Юлия Нефедкина
Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад №125 «Яблонька»
Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в средней группе»
Подготовила:
Воспитатель
Захарова Юлия Михайловна
первая квалификационная категория
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.
Публикация «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой в средней группе» размещена в разделах
Замечательный педагог и ученый Д. Б. Эльконин говорил: «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…». Его слова сейчас приобретают особую актуальность. Наблюдая за играми детей, мы замечаем, что они отражают современную действительность: играют не в «Магазин», а в «Супермаркет», не в «Парикмахерскую», а в «Салон красоты», не в «Гараж», а в «Автомастерскую» или в «Автосалон» и т. д.
Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок использовать эти знания в игре, а в будущем он мог легко адаптироваться к действительности.
«Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее» - Фребель Фр. – немецкий педагог.
Я работаю в данном детском саду первый год. В нашей средней группе 27 детей из которых 17 мальчиков и 10 девочек. Все ребята с разными характерами: есть спокойные и молчаливые, а есть общительные и очень подвижные, а также драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки социальных отношений со взрослыми и сверстниками. Необходимо научить ребёнка жить с учетом интересов других ребят, проявлять доброжелательность к сверстникам, воспитывать культуру поведения у детей, активно социализироваться в обществе. Для достижения данной цели я решила использовать сюжетно – ролевые игры. В процессе наблюдения за играми детей я увидела, что между детьми часто возникали ссоры из – за игрушек, дети не могли самостоятельно распределять роли, не берегли игрушки, атрибуты, не доводили игру до конца. Далее играя вместе с детьми я выяснила, как каждый конкретный ребенок проявляет себя в них. Анализ игровой деятельности позволил определить следующие задачи:
• научить детей объединяться в небольшие группы, соблюдать в игре элементарные правила поведения;
• развивать у детей умения: придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий;
• поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли;
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Работу по развитию сюжетно – ролевых игр осуществляю в двух направлениях:
• Создание необходимой игровой среды.
• Непосредственное руководство играми детей.
Для успешной реализации поставленной цели и задач мною была изучена следующая учебно-методическая литература:
1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «ДЕТСТВО».
2. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Ф. Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М., 1989.
3. Комарова Н. Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации. – Нижний Новгород, 1992.
4. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 157 с.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателей. - М., 2000.
На основе изученной литературы, образовательной программы и моих наблюдений был составлен Учебно-тематический план по сюжетно-ролевым играм в средней группе на 2013-2014учебный год. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Например, тематический план на январь представлен следующим образом:
Месяц
Название игры
Мероприятия
Задачи
Январь
«Зоопарк» Рассматривание альбома «Дикие животные», плакатов «Животные Африки», «Животные Севера»;
Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке;
Загадки о животных;
Чтение худ. Литературы о животных и зоопарках мира.
Рисование животных трафаретами; раскрашивание изображ. животных; лепка.
Расширять знания о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их
Развивать речь и обогащать словарный запас.
Воспитывать доброе отношение к животным, любовь и заботу к ним.
Для осуществления намеченных задач также с помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, касса, разная посуда быстро привлекли ребят, и они начали разнообразно действовать с ними. Играли и утром и после дневного сна. Важно было, чтобы наши ребята научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Широко использую в своей работе игры-показы. Дети внимательно наблюдают за моими действиями и далее вводят подобные действия в свою игру. Накопленный опыт помогает детям активней участвовать в игре.
Однако для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, медсестры; организовывали целевые прогулки, на которых обращали внимания на трудовые действия шофера, дворника. Во время наблюдения обращала внимание детей на то, как общаются взрослые между собой. Знакомила с правилами этикета, с правилами поведения в общественных местах и транспорте.
Также для развития сюжетно-ролевой игры использую дидактические игры. С помощью таких игр дети учатся умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы. В них содержится комплекс разнообразной деятельности ребенка: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи.
В первое время дети играли в одиночку и довольно однообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. И постепенно ребята научились играть небольшими группами, причем стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Сейчас дети играют более уверенно, самостоятельно. В играх детей начинают, появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Конфликтных ситуаций стало меньше.
Я очень люблю играть вместе с детьми, с полной отдачей. Главное в игре – сохранить непосредственность игры, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные сюжетно-ролевых играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Я постоянно нахожусь в поиске новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно осваивать новые игры.
Так же большую роль в развитии сюжетно-ролевой игры у детей я отвожу семье. Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Стараюсь внушить родителям, что они должны помнить и осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его как личность. С помощью родителей оформили несколько сюжетно-ролевых игр : «Супермаркет», «Дом», «Салон красоты». Также планируем сделать атрибуты к играм : «Корабль», «Ветлечебница», «Дорожное движение» и д. р.
Для родителей провожу:
- индивидуальные и групповые консультации : «О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка», «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника», «С кем играет ваш ребенок» и др.
- анкетирование;
- использую различные виды наглядной агитации;
– привлекаю родителей к участию в различных конкурсах и развлечениях.