Организация предметно-развивающей среды в группе по экологическому образованию дошкольников

Надежда Симакова
Организация предметно-развивающей среды в группе по экологическому образованию дошкольников

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Формирование экологической культуры начинается с раннего возраста. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования в целевых ориентирах указано, что ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, проявляет любознательность, пытается самостоятельно объяснить явления природы, обладает начальными знаниями о природном мире, проявляет заботу об окружающей среде.

В соответствии с данными ориентирами мы ставим цель:

Цель:

Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды.

Задачи:

- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки;

- совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления;

В своей профессиональной деятельности я уделяю большое внимание организации предметно-развивающей среды в группе по экологическому образованию дошкольников.

Первое, что я сделала, это начала создавать развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы.

В моей группе предметно-развивающая среда представлена комнатными растениями, за которыми дети учатся ухаживать (рыхлят, поливают, орошают). В раздевалке у нас имеется аквариум с рыбками. Дети наблюдают за поведением рыбок, кормят их и помогают ухаживать за ними. Ежегодно в весенний период в группе создаётся огород на окошке.Регулярно обновляются тематические стенды: животные, растения, обитатели водоёма. Я создала картотеку дидактических игр на экологическую тему с подбором дидактического материала. Создала мини-библиотеку. Здесь у нас собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов М. Пришвина, В. Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других. Для поисковой исследовательской деятельности дошкольников в природе я создала уголок экспериментирования, где находятся материалы для исследовательской деятельности и опытов.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми заметила, что они входе конкретных наблюдений легко усваивают связи между различными природными явлениями. На участке совместно с детьми высаживаем цветы, подкармливаем птиц. Наблюдаем за живой и неживой природой. Наблюдения, прогулки, экскурсии дают обогащенную почву для размышлений, пробуждают в детях пытливость и любознательность.У них возникают бесчисленные: «Почему?» и «Зачем?».

В весенне-летний период, планирую, создать на участке детского сада экологическую трапу.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и значительное внимание уделяю работе с родителями.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, дни открытых дверей). В соответствии с годовым планом работы 28.02.2017 года я запланировала открытое занятие для родителей «Зимние посиделки». Организуем выставки «Золотая осень в гости к нам пришла». Делаем для птичек кормушки, скворечники. Выпускаем природоохранные плакаты, экологических альбомов, папок-передвижек. Привлекаем родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

В своей работе большое внимание уделяю работе с социумом. Посещаем заповедник «Воронинский» и участвуем в различных конкурсах «Укрась живую ёлку», «Покормите птиц зимой», «Марш парков». Посещаем «Краеведческий музей». Участвуем в конкурсах, которые организовывает центр дополнительного образования «Радуга», посещаем библиотеку.

Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программу "Юный эколог" С. Н. Николаевой. Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка - неповторимы, таит в себе необыкновенные тайны и имеют свою, только им присущую форму. Способность проникать в эти тайны, чувствовать красоту природы, наблюдать за ней – огромное счастье. Воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни необходимо начинать с раннего детства.

Так возникла идея создания кружка экологического направления.

Я разработала программу по экологическому образованию детской деятельности с перспективным планированием кружка «Родничок», в котором занимаются 12 детей, длительность занятий 20 мин.

Этот весь дидактический материал я использую при организации основной образовательной деятельности, в свободной деятельности и в ходе режимных моментов.

Считаю,что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Однако работа еще не завершена. Она продолжается в следующих группах. И я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.

Работая в этом направлении, я хочу пожелать всем педагогам заинтересовать детей своих групп и их родителей любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.

Литература:

1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2013.

2. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3.

3. Николаева С. Н. Юный эколог /Мозаика-Синтез -2004

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды по дополнительному образованию «Театральная деятельность» Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и воспитанников. Дом всегда хочется украсить, сделать.

Организация предметно-развивающей среды в первой младшей группеОрганизация предметно-развивающей среды в первой младшей группе Для ребенка ведущим видом деятельности является игра, а для того чтобы реализовать себя в игре он должен находиться в правильно организованной.

Организация предметно-развивающей среды в средней группеОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития интереса у дошкольников к познанию организма человека Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в старшей группе Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, старшая группа. Яшина А. А. - воспитатель "Игра - это огромное окно, через.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНРОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Центр «Хочу всё знать!» Для развития интереса детей к художественной литературе, знакомства с иллюстрациями известных художников к книгам.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС доОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС до Организация развивающей предметно – пространственной среды группы «Ветерок» в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе для формирования безопасного поведения дошкольниковОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе для формирования безопасного поведения дошкольников Как известно, в дошкольном образовательном учреждении закладываются первичные основы знаний и умений, здесь начинается подготовка маленького.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Воспитатель: Дорофеева Надежда Александровна МБДОУ д/с№4 «Чебурашка» г. Дивногорск Требования к организации развивающей предметно-пространственной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Сказка»Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Сказка» Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Профессии и труд
  • Мебель, интерьер
Автор публикации:
Организация предметно-развивающей среды в группе по экологическому образованию дошкольников
Опубликовано: 12 октября 2019 в 16:57
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...

15 мая. День бумаги на МААМ

Нашу жизнь невозможно представить без бумаги. На ней мы пишем и рисуем, читаем книги и журналы, она используется для различных видов упаковки. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этому...


Горячие темочки