Наураша в стране Наурандии» – это образовательный мультимедийный продукт для дошкольников, с использованием цифровых датчиков, подключаемых к компьютеру в качестве средств измерения. Данная лаборатория - это игра в которой дидактический игровой компонент соседствует с игровой оболочкой.
Главный обучающий персонаж мальчик Наураша - мультипликационный герой, маленький учёный и ииследователь, помощник взрослых и друг детей. Наураша общается с ребенком, с экрана компьютера рассказывая о различных явлениях, советует, как лучше провести опыт и активно реагирует на действия экспериментатора, делая остроумные замечания и комментарии.
Дополнительная программа «Наураша» носит опытно-экспериментальную направленность, которая определена особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современных условиях.
Формирование познавательно исследовательской активности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных цифровой лабораторией, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Особенностью данного продукта является то, что, используя реальные цифровые датчики, подключаемые к компьютеру, игра становится живой по-настоящему, ведь ребенок исследует реальный, а не виртуальный мир.
Цифровая лаборатория состоит из восьми модулей, посвященных разным темам (по количеству датчиков) : температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика.
Обучение в цифровой лаборатории строится через решение проблемных ситуаций.
Чтобы создать проблемную ситуацию, перед детьми следует поставить такое задание, выполнение которого потребует поиска новой информации и овладения новыми умениями.
По ходу беседы детям задаются вопросы, выслушиваются ответы всех детей.
Правила организации работы с детьми в цифровой лаборатории «Наураша в стране «Наурандии» :
1. Воспитатель проводит измерение. Дети в роли «ученых-наблюдателей» отслеживают изменения на экране, озвучивают их, высказывают предположения о причинах возникновения и формулируют выводы по результатам измерений.
2. Один из детей – «ученый-испытатель» - проводит измерение с помощью датчика, остальные дети – «ученые-наблюдатели» - отслеживают изменения на экране и фиксируют их в блокнотах «исследователей» (по желанию, формулируют вывод.
3. Дети делятся на малые группы (2-3 ребенка, проводят необходимую экспериментальную работу, пользуются датчиком по очереди.
4. Возможна индивидуальная работа каждого ребенка в лаборатории – либо при малом количестве детей в группе, либо если измерения с помощью датчика кратковременны.
5. В ходе занятий у детей прослеживается живой интерес к изучаемым темам, дети не просто слушают и запоминают, они являются непосредственными участниками процессов, происходящих на их столах, и дублируются на экране
6. После каждого занятия детям предлагаются раскраски, ребусы, тесты по пройденной теме, для большей наглядности и закрепления материала.
Выбор данной интерактивно-мультипликационной технологии обусловлен рядом
факторов:
1. Актуальность продукта:
Полное соответствие продукта новому государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) :
- Формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных
видах деятельности.
- Развитие познавательно -исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности
детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их
познавательной активности :
- наличие алгоритма последовательности деятельности помогает детям самостоятельно
провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
- проблемная ситуация;
- «чудесная коробка» с предметами;
- совместное начинание.
Немаловажное значение в познавательном развитии имеет хорошо оборудованная,
насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную
исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Необходимо создание центра экспериментирования, наполненного
различным оборудованием и инструментами.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования
способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам
действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Подводя итог всему выше сказанному могу отметить, что цифровая лаборатория «Наураша» является эффективным игровым средством, при помощи которого значительно обогащается и облегчается развивающий процесс, стимулируется индивидуальная деятельность, развиваются познавательные процессы, расширяются возможности усовершенствования пространственного мышления детей и расширяется кругозор, воспитывается творческая личность, адаптированная к жизни в современном обществе. А как известно, что знания полученные в интересной, игровой, непринуждённой и необычной атмосфере, да ещё и самими детьми являются более осознанными и прочными.