Папки-передвижки

Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к ребёнку

Евгения Наумова
Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к ребёнку

«Детство- это важнейший период

человеческой жизни, не подготовка

к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, кто вёл ребёнка за руку в

детские годы, что вошло в его разум

и сердце из окружающего мира - от

этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний

малыш»

А. В. Сухомлинский.

Публикация «Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к ребёнку» размещена в разделах

Среда - одно из основных средств развития личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Она выполняет следующие задачи:

- развитие эстетического восприятия у детей;

- развитие интеллектуальных и художественных способностей в формировании личности ребёнка;

- развитие представления детей о красоте окружающей среды;

- воспитание у детей интеллектуально-нравственных качеств личности.

Обязанность взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование её отдельных элементов Предметная среда должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Развивающая предметная среда раскрывает свои возможности ребенку благодаря общению с взрослым в ней. Освоение среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает их психофизическое благополучие.

Организация среды предусматривает следующие педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды :

- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;

- соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;

- учет всех направлений развития ребенка;

- разнообразие сред, их рациональное расположение;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

- создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.

Таким образом, проектирование предметно – пространственной среды, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребёнку, предполагает соблюдение следующих принципов. Выделяются несколько принципов построения развивающей среды

(Петровский В. А. и др. М. 1993)

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения с каждым ребёнком и с группой детей. Сложность здесь в том, что у каждого человека особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой дистанции, другие на более далёкой.

2. Принцип активности. В игровом пространстве д. б. созданы реальные условия для воссоздания ребёнком взрослых форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе настоящей и результативной деятельности и в ходе общения самым естественным образом развивает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые способности ребёнка.

3. Принцип стабильности- динамичности развивающей среды. Ребёнок не пребывает в среде, а преодолевает её, перерастает её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А, следовательно, меняется и его окружение. Для того чтобы оно оставалось приемлемым для ребёнка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду. В цветовом и объёмно- пространственном построении интерьера должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформированные элементы например, комната по желанию играющих м. б. преобразована в «театр», «выставочный зал», «галерею» и т. д.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство д. б. таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: Физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.

5. Принцип эмоциогенности среды (индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого).Среда должна учитывать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и при необходимости тормозить эту активность. Не повышение активности людей, находящихся постоянно в одном помещении, влияет не столько определённая цветовая среда, сколько сам факт смены конкретного цветного решения. К стимулирующему материалу можно отнести также и игровое оборудование.

6. Принцип сочетания привычных и неожиданных элементов. Постижение детьми категории эстетического начинания с элементарных кирпичиков своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами.

7. Принцип открытости- закрытости. Новый проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и самое главное, к развитию. Иначе говоря, такая система должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей. Игровая среда должна быть построена так, чтобы у мальчиков и девочек была возможность проявить свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. В создании комфортной для детей обстановки помогают следующие среды в нашем групповом помещении.

Эстетическая среда

Дети очень восприимчивы к окружающему, и поэтому вся обстановка, в которой они находятся, имеет большое воспитательное значение. При внешней пассивности предметный мир активно воздействует на малышей. Они узнают назначение вещей, сравнивают между собой игрушки. Обращают внимание на их цвет, форму, пропорции, материал. С возрастом они замечают как по — разному может быть расставлена мебель и размещены игрушки, как оформлены стены групповой комнаты. Постепенно дети и сами начинают принимать участие в оформлении своей группы.

Обстановка и предметы окружающие ребёнка в нашей группе несут определённую воспитательную функцию.

Их целесообразность, эстетическая продуманность создают необходимые условия для учебной и самостоятельной деятельности детей.

Предметы для игр и занятий расположены в удобном и доступном месте.

Организация эстетической среды в соответствии с воспитательными и образовательными задачами — это один из важных моментов повседневной работы. Многое сделано руками самих детей, воспитателей и родителей. (слайд№1) У нас оформлена постоянно меняющаяся выставка детских работ (слайд№2)

Всякое оформление в группе организуется с учётом возрастных особенностей детей и обусловлено содержанием воспитательно-образовательной работы в данной возрастной группе (слайд№3)

Создавая эстетическую среду у себя мы учитывали :

• Эстетическое воздействие отдельных компонентов предметно — пространственной среды при выполнении задач общего и художественного развития ребёнка.

• Эстетическое воздействие на детей всей предметно — пространственной среды.

Музыкально — театральная среда.

Музыкально — театрализованная деятельность в группе предполагает усвоение детьми определённых знаний, приобретение необходимых умений, навыков, накопление музыкальных впечатлений. Она тесно связана с впечатлениями и знаниями, приобретёнными при чтении книг (слайд№4) поэтому особое место в группах принадлежит книгам (слайд№5) составляющим репертуар театрализованной деятельности детей.

Поэтому в группе выделены специальные места, которые оборудованы различными пособиями — дидактическими играми, (слайд№6) техническими средствами, костюмами элементами декораций (слайд№7). Есть театр кукол би — ба – бо, который мы используем для игровых моментов, дети с этими куклами разыгрывают русские народные сказки самостоятельно или под руководством воспитателя (слайд№8). В старшей и средней группах есть театрально — игровые ширмы. Их назначение меняется в зависимости от характера и вида театрализованного действия.

Оборудование и игровой материал в группах мы подбирали не случайно — атрибуты, декорации красивы, просты в употреблении и вызывают у детей желание заниматься музыкальной деятельностью самостоятельно (слайд№9)

Природная среда.

В нашей группе уделяется огромное внимание укреплению здоровья детей и их физическому развитию.

Дети пребывают на свежем воздухе два раза в день, утром и вечером, а в тёплое время года — весь день.

Прогулки в основном проводятся на участке дошкольного отделения. (слайд№10)

На наших участке много солнца и так же много теневых уголков. Высажены разнообразные зелё ные насаждения: деревья — берёза, ель, липа, кустарники — акация, сирень и цветы. У растений нет шипов и ядовитых плодов. На участке есть качели, домик, веранда, а так же сделанные руками воспитателей совместно с родителями поделки, которые украшают интерьер. Для сюжетно — ролевых игр построены макеты машин, песочница с крышей, где дети с удовольствием проводят свободное от игр время.

Физкультурный зал

Для осуществления задач физического развития в группе используем разнообразное физкультурное оборудование. (слайд№11)

Это создаёт благоприятные условия для организации работы с детьми дошкольного возраста. Многие доступные детям упражнения выполняются с использованием крупного физкультурного оборудования и мелкого инвентаря не только в группе но и в физкультурном зале.

Действия с пособиями конкретны и понятны детям, облегчают им освоение различных двигательных умений.

Всё оборудование и инвентарь, используемый в помещении и на участке, соответствует требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей.

В физкультурном зале имеются:

• Гимнастическая стенка

• Лесенка приставная

• Скат

• Кубы мягкие

• Скамейки гимнастические

• Дуги разных размеров

• Оборудование для прыжков

• Обручи разных размеров, круглые и плоские

• Корзина для метания

• Мячи разных размеров

• Гимнастические палки

• Шнуры

• Канат, скакалки

• Мешочки с песком и многое другое.

Создавая среду обитания ребенка, мы решаем много творческих задач. Педагог становится дизайнером, декоратором, портным, художником, психологом, мастеровым и т. д. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение всех материалов, окружающих ребенка в группе, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т. д. Созданная предметно-развивающая среда в нашей группе вызывет у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогатит новыми знаниями и впечатлениями, побудит к активной творческой деятельности, будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в детском садуОрганизация предметно-развивающей среды в детском саду Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных.

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС до Образовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития.

Организация предметно — развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС «Организация предметно - развивающей среды в ДОУ» Введение Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит.

Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности По решению педагогического совета на тему "От педагогики повседневности - к педагогике развития", была разработана модель развивающей среды.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группеОрганизация предметно-развивающей среды в старшей группе .

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей – предметно пространственной среды. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное.

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов которого являются:.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: •повышение профессионального уровня педагога; •создание условий для качественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к ребёнку
Опубликовано: 28 марта 2016 в 18:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД