МААМ-картинки

«Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности»

Александра Коняева
«Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

«Театрализованная игра как средство развития самостоятельной художественно-речевой деятельности».

Дошкольный возраст - уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через разнообразные детские игры. Именно в игре нужно искать ключ к познанию дошкольного детства.

Публикация «„Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности“» размещена в разделах

Игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и самого себя в этом мире, познаёт и осваивает родной язык. Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Именно театрализованная игра помогает создать эмоционально- благоприятные ситуации, когда даже необщительные и скованные дети будут вступать в речевое общение. На первый план выходит цель занятий по развитию речи - формирование качественной стороны речевой деятельности, звуковой культуры, связной речи. Большое место в дошкольных группах занимают книги, подбор картинок, книжки- самоделки- книжки- раскраски, детские работы на литературные сюжеты. В каждой возрастной группе устраивается уголок книги, в нём находятся тематические папки с картинками, фотографиями, детскими рисунками и альбомами для самостоятельного рассматривания.

Прежде чем приступить к выполнению поставленных задач, направленных на активизацию речевого развития, необходимо создать речевую среду. В каждой возрастной группе организуются зоны для литературно- художественной деятельности, зоны для театрализованных игр. Наиболее интересно использовать различные ширмы и наборы кукол, театральных костюмов, небольшой сцены для настольного театра, настольно- печатных игр по развитию речи, различных проекторов и фильмоскопов, различных театров: перчаточный, кукольный,пальчиковый, ложковый и др.

Каждая зона несёт свою смысловую нагрузку, решает свои воспитательные и образовательные задачи. Наиболее эффективным методом развития и стимулирования самостоятельной речевой деятельности детей мы считаем метод моделирования и мнемотехники. Данный метод рекомендован программой «Детство»

Разнообразные модели помогают детям самостоятельно выбрать необходимую сказку, увидеть сюжет, составить ролевой диалог. Уже в младшем дошкольном возрасте наблюдаются предпосылки для самостоятельного разыгрывания ролей. Дети с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, изображают небольшие диалоги по образцу воспитателя. Естественно формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желание ребёнка включиться в спектакль добавляя отдельные фразы, изменяя голос для нужного героя. Театрализованные куклы используются и в повседневной жизни. Воспитатель от лица куклы благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. У детей младшего возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры. Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции – зритель.

Детям необходимо быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать сказку до конца, похлопать в ладоши сказать спасибо артистам.

Вторая группа умений - артист.

Учиться использовать некоторые средства выразительности для передачи образа эмоций и переживаний, правильно держать и вести куклу или фигурку героя в режиссёрской театрализованной игре.

Третья группа умений - партнёр по взаимодействию.

Уметь взаимодействовать с другими участниками игры, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству импровизации. Постепенно у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы. В программе «Детство» по художественно- творческой деятельности детей 2 младшей группы на окончание учебного года стоит такая задача:

- Привлекать детей самостоятельно рассказывать и обыгрывать сказки, стихи, потешки, небольшие рассказы.

Решить эту задачу возможно, например, через театрализованные игры. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, стараются перевоплотиться в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти на помощь.

Условия необходимые для организации игры :

- богатая содержательная среда

- предоставление права и свободы выбора

- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей

- содержательность и разнообразие тематики

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педпроцесса

- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр

- сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры

Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте, готовы ли вы к этому сами. От того как педагог гибко и сознательно подчеркивает интонацией смысл произведения зависит активность детей в театрализованной игре. Этапы работы над произведением:

1. Чтение текста детям, с привлечением детей к проговариванию его отдельных фрагментов

2. Закрепление знания текста

3. Передача точности изложения текста

4. Работа над имитацией голоса, движений, интонаций

5. Прослушивание текста в записи

6. Проговаривание текста в режимных моментах

7. Развитие творчества при разыгрывании роли

Более подробно мы остановимся на сказке «Рукавичка».

1 этап- «Погружение в сказку»

Педагог предлагает детям закрыть глазки и пригласить в гости сказку.

2 этап - Выразительное чтение текста сказки детям.

3этап - Проговаривание отдельных фрагментов сказки в различных видах деятельности детей.

4 этап – Закрепление элементов вождения кукол. Детям предлагают показать, как идёт лисичка, как прыгает лягушка, как двигается зайчик.

5 этап- Закрепление текста сказки. На этом этапе важно не потерять авторские находки. Обязательно поддерживать активность детей в игре.

6 этап - Учить детей умению менять голос. Вместе с тем предоставлять детям больше свободы в самовыражении. Например, можно предложить детям попроситься в рукавичку как мышка.

7 этап – Закрепление диалога двух персонажей сказки. Например, как зайчик разговаривал с лисичкой.

8 этап - Заключительная режиссёрская театрализованная игра.

Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом, развивая и активизируя свою речь. Возможности театрализованных игр как средства активизации и развития младших дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования выразительности речи ребёнка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем к языковой выразительности речи в старшем дошкольном возрасте.

Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребёнка разных видов театрализованных игр

Перспективный план на месяц по решению данной задачи:

Игровая зона

Условия

Приемы Педагогические технологии

Уголок книги -Рассматривание иллюстраций

произведения

- Чтение книг

- Картотека артикуляционной гимнастики

- Картотека пальчиковой гимнастики

- Картотека потешек Педагог задает правильный образец литературной речи

Приобщает к культуре чтения художественной литературы

Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи всех видов деятельности в педагогическом процессе /чтение/показ/использование музыкального сопровождения/ использование атрибутов/отработка эмоционального образа героя/

Театральный уголок - Показ различных видов театров (теневой, фланелеграф, пальчиковый театр, кукольный, настольный)

- Проигрывание игровых ситуаций

- Просмотр диафильмов, видеофильмов

- Набор игрушек для импровизации

Педагог создает условия для развития творческой активности

Поощряет исполнительское творчество

Развивает у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно держаться при выступлении

Музыкальный уголок -Музыкально- дидактические игры

- Музыкальные инструменты

- Упражнения на дыхание, силу голоса

-Прослушивание песенок, сказок, рассказов

Педагог создает

условия для музыкальной деятельности детей.

Поощряет музыкально исполнительское творчество импровизацию детей

Даёт детям право выбора

Уголок для переодевания

-Костюмы, маски, настоящие атрибуты, элементы декорирования, предметы-заместители к сказкам

(палочки, коробочки, колпачки и т. д.)

Педагог предоставляет детям право выбора для импровизации и самовыражения в

театрализованной игре

Речевой уголок -Д. /игры, карточки, картины

Картотека речевых игр

Картотека дыхательной гимнастики Педагог создает условия для развития речевого общения с взрослыми и сверстниками

Педагог побуждает детей к речевому общению между собой

Следит за правильным произношением

Поправляет, упражняет детей

Обеспечивают детям условия для пополнения развивающей среды

Организует диалоги между детьми

Приобщает к культуре чтения художественной литературы

Читают, организуют совместное прослушивание, беседуют о прочитанном

Педагог поощряет детское словотворчество

Уголок настроения -Дид. /игры

-Игровые ситуации

Картотека эмоциональных состояний Педагог проявляет уважение к личности ребенка

Проявляет к нему внимание

Осуществляет тактильный контакт с ребенком

Педагог учит детей различать настроение переживания героев

Педагог привлекает внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга

Организуя совместные игры, педагог учит детей быть внимательным друг к другу

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности»
Опубликовано: 21 января 2013 в 14:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Коняева (УИ 54817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД