Получи документы

Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников

марина королева
Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

В. А. Сухомлинский

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» размещена в разделах

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Убедительная просьба к родителям обращать внимание к детским радостям и огорчениям, поощрять стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.

В дошкольном возрасте ребёнку интересно всё, поэтому задача родителей –развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания. Наблюдения на прогулке, чтение, игра позволяют создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Несложные опыты и эксперименты можно организовывать и дома. Просто нужно желание, немного фантазии и научных знаний. Но главное, конечно – это безопасность вас и вашего ребёнка!

Наблюдая с ребёнком за таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека, изготовьте вертушки, бабочек, птичек, веера из бумаги и поиграйте в игру «Откуда ветер дует?», прочитайте и обсудите такие произведения, как отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», С. Я. Маршака «Детская английская песенка», Л. Квитко «Ветер» и др.

Можно понаблюдать за изменениями деревьев в разное время года, а затем запечатлеть это в рисунке, лепке или аппликации, сделать поделку из природного или бросового материала, а также провести разъяснительную беседу: «Как вести себя в лесу», «Почему нельзя играть с огнём?», «Почему человек должен беречь окружающую природу» и т. д.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, где во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра часто перерастает в реальное творчество. Очень хорошо если родители придают большое значение игровым технологиям и не упускают шанса поиграть с ребёнком. Я создала картотеку с играми: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Угадай по звуку», «Найди пару», «Из чего делается посуда», «Умные машины» и др. Данный материал родители могут успешно использовать и дома. Также можно использовать и словесные игры : «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?», «Когда это бывает?», «Кто, где живет», «Похож – не похож» и др. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; Каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Кому нужна вода? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. Настольные игры обязательно должны быть в каждом доме: «Целое – часть», «Танграм», «Магазин игрушек», «Домино», «Лото», «Составь слово», пазлы, лего, конструкторы и др. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями. Все игры развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

И, конечно, замечательно, если в семье организуются походы в лес по карте и с компасом или разворачивается сюжетно - ролевая игра дома со всеми членами семьи, например: «Путешествие в страну подземного царства». При этом составляется план, кто - то чертит карту и шьёт костюмы, распределяются роли. Играть можно несколько дней и азарт можно поддерживать новыми идеями.

Экспериментирование связано с коммуникацией. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опытов, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Во время ознакомления со свойствами воды прочитайте рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка»; при экспериментировании со звуками прочитайте стихотворение С. Пшеничных «Ночной лес» и спойте песню Е. Попляновой «Я слова найду везде». Например, выходя с детьми на прогулку загадайте загадки, прочтите стихи: «Если я сорву цветок», «Чисто, чисто во дворе», «Тучка спряталась за лес», «Посмотрите, посмотрите, протянулись с неба нити» и др.

Развивайте связную речь у детей, составляйте рассказы об увиденном. При проведении опытов и экспериментов, беседуйте, спорьте, обсуждайте и обменивайтесь впечатлениями.

Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. В старшем возрасте особое внимание должно уделяться измерению и сравнению, т. к. дети переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения. Измерение позволяет понять относительность числа, его зависимость от избранной меры. Использую игры: «Кроссворд», «Отгадай сказку», «Наведи порядок», «Сбор яблок», «Часы» и др.

Наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, особенно вызывает у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Уважаемые родители, я создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести в домашних условиях. (Приложение) Например, «Лёд - вода», «Твёрдое – жидкое» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике, «Разный характер у яиц». Почему одно вращается хорошо (варёное, а другое плохо (сырое, «Два апельсина» (апельсин в кожуре не тонет, а без кожуры утонул. Почему? В кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за счет их, как на «надувной подушке»).

Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Дружба красок», «Сделай радугу», «Тонет – не тонет», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Загадочная бумага», «Волшебные лучи», «Растения пьют воду», «Коробка с секретом», «Птицы и нефть» и другие.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников МБДОУ «Подпорожский детский сад № 4 комбинированного вида» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ на тему «Опытно-экспериментальная деятельность,.

Опытно-экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников «Опытно – экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников» 1. Слайд Современные дети живут и развиваются.

«Отважный пингвинёнок исследует мир». Мастер-класс для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников». «Отважный пингвинёнок исследует мир» Задачи: 1. Показать, как можно использовать.

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Технология О. В. Дыбиной Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников Технология О. В. Дыбиной Воспитатель первой квалификационной категории Ясакова Н. В. Введение.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников Проект «Опытно-экспериментальная деятель-ность дошкольников в детском саду и дома, как одна из форм сотрудничества с семьями воспитанников».

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников Белкова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара " Поисковая активность, выраженная в потребности.

Презентация на тему «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» Презентация на тему: «Опытно-экспериментальна деятельность старших дошкольников» Подготовила воспитатель: Кондратьева Светлана Васильевна.

Проект «Значимость воздуха. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников
Опубликовано: 31 мая 2018 в 20:06
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД