Получи документы

Организация активного отдыха в детском саду

Ковалева Алена
Организация активного отдыха в детском саду

1. Назначение и содержание активного отдыха.

Рекреативная физическая культура, представляющая собой совокупность

форм, средств и методов активного отдыха, начала развиваться в странах

Европы и Америки в конце 19 века под воздействием научно-технического

прогресса, обусловившим сокращение уровня двигательной активности

людей и, как следствие, ухудшение состояния их здоровья.

Термин «рекреация» означает отдых, восстановление сил человека,

израсходованных в процессе трудовой, учебной, спортивной деятельности.

Публикация «Организация активного отдыха в детском саду» размещена в разделах

В современных условиях развития общества, когда многочисленными

исследованиями констатируется негативная динамика показателей

двигательной активности и здоровья подрастающего поколения, усиливается

значение рекреативной физической культуры, направленной на

удовлетворение потребности в здоровом отдыхе, оздоровлении и

восстановлении организма человека.

В детских садах применяется такая форма рекреативной физической

культуры, как активный отдых.

Назначение активного отдыха :

восстановление функций детского организма, работоспособности,

предупреждение переутомления, невротических состояний;

воспитание интереса и потребности в физкультурной деятельности;

приобщение детей к здоровому образу жизни;

обогащение положительными эмоциями, яркими впечатлениями;

совершенствование двигательных умений и навыков;

формирование социального поведения детей.

Специфика активного отдыха состоит в следующем :

выраженная рекреационная направленность;

эмоциональность двигательной деятельности;

наличие элементов соперничества;

создание условий (ситуаций) для творческого использования

двигательного опыта детей, проявления их инициативы,

самостоятельности;

отказ от жесткой регламентации;

высокая степень взаимодействия детей.

Содержание активного отдыха обусловлено :

программно-методическими требованиями к физическому,

познавательному, социально-коммуникативному развитию детей;

особенностями контингента детей;

содержанием программы по физическому развитию и пройденного

материала;

временем года, погодно-климатическими условиями;

условиями проведения;

национальными и региональными традициями.

В содержание включены физические упражнения, освоенные в процессе

образовательной деятельности и обновленные введением неожиданных

условий, ситуаций, необычных пособий и способов организации.

При организации активного отдыха любого вида важно вызвать у детей

интерес к проводимому мероприятию, обеспечить удовлетворение

потребности в движении, создать условия, способствующие проявлению

активности, положительных личностных качеств и, самое главное,

положительных эмоций.

2. Методика проведения физкультурного досуга.

Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного

отдыха. Повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие

на организм детей, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает

физические качества, способствует воспитанию социально-личностных

качеств. Организуя физкультурный досуг, педагог решает различные задачи:

Младший дошкольный возраст - Привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.

Средний дошкольный возраст- Приучать детей к самостоятельному участию

в совместных упражнениях, играх, развлечениях; побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.

Старший дошкольный возраст - Развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разных видах деятельности.

Проводится досуг во всех возрастных группах, начиная со второй

младшей. Организуется 1 – 2 раза в месяц, во второй половине дня,

предназначается для одной-двух групп дошкольного учреждения.

Проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами,

как в помещении, так и на воздухе. Длительность в младшей и средней

группе – 20 – 30 мин., старшей группе – 35 – 40 мин., подготовительной – 40

– 50 мин. Рекомендуется проводить в вечернее время, в 16 – 17 часов, в дни,

когда нет занятий; в каникулярное время – в первую половину дня, в 9 – 11

часов. В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание досугов

может быть введен сказочный персонаж или можно использовать

занимательный сюжет. Физкультурный досуг целесообразно посвящать

временам года, интересным спортивным событиям, общественным

праздникам, используется музыкальное сопровождение. Физкультурный

досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями.

Используются различные варианты физкультурных досугов.

Первый строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях

(проводится во всех возрастных группах) :

игры малой и средней подвижности (2 – 3 раза);

аттракционы, двигательные задания в игровой форме;

игра соревновательного характера или игра большой подвижности;

игра малой подвижности.

Второй строится на упражнениях в основных видах движений и

спортивных упражнениях (проводится со 2-го полугодия в средней группе, в

основе организациииндивидуально-дифференцированный подход:

до начала и после выполнения проводятся подвижные игры;

одна подгруппа детей выполняет упражнения, направленные на развитие

внимания, точности выполнения движений, вторая – развитие скорости,

быстроты реакции.

Третий «Веселые старты» строится в основном на играх-эстафетах

(проводится в старшей и подготовительной группах) :

игра-эстафета (не должно быть более трех этапов, повторить 3 – 4 раза);

аттракционы, не несущие большой нагрузки;

конкурс считалок, загадок, пословиц;

эстафета.

Четвертый строится на элементах одной из спортивных игр:

баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков (проводится в

старшей и подготовительной группах) :

деление группы на две равные по силам команды;

перед началом игры команды и капитаны приветствуют друг друга;

обмен вымпелами, выбор площадки или корзины;

выполнение движений начинается по свистку судьи, в каждом виде

движений подсчитываются очки и вывешиваются на табло;

подведение итогов.

