наталья немкова
Организации проектной деятельности дошкольников через поддержания детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
"Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам".
философ Ральф У. Эмерсон
Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. В развитии личности ребенка огромное значение, имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
Публикация «Организации проектной деятельности дошкольников через поддержания детской инициативы» размещена в разделах
Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующие его, вопросы – в этом ему помогают педагоги. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой лежит, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации ребенка.
По мнению Н. Е. Веракса одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор.
Таким образом, развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста через проектную деятельность весьма актуально по целому ряду причин:
1. Ребенок должен получить социальный опыт реализации собственных замыслов;
2. Проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, ориентированность и результативность;
3. В процессе работы над проектом, происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира;
4. Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Предпосылками использования метода проектной деятельности явились :
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
- использование инновационных технологий;
- активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
Все это обусловило выбор темы нашей работы: «Использование проектного метода как средства развития познавательной инициативы у дошкольников»
Определившись с темой, поставили перед собой цель: создание условий для развития познавательной и творческой активности ребенка через совместную проектную деятельность.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Создать условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром;
2. Формировать предпосылки для поисковой деятельности, поддерживать инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
3. Развивать умения определять возможные методы решения
проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
4. Вовлечь родителей в совместную проектную деятельность.
Определились с принципами реализации проектов :
- создание условий для стимулирования интересов детей;
- выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве;
- мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- системность;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
В начале учебного года мы составили план работы, куда включили несколько педагогических проектов, совместив, как информационной, так творческой направленности.
При организации проектной деятельности мы применяли принцип интеграции. Для использования в работе мы отобрали методы и приемы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности детей: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, использование музыки.
С целью формирования познавательного интереса к окружающему миру, развития детской познавательной инициативы, наблюдательности, мыслительной деятельности, развития умения устанавливать причинно-следственные связи, мы реализовали проекты познавательно - исследовательской направленности «Волшебные камушки», где был создан мини музей «Волшебные Камушки», где вся работа была связана с музеем.
Проект «Разве соль – не волшебница», где вместе с детьми проводили ряд опытов: «Плавающее яйцо», «Соль растворяется в воде», «Соль – чистящее средство», «Акварель + соль».
Продолжая поддерживать познавательную инициативу детей, а также их творческую способность, был реализован проект «Значение мамы в жизни каждого человека», приуроченного ко Дню Матери.
Дети познакомились с историей происхождения слова мама, узнали историю праздника День матери, проявили творческую способность, нарисовав портреты для своих мам, сделали стенгазету, с использованием фотографий мамы и записали поздравительное видеообращение для своих мам.
Все эти проекты были краткосрочные от 1 до 2 недель
В целях пропаганды здорового образа жизни был реализован проект «Неделя Здоровья», где дети познакомились со строением человека, узнали о пользе здорового питания, лепили, рисовали.
Заканчивается учебный год, осенью наши выпускники пойдут в школу. Как примет их школьная семья? Легко ли для них сложится адаптация к новым условиям? Готовы ли вчерашние дошколята к школе? Эти вопросы мы ставили перед собой в сентябре минувшего учебного года. И для того, чтобы переход из детского сада в школу был легким и безболезненным, в сентябре был запущен долгосрочный проект «По ступенькам в первый класс».
Определили цель проекта : формирование положительного представления о школе и о школьной жизни у старших дошкольников и родителей.
Обозначили задачи: формировать мотивацию и интереса к процессу обучения в школе; создать развивающую предметно-пространсвенную среду, необходимую для ознакомления детей со школой; способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия; снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой; повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки.
Была разработана системная паутинка проекта. Создавая системную паутинку, старались использовать нетрадиционные формы, которые помогают в формировании базовых понятий и представлений, ключевых компетенций, мотивационном настрое. Например, в работе с детьми мы использовали метод эвристического направления «Вживание» - «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета. Мы помогаем этому процессу: «Представь себе, что ты – буква А. Какая ты? Где мы можем тебя встретить? Из чего мы можем тебя сделать?». В результате ребенок не только закрепляет свои знания о букве, но у него есть возможность пофантазировать, проявить своё творчество. Для развития логики и воображения применяем ТРИЗ технологии. Для развития творческое воображения, фантазии, конструктивных навыков помогают игры со счетными палочками, «Логические блоки Дьенеша» и «палочки Кюизенера».
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что проектную деятельность нужно использовать в работе с дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к познавательной инициативы и активности, к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.