Получи документы

«Организация познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста»

татьяна широкова
«Организация познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье описывается методика организации познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста

Список ключевых слов: ранний возраст, познавательная активность, экспериментирование.

В данной статье хотелось бы поделиться опытом организации познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста.

Публикация «„Организация познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Ранний возраст-это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша-вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое-вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами, материалами: водой, песком, снегом, камнями, глиной, красками.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Для того, чтобы развить и поддержать стремление воспитанников МБДОУ детского сада №21 «Теремок» г. Павлово к познавательно-исследовательским действиям была проведена следующая работа:

Во-первых, создана предметно-пространственная среда по центрам детской активности, продумано распределение материалов в пространстве группы.

Размещение материалов и оборудования для стимулирования познавательно-исследовательских действий детей должно быть мозаичным, то есть в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. В нашей группе дети могут проводить познавательно-исследовательские действия в следующих центрах активности:

• Центр воды и песка

• Центр природы и науки

• Центр физического развития

• Центр музыкального воспитания

• Центр сенсорного развития

• Центр сюжетно-отобразительной игры - уголке ряженья

• Центр настольной игры

• Центр изобразительной деятельности

Во-вторых, центры детской активности были оснащены материалами и оборудованием, необходимыми для стимулирования у детей познавательно-исследовательских действий. В этой работе придерживались рекомендаций Н. А. Коротковой, касающихся классификации типов материалов и оборудования:

Первый тип - Объекты для исследования в реальном действии, к ним относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. Это прежде всего материалы для сенсорного развития (вкладыши-формы, пирамидки, стрежни для нанизывания, матрешки, втулки, набор объемных тел и т. п., особые объекты для экспериментирования и упорядочения (разнообразного рода мозаики, игрушки забавы (с зависимостью эффекта от действия : неваляшка, волчок, заводные игрушки, оборудование для игр с водой и песком.

Второй тип- Образно-символический материал, к нему относится так называемые «наглядные пособия», расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков. Это всевозможные наборы картинок (предметные, парные, разрезные, сюжетные, последовательные из 2-3 событий, кубики (2-4 части – для установления простых отношений меду элементами – часть-целое, образные игрушки (объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей и т. п.)

Остановимся поподробнее на центрах активности.

Центр музыкального воспитания: помимо обычного набора предметов : - Звучащие игрушки (колокольчики, барабан, металлофон, бубен, маракас, гармошка, ложки деревянные и пластмассовые, резиновые пищалки, погремушки, для прослушивания звучания различных музыкальных игрушек контрастных по тембру и характеру звукоизвлечения- у нас есть самодельные «шуршалки» - шумовые игрушки ( бутылочки и с разным наполнением: горох, песок, рис, овсянка и т. д., (рим. 1). Дети сравнивают звучание игрушек, наполненных разными наполнителями.

Центр физического развития: - Султанчики, вертушки—Дети приводят в движение вертушку или султанчик, используя разные способы (подуть, взмахнуть рукой). Имеются разнообразные мячи (поролоновые резиновые, пластмассовые, набивные)- - Дети обследуют мячики (шарики) сделанные из разного материала на ощупь, (гладкие, с мягкими шипами, с разным наполнением, сравнивают по размеру и весу. ; Имеется доска – дартс -(дети кидают шарики, развивая меткость, и попутно убеждаются, что прилипают только шарики, имеющие липучки, (рис. 2).

- Надувные шары и ракетки-- Определяют с помощью ракетки, какой мячик (шарик) подпрыгнет выше ( мячики разного размера и с разным наполнением: воздух, крупа, вата, вода)

-Тренажер для дыхательной гимнастики (бабочки, снежинки) - Дуют на бабочки (снежинки) с разной силой. –- Особо мы гордимся массажными дорожками с разным покрытием, изготовленными родителями. Дети определяют на ощупь различные виды покрытий массажных дорожек. (колючая - гладкая, мягкая – твердая, (рис. 3).

-Изготовлена доска «Бизиборд»(рис. 4). Такая доска для детей активно развивает мелкую моторику и, кроме того, самостоятельно исследовали принцип действия и функциональность различных бытовых приспособлений.

Центр сенсорного развития- Матрешки. Дети выстраивают сериационный ряд (от большего к меньшему, от - меньшего к большему, вкладывают матрешек друг в друга (было много, стала одна).

- Баночки - стаканчики- Вкладывание и накладывание друг на друга.

- Кубики - вкладыши с прорезями основных геометрических форм. Дети подбирают геометрическую фигуру в соответствии с прорезью в кубике.

- Доски - вкладыши на разные сюжеты. Малыши соотносят форму вкладыша с углублением на доске;

- Ленточки и шнурки разные по ширине и длине- Продевают ленточки и шнуровки в разные отверстия куба.

Имеется у нас и сюжетная книга - самоделка с разными видами застежек (шнуровка, пуговицы, кнопки, липучки) со съемными деталями разными по фактуре тканями Воспроизводят сюжет на страничке - картинке с помощью подбора определенных деталей закрепляющихся разными способами (липучки, кнопочки, пуговицы

Мягко набивная игрушка «Черепаха» (крупная напольная) с разными застежками, изготовленная руками родителей (рис. 5). Определяют, какую застежку легче и быстрее застегнуть.

Уголок ряженья (сюжетно - отобразительная игра)

-Головные уборы из разных материалов для детей и кукол (плюшевые, меховые, фетровые, хлопковые, соломенные, вязанные);

- шарфы, платки;

- платья, юбки;

- меховые костюмы животных (зайчик, мишка, лисичка) Детишки определяют на ощупь некоторые свойства тканей и материалов: пушистая – гладкая, тонкая - толстая, прозрачная – непрозрачная и очень любят наряжаться.

Центру изобразител. деятельности отведено самое светлое место. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом:

- Пластилин. В ходе работы с пластилином, определяют его свойства (мягкий - жесткий, мнется, раскатывается, сплющивается, размазывается, можно вдавить в него разные детали, меняет цвет при смешивании).

- Бумага. В совместной деятельности с воспитателем знакомятся со свойствами бумаги (она разная по цвету и фактуре, на ней можно рисовать, сминать в комочек, разорвать на разные кусочки, можно разрезать ножницами, склеить между собой или приклеить к какой либо поверхности)

- Краски- определяют на ощупь свойства красок: пачкает пальчики, оставляет следы на любой поверхности, окрашивает водичку, имеет запах;

- Рисуют разными способами: кисточкой, тычками, ладошками, пальчиком.

- У нас есть доска, в форме домика (рис. 6, на которой мы проводим исследования по рисованию мелом, моркой тряпочкой, губкой, кисточкой и т. д. Дети исследуют, какой след оставляют все эти материалы.

В Центре настольной игры

- Дидактические игры:

«Что сначала-что потом», «Парочки», «Один-много», «Целое-часть», «Спрячь мышку», «Разные колечки», «Мамы и детки» Выполняют действия в соответствии с правилами выбранной игры

- Наборы объемных и плоскостных игрушек животных, овощей и фруктов, геометрических фигур. Группируют игрушки и картинки в соответствии с определенным признаком или правилом.

Центр воды и песка

- Пластмассовые, резиновые и заводные игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и другие обитатели подводного мира) - Пускают игрушки по воде и сухому песку (сравнение)

- Что нужно сделать, чтобы игрушки в воде стали двигаться? (завести или подуть, как ветерок)

- Предметы из различных материалов (дерево, пластмасса, металл) разного веса, формы, размера, фактуры Через игру «Тонет - не тонет», определяют, какие предметы утонули, а какие остались на поверхности- Формочки разных размеров, совки, ведерки и другие пластиковые емкости- Насыпают, пересыпают песок совочками разного размера в разные емкости (каким удобнее);

- Просеивают сухой и мокрый песок, манку, горох, гречку…- Черпачки, ложечки, мерные стаканчики, сито, сачки, дуршлаги, лейки, воронки- Переливают и наливают воду разными емкостями- Мельница- Запускают в движение мельницу, используя воду, песок, крупу

( послушать разные звуки: вода – брызгает, сухой песок и мелкая крупа – шуршат, мокрый песок и крупная крупа не приводят в движение мельницу)

- Центр природы и науки

- Дидактическая кукла – «термометр» с набором разнообразной одежды. Так как дети не умеют определять температуру по термометру, то надевая разные предметы одежды на куклу, мы «определяем, какая погода на улице» : теплая шапка, шарф и варежки показывают, что на улице холодно. Резиновые сапожки и зонтик – указывают детям, что за окном идет дождь, капюшон – означает ветреную погоду и т. п.

- Ракушки, камушки, природный материал- Определяют зрительно и на ощупь сходства и различия между исследуемым материалом: разные по размеру, форме и на ощупь… Лейки, ведерки- Поливают растения из ведерка и леечки, определяют, чем удобнее действовать- Лупы- Зеркала Калейдоскоп- Фонарик- Мыльные пузыри

В-третьих, это организация совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей, для того чтобы обеспечить развивающие вариативное образование детей с учетом зоны ближайшего развития.

Помимо центров активности, в которых дети ежедневно занимаются исследовательской деятельностью самостоятельно или под руководством воспитателя, один раз в неделю воспитателем проводится занятие по ознакомлению с окружающим :«Наша группа», «Мишка», «Бабушка Арина в гостях у ребят», «Фрукты, «По дорожке в осенний лес»(согласно плану).

Кроме того, у нас действует так называемый кружок «Маленькие исследователи», который проходит в вечерний отрезок времени, один раз в две недели.

Работа кружка организуется в соответствие с планом (таблица 2.)

Занятия проводятся в вечернее время, но с самого утра мы настраиваем детей на тематику каждого занятия. Например, в этот день уделяем большее внимание игре в соответствующем центре, постепенно подводим к теме занятия на прогулке и во время проведения других режимных моментов.

Мы стараемся проводить данную работу в тесном взаимодействии с родителями : у нас имеется информационный стенд для родителей с коонкретной подробной информацией о темах занятий, иногда родителям дается «домашнее задание» (они помогают в изготовлении поделок, иллюстративного материала, оборудования и т. п.)

Так как дети еще очень маленькие, нет смысла заводить для них дневник наблюдений по проведенным исследованиям. Для этой цели у каждого ребенка есть своя коробочка, в которую они складывают после каждого занятия в лаборатории своеобразные предметы «Напоминалочки», которые помогут им потом вспомнить, чем они занимались на занятии. Вид этих «напоминалочек» зависит от проводимых занятий: это могут быть маленькие пакетики с песком, камешки, перышки, листочки, «книжечки» из бумаги разной текстуры и т. п. Время от времени мы проводим «контрольные работы» : дети достают из коробочек свои «напоминалочки», и мы проводим беседы по проведенным занятиям, для проверки усвоения материала.

Работа по познавательному исследовательскому развитию детей раннего возраста проводилась в течение всего года, при использовании разных режимных моментов, организации совместной и самостоятельной деятельности детей в центрах активности, занятия с детьми.

Публикации по теме:

Организация и проведение подвижной игры с детьми раннего возраста Тема: Подвижная игра «Зайка беленький сидит» Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие» Цель:.

Комплексное занятие по познавательно-речевому развитию по теме «Домашние животные» для детей второй группы раннего возрастаКомплексное занятие по познавательно-речевому развитию по теме «Домашние животные» для детей второй группы раннего возраста Конспект комплексного занятия по познавательно-речевому развитию на тему «Домашние животные» для детей второй группы раннего возраста..

Конспект открытого просмотра для молодых специалистов «Организация кормления детей раннего возраста за завтраком» Правильное питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей. Питание ребёнка в дошкольном учреждении составляет.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй группе детей раннего возраста Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй группе детей раннего возраста по мотивам русской народной сказки.

Организация предметно-пространнственной среды в группе раннего возраста Организация предметно-пространственной среды в группе раннего возраста Пространство группы разделено условно на зоны: 1. Зона умеренной.

Организация взаимодействия с семьей по укреплению и сохранению здоровья и физического развития детей раннего возраста Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит.

Отчет по самообразованию «Организация двигательной деятельности детей раннего возраста в режиме дня» Отчет по самообразованию Слайд 1: Тема моего самообразования: «Организация двигательной деятельности детей раннего возраста в режиме дня».

Развитие познавательно-исследовательских способностей дошкольников в процессе экспериментирования. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Занятие для семинара «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» Занятие для семинара «Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников» Тема «Сила тяготения» и «Школа мяча» Задачи:.

Значение и правильная организация прогулок в оздоровлении и физическом воспитании детей раннего возраста. Значение и правильная организация прогулок в оздоровлении и физическом воспитании детей раннего возраста. Рекомендации для родителей и воспитателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Организация познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста»
Опубликовано: 22 июля 2017 в 17:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Организация познавательно-исследовательских действий у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна широкова (УИ 109050) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД