«Организация образовательного процесса в подготовительной к школе группе ДОУ»

Татьяна Маслова
«Организация образовательного процесса в подготовительной к школе группе ДОУ»

Введение

В подготовительной группе детского сада осуществляется активная подготовка детей 7-го года жизни к обучению в школе. Главная задача педагогов ДОУ и родителей – способствовать совершенствованию знаний, умений, навыков, полученных детьми; формированию их психологической готовности к школе.

Гармоничное развитие и воспитание будущих школьников может быть обеспечено лишь при единстве воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. В дошкольном учреждении осуществляется взаимозависимость физического и психического развития дошкольников, поэтому необходимо все гигиенические, оздоровительные и воспитательно-образовательные мероприятия объединить в согласованную систему.

В связи с этим дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами (ФГОС, Приказ № 1155 от 17 октября 2013г., обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение ребёнка к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться.

Поэтому технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Обучение должно входить в его жизнь через ворота детской игры. Стандарт должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.

При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной образовательной деятельности были учтены и охвачены следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей в различных видах деятельности – образовательные области:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных особенностей, опыта и творческого подхода педагога.

Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволяют реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у будущих первоклассников положительные эмоции от общения с миром знаний, обеспечивая всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребенка к жизни в современном обществе.

Примерный комплексно-тематический план на декабрь 2014 года для

подготовительной к школе группы ДОУ

Неделя Тема Формы и методы работы с детьми

1

Зимушка-

зима. Беседа по теме «За что я люблю зиму?», «Зимние приметы»

Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

Разучивание песенки И. Никитина «Здравствуй, гостья Зима!»

Продуктивная деятельность: рисование «Зимний пейзаж»,

Лепка «Дети на прогулке зимой»,

Аппликация декоративная с элементами конструирования «Ажурные снежинки»

Конструирование. Изготовление снеговика из бросового материала.

Работа по ФЭМП. Состав числа пять. Дидактические игры «В какой руке сколько?», «Живая неделя»

Исследовательская деятельность: рассматривание снежинок.

Подвижные игры «Два Мороза», «День и ночь»

Конструирование из снега «Зимняя горка»

Трудовые поручения: уборка участка, защита корней деревьев и кустарников от мороза.

Игровое упражнение «По ледяной дорожке».

Музыкальная деятельность. Слушание музыкальной композиции «Зима пришла» (муз. Г. Свиридова)

Коммуникативная деятельность. Составление рассказов из личного опыта на тему «Зима»

Дидактическая игра «Разноцветный лед»

Сюжетно-ролевая игра по сказке «Двенадцать месяцев»

Экспериментирование: выявление механизма образования инея.

Индивидуальная игра «Одежда по погоде»

Совместная деятельность «Соберись на прогулку»

Закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.

Формирование КГН и навыков самообслуживания. Беседа о работе дежурных по столовой.

Работа по звукопроизношению: игра с мячом «Найди пару» (слова с твердым и мягким звуком)

Проговаривание стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою»

Тематическое занятие с участием родителей «Зима в разных странах.

Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность старших дошкольников»

2 Наши

меньшие

друзья Беседа «Как звери готовятся к зиме?»

Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»

Продуктивная деятельность: рисование «Лес точно терем расписной…» ; силуэтная аппликация «Кто в лесу живет?» (коллаж);

Лепка «Петушок с семьей» (по рассказу К. Ушинского)

Техника «изонить» «Зайка серый, где ты бегал?»

Творческая мастерская. «Пластилиновая сказка» (лепим героев сказок о животных)

Оригами «Цыпленок»

Работа по ФЭМП. Далеко, близко. Игры «Поговорим по радио», «Где звенит колокольчик?»

Сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами»

Музыкальная деятельность. Игра «Кот и мыши» (муз. Т. Ломовой)

Трудовые поручения: ухаживаем за комнатными растениями.

Познавательно-исследовательская деятельность. Работа в уголке природы: чем и как питается попугайчик?

Дидактические игры «Найди общий признак», «Кто где живет?»

Сюжетно-ролевая игра «Животноводы»

Подвижные игры «Хитрая лиса», «Мышеловка»

Спортивное упражнение: скольжение по ледяным дорожкам.

Закаливающие процедуры. Полоскание горла прохладной водой.

Работа по формированию КГН. Игровая ситуация «Для чего нужно мыло?»

Работа с разрезными картинками «Кто чем питается?»

Работа по звукопроизношению: игра «Буква заблудилась»

Самостоятельная деятельность. Выкладывание пластилиновыми жгутиками по контуру изображений аквариумных рыбок «Аквариум».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Чистый ли лед?»

Конкурс медиапрезентаций и фотоколлажей о домашнем питомце. «Мой домашний питомец»

Решение с родителями педагогических задач «Подумаем вместе…»

3 Знакомство с

народной

культурой и

традициями Беседа на тему «Бабушкин сундук»

Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение былины «Садко».

Коммуникативная деятельность. Рассматривание и обсуждение иллюстраций к былине «Садко».

Продуктивная деятельность: рисование «Композиция с цветами и птицами» (по мотивам народной росписи)

Лепка «Дымковская барышня»

Декоративная аппликация (прорезной декор) «Салфетка под конфетницу»

Ручной труд: учимся пришивать пуговицу.

Работа по ФЭМП. Измерение. Дидактические игры «Живые цифры», «Считай – не ошибись».

Беседа о декоративно-прикладном искусстве «Чудо-писанки» (Освоение техники декоративного раппортного рисования на объемной форме – яйце).

Работа в уголке книги: знакомство с малыми фольклорными формами.

Трудовые поручения: стираем кукольную постель.

Познавательно-исследовательская деятельность. Дидактическая игра «Предметы рукотворного мира».

Музыкальная деятельность. Игра-ситуация «Как птиц закликали», «Всем на потеху»; выполнение музыкально-ритмичных движений под русскую народную песню «Пойду ль, выйду ль я»

Игра-экскурсия «В музее»

Игра малой подвижности «Коробейники»

Русская народная игра «Городки».

Подвижные игры «Горелки», «Салки с ленточкой»

Спортивное упражнение: катание на санках.

Поисковая деятельность: следы на снегу.

Конструирование из снега «Снегурочка»

Работа в уголке природы: рыхление почвы комнатных растений.

Работа в уголке музыкального воспитания: учимся играть на металлофоне русскую народную мелодию «Во поле береза стояла».

Творческая мастерская: рисование по мотивам литературного произведения «Дремлет лес под сказку сна».

Закаливающие процедуры. Контрастное обливание рук водой.

Формирование КГН и навыков самообслуживания. Дидактическая игра «Самый внимательный»

Буклеты для родителей. Составление списка произведений народного творчества, рекомендуемого для изучения старшими дошкольниками.

Создание мини-музея русского быта, народной утвари.

4 Новый год

Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение сказки по народным сюжетам «Снегурочка»

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Снегурочка»

Продуктивная деятельность: рисование «Новогодний праздник в детском саду»

Аппликация декоративная с элементами дизайна «Шляпы, короны, маски»

Раскрашивание карнавальных масок под музыкальное сопровождение «Ах, карнавал!»

Лепка из соленого теста (тестопластика) «Елкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки»

Исследовательская деятельность: измерение глубины снежного покрова после снегопада.

Подвижные игры «Я Мороз Красный Нос», «Ловишки».

Спортивное упражнение «Снежная горка»

Дидактическая игра «Горячо – холодно», «Какой дом», «Скрэбус»

Работа по ФЭМП. Многоугольники. Игры «Назови предмет», «Найди соседа»

Трудовые поручения: помогаем малышам очистить участок от снега.

Конструирование из снега «Снеговик»

Разучивание стихотворения Л. Воронковой «Зима»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Подготовка к празднику»

Музыкальная деятельность. Исполнение хороводной песни «К нам приходит Новый год» (муз. В. Герчик, сл. З. Петровой);

игровая ситуация «Новогодние чудеса»

Ручной труд «Фонарики»

Работа по звукопроизношению: игра «Как звучат части в слове?»

Коммуникативная деятельность. Лексические игры и упражнения, рассматривание иллюстраций в книгах на тему «Праздники».

Закаливающие мероприятия. Ходьба босиком по полу.

Опытно-экспериментальная деятельность: окрашивание воды.

Работа в уголке природы: полив комнатных растений

Экскурсия по улицам города. Наблюдение за подготовкой жителей к новогодним праздникам (оформлением улиц)

Воспитание культуры поведения. Игровое упражнение «Встречаем гостей»

Конкурс для детей и родителей на самую лучшую новогоднюю игрушку.

Декоративно-оформительская деятельность «Новогодние игрушки»

Консультация для родителей «Традиции празднования Нового года в разных странах»

Ролевое участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника.

Заключение

Такая организация образовательного процесса позволяет достичь положительной динамики в развитии каждого ребенка на основе социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений в виде следующих целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Комплексный подход в воспитании, обучении и развитии детей старшего дошкольного возраста помогают реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познавать многогранность мира, что позволит с самого раннего детства заложить основы мотивированного обучения.

Список используемой литературы:

1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М.: Мозаика-Синтез, 2011

2. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа. / М.: Мозаика-Синтез, 2009

3. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Для занятий с детьми 2-7 лет. / М.: Мозаика-Синтез, 2008

4 Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. / Изд. Дом «Цветной мир», 2011

5. Кравченко, И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы : метод. пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова – М.: ТЦ Сфера, 2011

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Публикации по теме:

Интерактивные формы работы с кадрами «Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС» Цель: систематизация знаний педагогов, развитие их профессиональной компетентности в реализации Федерального государственного образовательного.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе на сентябрь Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе на сентябрь Тема: «День знаний» Задачи:.

Консультация для педагогов «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС» Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы являются:.

Организация образовательного процесса в ДОО. Из опыта работыОрганизация образовательного процесса в ДОО. Из опыта работы Происходящие в дошкольном образовании перемены, с одной стороны, предполагают работу ДОУ в инновационном режиме, а с другой стороны, требуют.

Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной логопедической группе план на сентябрь месяц по темам: -"Скоро в школу" -"Русские сказки" - "Мой город. Моя страна. Моя планета" -"Овощи" План недели_31 августа-4.

Событийная организация образовательного процесса в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Сказка» г. Ртищево Саратовской области Событийная организация.

Организация образовательного процесса в малокомплектном детском садуОрганизация образовательного процесса в малокомплектном детском саду «Организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду» и обобщение опыта по планированию работы в разновозрастной группе.

Устав. Общие положения. Организация образовательного процесса 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Земляничка» с. Земляничное Белогорского.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
«Организация образовательного процесса в подготовительной к школе группе ДОУ»
Опубликовано: 29 марта 2016 в 16:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление стены в приемной комнате детского сада
Большую часть своей дошкольной жизни дети проводят в детском саду. Дошкольный возраст является сензитивным периодом, при формировании эстетического...
Проект «Русский народ: быт, традиции и обычаи» (старшая группа …)
Проект «Русский народ: быт, традиции и обычаи» ( старшая группа) Тип проекта: творческий, познавательный. В ид проекта : групповой. Ожидаемые...
Игра-беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже»
Цели: 1. Познакомить со службами спасения "01", "02", "03"; 2. Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта;...
Урок-лекция по ОПК в 4 классе «Культура и религия. Религия славян»
Цель урока: знакомство с понятиями и значениями славянской мифологии Задачи: 1) обучающая: -сообщение знаний о славянских мифах, общая картина мира в...
Целевая прогулка «Наблюдение за виноградом»
Цель: развивать познавательную активность в процессе наблюдения. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к...