МААМ-картинки

Консультация «Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора»

Мария Гуденко
Консультация «Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора»

«Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора»

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего их мира.

Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному и умственному развитию.

Публикация «Консультация „Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора“» размещена в разделах

Ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Если речь педагога будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это как раз чаще всего мы берем из устного народного фольклора, то и дети как губки, впитают правильные, новые слова, и будут использовать их в своей речи.

На самом деле детский народный фольклор имеет большое значение в развитии ребенка и в образовательном процессе, и в воспитательном.

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов часто не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому возникает вопрос: нужно ли ребенку, возвращаться назад к прошлому?

Народный фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным, увлекательным. Дети в игре обретают радость, увлеченность, они учатся взаимодействовать друг с другом, делиться игрушками, оказывать помощь, сочувствовать, переживать все это влияет на их духовное развитие.

Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх у детей развивается быстрота движений, ловкость, сообразительность. Например игра «У медведя во бору»

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая) :

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко,

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем"

В такой игре как «Молчанка» у детей развивается терпеливость, в ней дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку :

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Проговаривая слова за воспитателем, дети тренируют свою речь, а заучивая и запоминая их еще и память, что не мало важно в развитии детей.

Так же с помощью игр можно развивать мелкую моторику, используя народный фольклор.

К примеру те же самые «Ладушки», «Сорока-ворона». Это первые пальчиковые игры, которые знает каждая мама. И начиная с самого раннего возраста применяет для развития моторики ребенка, а в дальнейшем и сам малыш применяет их в своей игре.

А вот например такая попевочка:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом – другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька – в люльке,

Аленка – в пеленке,

Аринка – на перинке,

Степан – на печке,

Иван – на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Так же с помощью народного фольклора можно учить ребенка самовыражаться, проигрывать на себе другие роли, подражать. Например, дети с большим удовольствием могут показать, как неуклюже ходит медведь, крадется лиса, скачет заяц и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко!

Твои детки на лугу

Гнут черемуху в дугу,

Тебя ожидают,

Зайчиков гоняют!

В более старшем возрасте можно применять докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги, в раннем возрасте, когда речь у детей еще плохо сформирована, такой вид фольклора не вызывает большого интереса у малышей и нет отдачи. Например, такой диалог:

Жили-были два павлина,

Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся.

Народный фольклор настолько богат, что его можно подбирать по жанрам, для любой тематики (хоть то времена года или птицы, и животные, насекомые, погода).

Фольклор можно использовать и для развития речевых навыков детей. Заучивать наизусть, выразительно рассказывать, в этом помогут скороговорки:

В огороде рос горох,

А за речкой – гречка.

Старый наш козёл Енох

В огороде рвал горох,

Гречку рвал за речкой.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

Один из любимых видов деятельности детей это игры-инсценировки, по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». А еще если при этом использовать костюмы или маски, то детскому счастью и инициативе нет предела. Дети с большим удовольствием проигрывают роли, и наблюдая можно увидеть, что каждый ребенок проигрывает роль по-своему, все это зависит и от речевого развития и от физиологии, пластики, от того скован ребенок или раскрепощен. Вот благодаря фольклору можно раскрывать, развивать, обучать детей.

Публикации по теме:

Организация режимных моментов с помощью проблемно-игровых ситуаций по теме недели «Я — гражданин России» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Комбинированного вида №35 «Непоседы» Доклад «Организация режимных моментов.

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности,.

Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора» Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается.

Несколько образовательных ситуаций для музыкально-игровых импровизаций в режимные моменты Музыкально-игровые ситуации, которые помогут развить музыкальные способности ребёнка. Этими ситуациями могут пользоваться не только музыкальные.

НОД по формированию связной речи «Перепутанные истории» на основе игровых обучающих ситуаций Цель: формирование связной речи посредством составления рассказов по демонстрируемым действиям на основе серии сюжетных картинок. Задачи.

План-конспект музыкального занятия в средней группе с использованием русского фольклора ПЛАН- КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ с использованием русского народного фольклора Цель: Развивать музыкальные и творческие.

Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» Проект «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

«Уроки вежливости». Цикл игровых ситуаций для дошкольников Урок первыйВ гости к детям пришла фея вежливости (это воспитатель). С помощью феи выяснили, кого называют вежливым, вспомнили такие слова.

Весенний досуг для детей старшего дошкольного возраста «Весна — на весь свет красна» на основе русского народного фольклора Весенний досуг для детей старшего дошкольного возраста «Весна - на весь свет красна» на основе русского народного фольклора. Годованая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора»
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 00:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД