Папки-передвижки

Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Любовь Панагушина
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: предлагаемая статья раскрывает ведущие направления, принципы организации и формы работы деятельности Службы ранней помощи в ДОУ.

«Каждый ребёнок имеет возможность

быть психологически готовым к школьному обучению

на своём уровне,

соответственно своим личностным особенностям»

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

Публикация «Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом количества детей-инвалидов в Российской Федерации. Наше Учреждение уже имеет опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями: в течение 5 лет функционировала группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». В рамках вариативного образования в ДОУ создан консультативный пункт, направленный на предоставление услуги по оказанию консультативной, методической, практической помощи психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей в возрасте от 2 до 7 лет, не посещающих детский сад, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов.

В 2017 году в нашем детском саду в рамках региональной экспериментальной площадки была открыта Служба ранней помощи с целью решения проблем, связанных с обеспечением психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ и инвалидов.

Актуальность реализации данного направления обусловлена:

• потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;

• значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения;

• необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы;

• необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).

Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля. Наша команда состоит из специалистов, представляющих различные дисциплины: педагог - психолог, учитель - логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, медицинский работник, воспитатели. Все специалисты объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.

Цель Службы: оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

Задачи:

• Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.

• Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.

• Формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям с проблемными детьми.

• Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

Нормативным основанием для разработки системы ранней помощи являются :

• Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» :

Раздел V Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Часть 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, «создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребёнку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе».

• Поручение Правительства РФ от 18 апреля 2013 года по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему "Строительство социальной справедливости», состоявшейся 29 марта 2013 года

• Всемирная декларация об образовании для всех. (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд от 09.03.1990

• Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982

• Конвенция ООН о правах ребёнка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989

• Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Саламанка, Испания от 10.06.1994

• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблей ООН от 20.12.1993

• «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662 – р

• «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761

• «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.99 г. № 3/1

«О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Закон РФ от 03.95.2012 г. № 46-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в РФ» - Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

«Об образовании» - Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266 - (ред. от 27.12.2009)

• «О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 г. № 175

• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «15» мая 2013 г. № 26

• «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ – 150/06

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.01.2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»

«О социальной защите инвалидов в РФ» - Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

«Об образовании» - Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

• «О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 г. № 175

• «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ – 150/06

• Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области» (с изменениями на 31 октября 2017 года)

• Государственная программа Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014 -2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 № 331.

• Постановление Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 № 279 (ред. от 31.12.2013) «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 -2020 годы».

На сегодняшний день мы разработали систему мероприятий, способствующих успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка. К каждому ребенку с ОВЗ подходим не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Ведущие направления деятельности Службы ранней помощи :

1. Консультативно – диагностическое направление:

• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;

• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

• консультирование родителей по вопросам;

• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;

• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;

• консультирование педагогов, работающих с «особыми» детьми.

2. Коррекционно-развивающее направление деятельности Службы:

• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;

• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

• проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий;

3. Информационно-методическое направление:

• информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т. д.

• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;

• создание банка коррекционно-развивающих методик для детей с ОВЗ;

• повышение квалификации педагогов (участие в семинарах, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, самообразование).

Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:

• развивающих занятий в соответствии основной образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой, адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;

• коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи;

• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.

Формы работы в Службе:

• Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.

• Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.

Консультирование родителей:

- информационная помощь семье;

- психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;

- педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

• Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.

• Групповая работа с детьми - психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.

• Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

• Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.

Особенно значимым направлением деятельности службы является содействие с родителями в выравнивании западаний в развитии «особенных» детей и максимальное приближение их к норме развития для дальнейшего перехода к школьному образованию в соответствии с ФГОС.

Принципы организации СРП

• добровольность участия семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями в программах ранней помощи;

• развитие и поддержание активности, чувства компетентности у родителей (законных представителей) : мы стремимся выработать у родителей активную позицию в реабилитации своего ребенка;

индивидуальный подход: разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, учитывающих не только структуру дефекта, но и запрос родителей, а также их состояние, потребность в том или ином виде помощи.

Разработка индивидуально-ориентированных образовательных программ, это и одно из требований ФГОС ДО:

П. 1.4 (Принципы дошкольного образования) «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования)».

Индивидуально-ориентированная образовательная программа - персонализированный вариант образовательной программы, ориентированный на индивидуальные особенности, возможности и потребности обучающихся.

Творческой группой ДОУ разработана структура ИООП. Это программа, в которую включены результаты педагогической диагностики конкретного ребенка, объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых этому ребенку и его семье по программе ранней помощи всеми специалистами ОУ.

Что же обеспечит ранняя помощь (ранее вмешательство) :

• максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза;

• преодоление разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребёнка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;

• предупреждение возникновения вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребёнка;

• максимальное раскрытие возможностей и реабилитационного потенциала семьи в оказании помощи и поддержки ребёнку;

• для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.

Специалистами доказано, что система раннего вмешательства обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью – 1 руб., вложенный в раннюю помощь детям, окупается экономией в 10 рублей в школьном возрасте.

Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество. Появление новой формы организации коррекционно-педагогического процесса в ОУ предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.

Литература:

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 - 57.

6. Назарова Н. М. - Том 3. Педагогические системы специального образования - файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи : проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Интернет ресурсы:

1.https://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/n4_website.pdfhttp :

2. https://www.autism.ru/read.asp?id=24&vol=0 Чистович Л. А., Кожевникова Е. В. Возможный российский вариант программ раннего вмешательства

3. https://gigabaza.ru/doc/69754-p13.html

4. https://www.studfiles.ru/preview/1722967/

5. https://studopedia.ru/8_113636_programmi-ranney-pomoshchi.html

6. ttps ://www.unicef.org/ukraine/ukr/Early_Intervention_Concept_RUS.pdf

Публикации по теме:

Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Термин "дети с ОВЗ" в дошкольных образовательных учреждениях появился совсем недавно. Это правовое понятие было введено принятым в 2012.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество Полященко Елена Александровна Логопед МОУ СОШ №17 Краснодарский край Северский район, пгт Ильский ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Маркова Е. В., воспитатель высшей категории МАДОУ№5.

Игровой тренинг для воспитателей ДОУ «Толерантность к детям с ограниченными возможностями» Цель: воспитание гуманного отношения к детям с ограниченными возможностями. Задачи: - содействовать формированию нравственных установок.

ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Консультация для родителей «Система ранней помощи детям от рождения до 3-х лет и их родителям» Автор консультации: воспитатель, первой квалификационной категории Гончаренко Юлия Станиславовна СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ.

Отчёт о реализации проекта «Мини-огород» в Центре ранней помощи детям с ОВЗ Педагогический проект «Мини огород» Срок реализации проекта : май- август 2018 года Цель проекта : Формирование у детей элементарных знаний.

Публичная лекция на тему «Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» «Особые» дети…. Приходилось ли вам слышать такое понятие? Все педагоги когда-либо в той или иной степени сталкивались с данным понятием.

Тренинг для воспитателей ДОУ в рамках Недели инвалидов «Эмпайтийность к детям с ограниченными возможностями»Тренинг для воспитателей ДОУ в рамках Недели инвалидов «Эмпайтийность к детям с ограниченными возможностями» Тренинг для воспитателей ДОУ на неделю инвалидов. «Эмпайтийность к детям с ограниченными возможностями» Цель: воспитание гуманного отношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 13 января 2019 в 08:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД