Лучший педагог года

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в рамках ФГОС

Наталья Назаренко
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в рамках ФГОС

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования.

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в рамках ФГОС» размещена в разделах

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

С введением федерального государственного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, и к методам обучения и воспитания дошкольников. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться».

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Такое обучение можно назвать, пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания.

Мы, педагоги детского сада постоянно демонстрируем детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Всем своим поведением доказываем и показываем детям, что мы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.

Мы не можем рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) мы обязаны.

Содержание и методы обучения дошкольников должны быть направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам - исследованиям.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении ребенка.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации и впечатлений получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поддьяков Н. Н. выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников :

активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка;

исследовательская деятельность организуется взрослым.

Выготский Л. С., Венгер Л. А., Поддьяков Н. Н. и др. делят материал для познавательно-исследовательской деятельности детей на три этапа :

• объекты для исследования в реальном действии;

• образно-символический материал;

• нормативно-знаковый материал

Объекты для исследования в реальном действии

-материалы для сенсорного развития, детально разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации и т. п.).

-предметы-головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое-части,

-мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве.

К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов.

Образно-символический материал

- всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями,

- серии картинок и т. п.

К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые "наглядные пособия" репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений.

Нормативно-знаковый материал

-разнообразные наборы букв и цифр,

-приспособления для работы с ними,

-алфавитные таблицы и т. п.

К нормативно-знаковому относится материал языковых и числовых знаков.

Занять активную исследовательскую позицию детям позволяют доступные и интересные дошкольникам «типы исследований».

Типы исследований:

-опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами ;

-коллекционирование (классификационная работа) ;

-путешествие по карте;

-путешествие по «реке времени».

В рамки этих контекстов можно ввести любые содержания, входящие в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Темы, связанные с неживой природой и, частично, с рукотворным миром, наиболее целесообразно раскрыть в контексте «опыты» (ребёнок сам активно экспериментирует).

Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, целесообразно раскрыть в контексте «коллекционирование» (классификация).

Темы, связанные с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и их обитателях и т. д., наиболее целесообразно вводить через контекст «путешествие по карте, а темы, связанные с историческим временем (прошлое – настоящее – будущее, - через контекст «путешествие по реке времени».

Все эти контексты эпизодически необходимо использовать в образовательном процессе с дошкольником.

В ходе исследовательской деятельности у детей формируются такие компетентности как:

• Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

• Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений);

И такие компетентности как:

• Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания);

• Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей);

Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).

Задача педагога - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появится желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

Публикации по теме:

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Возрастная группа:2 Младшая Неделя Тема недели НОД тема, задачи, материалы и оборудование Место в режимных моментах Средства для самостоятельной.

Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе «Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе» Все мы – дети Природы.

Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в соответствии с ФГОС  Тема моей представленной работы «Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в соответствии.

Доклад «Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на прогулке» ФГОС ДО рассматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого не только в рамках непосредственной.

Организация образовательного пространства для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника, стимулирует.

Презентация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы» Приглашаю на просмотр презентации. Делюсь опытом работы по познавательно - исследовательской деятельности с детьми младшего возраста. На.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе с элементами ТРИЗ технологий «Необычные бусы» Автор конспекта: Ахмедова Светлана Викторовна воспитатель МКДОУ д. с «Родничок» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Педсовет по экологии «Организация элементарной опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алексеевский детский сад» Организация элементарной опытно-исследовательской деятельности.

Семинар — практикум Организация исследовательской деятельности дошкольников в рамках введения ФГОС дошкольного образованиСеминар — практикум Организация исследовательской деятельности дошкольников в рамках введения ФГОС дошкольного образовани В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является одним из основных видом деятельности в детском саду наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в рамках ФГОС
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 08:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД