МААМ-картинки

Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ

Инна Каплина
Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ

«Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ»

(Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" №13 п. Радищев)

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям : неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно по-заботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Сегодня каждый второй ребенок нуждается в коррекции развития речи.

Публикация «Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ» размещена в разделах

В различных городах, больших населенных пунктах появляются детские сады, и спе-циализированные группы для детей с нарушениями речи которые являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Но еще существуют такие отдаленные сельские ДОУ, где большая часть детей с нарушениями речи оказывается неохваченной специальной логопедической помощью – воспитывается дома или в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Эти дети по различным социально-психологическим, материально-экономическим и другим причинам просто не могут получить коррекционно-логопедическую помощь, в которой они нуждаются.

В связи с вышеуказанным, тему моей работы следует признать достаточно актуальной, так как она осветит проблему коррекции речевых нарушении у детей в сельском ДОУ в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждении (групп) для детей с нарушениями речи, становление которой в России началось с конца 60-х годов XX века.

Для того чтоб рассмотреть особенности организации коррекционной помощи детям с нарушениями речи в условиях сельского ДОУ обнаруживается недостаток публикации, особенно по новым требованиям ФГОС ДО, в которых были бы показаны возможности коррекционно-логопедической работы воспитателя без специалиста-логопеда.

В тех случаях, когда сельское ДОУ общеразвивающего вида не имеет возможности работать в непосредственном контакте со специалистом – логопедом, речевые нарушения у детей должны стать объектом особого внимания и адекватного воздействия со стороны педагогов в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса. Фактически проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, может расцениваться как одна из возможных моделей логопедической работы с детьми. Главной целью должно стать создание воспитательной среды, которая способствовала бы раскрытию речевых возможностей детей, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а возможно и своевременному преодолению. Для её достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач.

Первая из них – коллектив – он должен отличаться стабильностью и работоспособностью, высокой квалификацией и коммуникабельностью.

Вторая задача – диагностическая – состоит в раннем распознавании и наблюдении, контроле над состоянием речи детей.

Третья задача – профилактическая – помощь детям в нормальном речевом развитии.

Четвертая – коррекционная – задача состоит в своевременном полном или частичном сглаживании имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.

Все эти задачи можно реализовать двумя способами. Первый заключается в том, что эти задачи включаются в образовательную программу ДОУ. Второй способ состоит в сложе-нии целей общеразвивающей и коррекционно-речевой работы на уровне организации педагогического процесса.

Таким образом, если сельское ДОУ или отдельный воспитатель решили начать работу в этом направлении, то диагностический блок является первичным. Поэтому для выяснения нарушении речи у детей можно воспользоваться такими методами диагностики, как:

- наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;

- изучение истории его раннего, общего речевого развития и условии семейного воспитания;

- беседы с родителями.

После диагностики я спланировала свою работу с учетом требований, как программы и требованиям ФГОС, так и речевых возможностей детей и их продвижения в основании коррекционной работы, в соответствии с характером речевого нарушения.

Коррекционная работа осуществлялась мною на занятиях по развитию речи, которые являлись основной формой коррекционного обучения и предназначались для систематического развития всех компонентов речи.

Основные задачи, которые решались на занятиях, можно сформулировать следующим образом:

1. Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлении ребенка, формированию обобщающих понятии, практических навыков словообразования и словоизменения, употребления простых распространенных предложений и некоторых видов фраз.

2. Формирования правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования разных типов предложений у детей вырабатываются умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание.

Занятия включали разнообразные игровые и дидактические упражнения. Программный материал предлагался поэтапно с постепенным усложнением с учетом ближайшей зоны развития, как всей группы детей, так и каждого ребенка.

Занятия, направленные на знакомство со звуками включали в себя:

- артикуляционную гимнастику;

- пальчиковую гимнастику;

- постановку правильного звукопроизношения;

- закрепление достигнутых навыков.

Также в своей работе основной акцент я делала на развитие первоначальных навыков монологической речи на основе запаса пассивных и активных речевых средств, улучшенного слухового восприятия.

Занятия, направленные на составление описательного рассказа включали в себя:

- рассматривание картины;

- уточнение понимания отдельных слов;

- беседа по вопросам с целью выяснения понимания содержания картинки.

- составление рассказа.

Большое место в моей работе также занимал пересказ коротких текстов. Занятия по обучению пересказу проводились подгруппой. Для мотивации и создания интереса, активизации мыслей у детей использовался фланелеграф, магнитная доска, мультимедийный проектор. Возможен вариант – пересказ «по цепочке», также драматизация фрагментов рассказа.

Этап коррекции звукопроизношения включал в себя:

- произношение слогов с гласными первого ряда в различном темпе и с разным ритмическим рисунком;

- произношение слогов, в которых звук находится в различной позиции – в начале, середине, конце слов, со стечением согласных;

- произношение поговорок, потешек, чистоговорок, стихов;

- отработку речевых навыков в ходе коррекционных игр.

В это же время практиковалось:

- отстукивание мячом слоговых и логических ударений;

- выполнение танцевальных движений.

Дополнительно я применяла упражнения по развитию мелкой моторики рук, своеобразная пальчиковая гимнастика:

- сбор картинок пазлов;

- игра с конструктором;

- игры с игрушками-тренажерами: матрешки, резиновые ежики и прочие игры;

- построение цветовой композиции с помощью мозаики.

Так, в процессе развития мелкой моторики, дети обсуждали способы сборки фигур, картинок. Это также служило определению своего способа занятий на данном этапе.

Детям предлагалась работа в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Большую роль в коррекции нарушении речи у детей играю родители. Следует указать родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им, в чем состоит коррекционная работа, подчеркнуть полезность разумных требовании к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду. Поэтому в работе мною использовались разнообразные формы: родительские собрания, просмотры занятий, консультации, семинары-практикумы.

Помимо занятий в детском саду каждому из детей я предлагала записать задания на дом в специальных тетрадях. Использовала разнообразные пособия, тетради-раскраски, в которых собраны материалы по развитию ребенка, подготовке его к школе, а также обычные раскраски.

Для того чтобы не обременять родителей и не перегружать ребенка домашним заданием, я подходила к выполнению заданий дифференцированно - задавала раскрасить лишь часть рисунка каждому из детей или выполнить совместно с ребенком определенные задания в логопедических тетрадях.

Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков по исправлению нарушений, звукопроизношения ведет к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.

Проанализировав результаты своей деятельности, я сделала следующие выводы: зву-копроизношение детей начинает соответствовать возрастной норме, связанные речевые вы-сказывания детей имеют четкость, последовательность изложения, словарный запас детей обогащается. У детей формируются коммуникативно-речевые навыки, что способствует их общительности, инициативности и уверенности в себе.

С уверенностью можно сказать, что в населенных пунктах, где детские сады не имеют возможности работать в непосредственном контакте со специалистом – логопедом, речевые нарушения у детей должны стать объектом особого внимания и адекватного воздействия со стороны педагогов в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса. Поэтому вся коррекционная работа с дошкольниками, имеющими различные нарушения речи, ложится на воспитателей и может расцениваться как одна из возможных моделей логопедической работы с детьми.

Литература:

1. Власенко И. Т., Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. М., 1996.

2. Гаркуша Н. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., Секачев, 2000.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1995.

4. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., Соцполит. журнал, 1994.

5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. М., 2003.

6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушении у дошкольников. - С-Пб. : Изд. Дом «Литера», 2003.

7. Степанова О. А. Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи // Воспитатель. №*, 2008.

8. Ткаченко. Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб. : Акцидент, 1997.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в различных видах деятельности ребенка-дошкольника Волкова Арина Владимировна Воспитатель детского сада №1 «Семицветик» г. Тамбов Тема: Формирование математических представлений в различных.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в различных видах деятельности Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в различных видах детской деятельности Жизнь.

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики через интеграцию в различных видах деятельности» В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование.

Организация двигательной активности детей в малоподвижных видах образовательной деятельности в ДОУ Организация двигательной активности детей в малоподвижных видах образовательной деятельности. Среди множества факторов, оказывающих влияние.

Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ В последнее время отмечается значительный рост количества детей, испытывающих различные трудности в обучении, социализации и нуждающихся.

Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста РафиковаНурияХамзяевна.

Отчет по самообразованию тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста» В 2015-2016учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

Специфика оказания коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом Специфика оказания коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом Проблема реабилитации в общей проблеме раннего детского аутизма,.

Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности» "Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности" Модернизация дошкольного образования.

Опыт работы «Формирование навыков коллективной работы в различных видах изобразительной и прикладной деятельности» Отчет Анализируя поступки детей в д\ саду и на улицах, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ
Опубликовано: 7 января 2017 в 11:02
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД