Получи документы

«Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»

Надежда Стецик
«Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Организация экспериментально - исследовательской деятельности дошкольников

Слайд №1 Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Ведь в обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Публикация «„Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Слайд №2 Экспериментирование – способствует формированию интегративных качеств:

Это ребёнок любознательный, активный;

эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи;

имеющий первичные представления о себе, мире и природе;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

познание,

коммуникация,

чтение художественной литературы.

социализация,

труд,

безопасность,

здоровье,

художественное творчество.

Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность,

инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности

Слайд №3 Виды детского экспериментирования:

Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка) - направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания. Пример: дети играют в песок, почему сегодня песок не лепится?

Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым) - направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата. Пример : опыты с магнитами, с водой и т. д.

Слайд №4 Классификация детского экспериментирования:

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты,

поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач;

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

По способу применения : демонстрационные, фронтальные;

По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями,

сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта,

обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Слайд №5 Методы и приемы:

Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».

Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу?».

Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .

Экспериментальные игры.

Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

Наблюдение природных явлений.

Использование энциклопедий.

[b]Слайд №6 Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:[/b]

События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Слайд №7 Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

Анкетирование родителей.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.

Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

Открытые мероприятия для родителей.

Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.

Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

Слайд №8 Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Постановка исследовательской задачи.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования.

Уточнение правил безопасности.

Организация исследования.

Анализ и обобщение полученных результатов.

Фиксация результатов.

Вопросы детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Зайчик»Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Зайчик» Ребенок-исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, жажда новых открытий, стремление.

Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 27 апреля 2014 в 15:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Стецик (УИ 208145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД