МААМ-картинки

«Организация и совершенствование работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста» (консультация)

Ирина Кирилычева
«Организация и совершенствование работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста» (консультация)

Как известно, для правильного восприятия поэтических произведений необходимо, чтобы дети понимали, что им читают. Понимание обусловлено наличием у слушающих определенных знаний, определенного опыта. Поэтому педагог должен считаться с опытом детей, их возрастом и развитием.

Занятия обычно строятся по следующему плану.

1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения. Воспитатель проводит небольшую вступительную беседу, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень и т. п.). Можно показать предмет, игрушку, картину, близкие теме стихотворения.

Публикация «„Организация и совершенствование работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста“ (консультация)» размещена в разделах

2. Чтение воспитателем всего текста. Прочитать произведение надо так, чтобы оно воздействовало на сознание и чувства детей. Об этом писал еще К. Д. Ушинский: «Это два требования: первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы дети его почувствовали, на практике часто противоречат одно другому. Длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его влияние на чувства, а с другой стороны, влияние на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно» .

С целью более глубокого понимания стихотворения и подготовки его к воспроизведению проводится его анализ.

3. Беседа с детьми о стихотворении. Воспитатель может задавать вопросы, помогающие представить общую картину произведения (о чем); раскрывающие отношение ребенка к произведению, к герою, его поступкам; характеризующие героев произведения (характер, настроение, состояние); помогающие пониманию поэтической формы произведения, средств выразительности. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.

4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.

5. Воспроизведение стихотворения детьми. Сначала можно предложить повторить стихотворение детям с хорошей памятью. Таким образом, остальные дошкольники смогут несколько раз прослушать текст. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, напоминает свои указания о характере чтения (об интонации, силе голоса, темпе речи). Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и, следовательно, улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме – «Угадай, кто читает?» и т. д.). Стихотворение дошкольники повторяют индивидуально, а не хором. Хоровое повторение мешает выразительности, приводит к монотонности, закрепляет не-правильное произношение слов. Небольшие по объему стихотворения необходимо заучивать целиком.

Занятия по заучиванию стихотворений целесообразно дополнять другими видами деятельности: рассматриванием иллюстраций, рисованием на эту же тему, упражнениями по совершенствованию техники речи и др.

Заучивание стихотворений в разных возрастных группах имеет свои особенности. Так, в старшем дошкольном возрасте совершенствуются умения осознанно и выразительно читать стихотворения. В работе с детьми можно использовать следующие приемы:

- показ картины по теме произведения для более глубокого осмысления текста детьми;

- прослушивание грампластинок с записью стихотворения в исполнении мастеров художественного чтения;

- предварительные беседы о том, как дети понимают то или иное выражение;

- придумывание названия к стихотворению;

- литературные викторины (прочитываются строчки какого-нибудь известного произведения, а дети должны назвать его заглавие и автора);

- анализ произведения по вопросам.

Для формирования у детей чувства рифмы им можно предложить:

- подобрать рифмы к словам. Например: «Я буду говорить слова, а вы будете их рифмовать. К примеру, слово «точка». А рифма ваша. («дочка», «кочка», «почка», «ночка»). Скажу я слово «огурец». А вы мне скажете. («боец», «стрелец», «колец», «овец»). Скажу я слово «мышь», а вы мне. («чиж», «тишь», «пыж»)» и т. д;

- соревнование «Кто больше придумает рифмующихся слов»

- игру «Доскажи словечко» с напрашивающейся рифмой: «Длинным клювом тонким схватит лягушонка. Капнет с клюва капля, кто же это. (цапля)»; «По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда из мешков течет вода. Спрячемся по-лучше от дырявой. (тучи)»;

- чтение художественных произведений (отрывок из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Как Незнайка сочинял стихи»;

Д. Хармс «Очень, очень вкусный пирог»; сказка Б. Шергина «Рифмы»; стихотворения А. Барто «Капризные ерши» и Е. Лаврентьевой «Поймай рифму» и др. ;

- чтение стихов не только словами, но и хлопками (сильный хлопок – ударный слог, слабый хлопок – безударный слог).

Учет особенностей восприятия, запоминания и воспроизведения детьми поэтических произведений дает возможность педагогу эффективно организовать данную работу.

Публикации по теме:

Организация методической работы с педагогами «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ Тема самообразования «Организация методической работы с педагогами по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного.

Развития словаря детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря.

Консультация для педагогов «Система работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста» Система работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественное творчество» проводится.

Консультация «Планирование и организация тематических и целевых экскурсий с детьми старшего и дошкольного возраста» «Планирование и организация тематических и целевых экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста» В процессе экскурсий закладывается.

Методическая копилка. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста "Все наоборот" Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок. Материал. Две обезьянки (игрушки). Ход игры. Сегодня.

Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Организация самостоятельной деятельности у детей старшего дошкольного возрастаОрганизация самостоятельной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Приветствую Вас уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами примером организации самостоятельной деятельности у детей старшего дошкольного.

Перспективный лексический план работы по обогащению словаря детей в старшей группе Сентябрь 1-я неделя Темы: «До свидания, лето!», «Игрушки» Активизация и обогащение предметного словаря: детский сад, воспитатель, логопед,.

Организация работы по ПДД с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность работы по обучению детей правилам дорожного движения (ПДД) обоснована требованиями федерального государственного стандарта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Организация и совершенствование работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста» (консультация)
Опубликовано: 17 января 2018 в 12:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД