Ирина Савенкова
Организация комплексной помощи детям раннего возраста в Гбсу со орцди «Надежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранняя комплексная помощь это область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания, сопровождения детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского и социального риска отставания в развитии. Ранняя социальная помощь призвана улучшить условия для развития детей с ограниченным потенциалом развития.
Публикация «Организация комплексной помощи детям раннего возраста в Гбсу со орцди „Надежда“» размещена в разделах
Ранняя помощь детям и семьям становится одной из самых актуальных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. В Российской Федерации такая система в государственном масштабе находится на стадии становления. Приоритеты для создания служб ранней помощи отданы образованию (дошкольному, но чаще с такими детьми и с семьями сталкиваются работники здравоохранения и социальной защиты. Поэтому вопросы социально-медицинской и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям достаточно актуальны для специалистов реабилитационных отделений и центров.
ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" принимает на социальное обслуживание детей с установленной инвалидностью, поэтому ребенок оказывается у нас, примерно к 1 году, а чаще старше. В тоже время статистические данные показывают, что в течение года Центр посещают примерно 100 – 150 детей раннего возраста, что составляет около 20% от всех детей, посещающих "Надежду". Следует отметь и специфику пребывания таких детей в реабилитационном центре: это, как правило, месячный курс пребывания совместно с родителями. То есть мамочка проходит с ребенком по всем специалистам медицинского и психолого-педагогического блоков и, конечно, отдает приоритетными считает именно медицинские манипуляции с ребенком: массаж, ЛФК, физиолечение и др. Занятия с педагогами проходят часто после медицинских воздействий и специалисты, подчас видят усталого капризулю или вообще спящего малыша. Поэтому на первое место выходит обучение родителей способам эффективного взаимодействия с малышом, чтобы в перерыве между курсами родители могли самостоятельно заниматься с ребенком. Безусловно, те же приоритеты ставят перед собой и наши медики, обучая родителей приемам элементарного массажа, комплексам ЛФК, консультируя как правильно, кормить, купать, одевать, лечить особенного ребенка. Поэтому одной из составляющих процесса оказания ранней комплексной помощи является работа "Школы родителей".
В программу занятий в нашей школе входит:
1. Обучение родителей основным педагогическим и психологическим методам и приемам взаимодействия детьми, имеющими особенностями развития.
2. Обучение родителей особенностям ухода за детьми с двигательными нарушениям.
3. Обучение родителей необходимым физическим упражнениям в домашних условиях с применение средств, форм и способов занятий по ЛФК. При этом обязательно учитывается диагноз, возраст, состояние физического развития. Каждая мама должна знать, что необходимо её ребёнку на данном этапе двигательного развития.
4. Оказание первой помощи при некоторых неотложных состояниях (гипертермия, перегревание, судорожный синдром).
5. Использование технических средств реабилитации.
6. Обучение приемам релаксации, снятия психо-эмоционального напряжения, обучение организации режима полноценной жизни семьи с особым ребенком (тренинги и мастер-классы).
Кроме того занятия в школе родителей дают родителям возможность общения между семьями, обмена мнениями, советами, опытом воспитания особого ребенка.
Второй составляющей процесса является непосредственное взаимодействие с ребенком. В нашем Центре на основе пилотной программы 2010-2011гг. разработана и функционирует программа ранней помощи "Помоги мне это сделать самому". В название программы вынесен девиз Марии Монтессори и при ее реализации педагоги активно используют материал Монтессори. Именно комплект Монтессори - материала обеспечивает методически грамотное освоение необходимых для жизни ребёнка от 0 до 3 лет (и старше) знаний, умений и практических навыков в рамках ведущей деятельности.
Как известно, свою педагогическую систему Монтессори разработала для работы с детьми с умственной отсталостью, которые раннее считались необучаемыми. Анализ педагогической системы Монтессори показывает, что по многим своим педагогическим условиям Монтессори-педагогика также хорошо сообразуется и с принципами и технологиями коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. Чрезвычайно значимым является содержательный компонент педагогики Монтессори: большое внимание уделяется сенсомоторному развитию ребёнка, развитию у него речи и мышления, умению концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение.
Приоритетным направлением деятельности специалистов ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда», участвующих в реализации программы ранней помощи "Помоги мне это сделать самому", является организация деятельности детей и деятельности вместе с детьми в специально подготовленной предметно-пространственной развивающей образовательной среде. Такая среда создана в кабинетах специалистов Центра и в дошкольных группах.
Образовательная деятельность детей раннего возраста в такой среде отвечает возрастным и сенситивным периодам и наиболее полно отвечает жизненно необходимым условиям для развития детей в зонах их актуального и ближайшего развития.
Цели и задачи образовательной работы с детьми раннего возраста по программе выстраиваются в соответствии с их индивидуальными особенностями по четырем основным направлениям развития ребенка:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• физическое развитие.
Более подробно о коррекционной помощи ребенку-инвалиду раннего возраста расскажут сами специалисты, непосредственно, работающие с детьми.
Оказание ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших воспитанников, их социализацию и интеграцию в общество.
Лечение, воспитание и обучение ребенка-инвалида или с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.