Пятый музыкально-спортивный (проводится в старшей и

подготовительной группах) :

дети под музыку выполняют произвольные движения с разными

физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами, мячами и

др.);

воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их, можно

составить целую музыкальную композицию;

проведение подвижной игры;

предлагается прослушать мелодичную музыку;

после прослушивания воспитатель предлагает придумать композицию,

состоящую из разных произвольных движений;

дети двигаются под музыку.

3. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду, Дни здоровья,

каникулы.

Физкультурные праздники – одна из форм активного отдыха детей,

способствующая формированию интереса и потребности к занятиям

физическими упражнениями, демонстрации достижений и пропаганде

физической культуры.

Физкультурные праздники способствуют приобщению детей к

физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают

организованность, чувство товарищества, уважительное отношение к

соперникам.

Продолжительность физкультурного праздника – 1 ч – 1ч 20 мин.

Программа физкультурного праздника включает в себя подвижные и

спортивные игры, народные игры, игры с пением, эстафеты, танцы,

аттракционы, общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами

акробатики, музыкально-ритмические движения. Используются игровые

приемы, упражнения, загадки.

Подготовкой праздника занимается педагогический коллектив детского

сада, родители, а также целесообразно привлекать детей старших групп.

Перед проведением праздника необходимо:

обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;

составить сценарий, подготовить красочное оформление площадки (зала);

продумать музыкальное сопровождение;

подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы,

игры, соревнования;

подготовить сюрпризы;

назначить ответственных за подготовку и проведение праздника;

определить количество участников каждой возрастной группы детского

сада;

обозначить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований,

продумать поощрение участников праздника.

Физкультурный праздник проводится, начиная со средней группы, 2 – 3

раза в год. В празднике принимают участие дети всего дошкольного

учреждения, можно проводить праздник для двух или нескольких

дошкольных организаций.

Физкультурный праздник включает в себя:

открытие (выход участников на площадку, построение, парад участников);

показательные выступления, состоящие из общеразвивающих

упражнений, которые выполняют дети в разных построениях, с разными

предметами;

проведение игр с элементами соревнования, эстафет, различных видов

спортивных упражнений и спортивных игр, «сюрпризный момент»;

подведение итогов: награждение детей, общий хоровод, танцы, парад

участников.

Место проведения – на участке детского сада, в ближайшем парке, лесу,

на поляне, стадионе.

Дни здоровья и каникулы содействуют оздоровлению детей,

предупреждают утомление. В эти дни отменяются все обучающие

мероприятия. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью

детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями, походами,

соревнованиями, досугами, трудом на природе, художественным

творчеством. Приглашаются родители. В холодное время года пребывание

на открытом воздухе по возможности удлиняется, в теплое время года все

мероприятия проводятся на улице. Проводятся дни здоровья не реже 1 раза в

квартал, каникулы – 2 – 3 раза в год (последняя неделя квартала).

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может

проходить в занимательной, шуточной форме. Детям предлагают выполнить

различные веселые задания, прежде чем они попадут в группу: это может

быть полоса препятствий, загадывание загадок о спорте и т. д. Дальнейшая

программа первой половины дня здоровья для каждой своя. В нее

включаются простейшие туристические походы, подвижные игры и

упражнения, соревнования, конкурсы и т. д. Красочное, необычное

оформление территории детского сада, групповых участков способствует

повышению активности детей в играх.

Во второй половине дня может быть проведен физкультурный досуг или

физкультурный праздник.

В дни каникул создаются оптимальные условия для самостоятельной

двигательной, художественной и музыкальной деятельности детей.

Значительное время отводится на сюжетно-ролевые игры, театрализованную

деятельность. В этот период проводится много физкультурно-массовых

мероприятий.

Публикации по теме:

Организация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОСОрганизация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОС Разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного вида № 28» Г. Новомосковск. Кузнецова Оксана.

Фоторепортаж «Центр активного отдыха»Фоторепортаж «Центр активного отдыха» Остаётся не так уж много времени, чтобы порадоваться и насладиться зимними забавами и увлечениями. Успеть, в последние морозно-весенние.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.

Консультация для воспитателей «Организация игр-эстафет в детском саду в летний период»Консультация для воспитателей «Организация игр-эстафет в детском саду в летний период» Движение для ребёнка – важный аспект его развития, поскольку через него он познаёт себя, учится управлять своим телом, совершенствует работу.

Организация экскурсии в детском садуОрганизация экскурсии в детском саду При организации экскурсии большое внимание уделяется экологической направленности содержания и исследовательской направленности деятельности.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.

Организация предметно-пространственной среды в детском садуОрганизация предметно-пространственной среды в детском саду Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической,.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация активного отдыха в детском саду
Опубликовано: 22 апреля 2021 в 05:37
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД