Надежда Стецик
«Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экспериментально - исследовательской деятельности дошкольников
Слайд №1 Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Ведь в обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Публикация «„Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Слайд №2 Экспериментирование – способствует формированию интегративных качеств:
Это ребёнок любознательный, активный;
эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
способный решать интеллектуальные и личностные задачи;
имеющий первичные представления о себе, мире и природе;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Обеспечивает интеграцию образовательных областей:
познание,
коммуникация,
чтение художественной литературы.
социализация,
труд,
безопасность,
здоровье,
художественное творчество.
Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность,
инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности
Слайд №3 Виды детского экспериментирования:
Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка) - направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания. Пример: дети играют в песок, почему сегодня песок не лепится?
Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым) - направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата. Пример : опыты с магнитами, с водой и т. д.
Слайд №4 Классификация детского экспериментирования:
По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты,
поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач;
По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
По способу применения : демонстрационные, фронтальные;
По характеру мыслительных операций:
констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями,
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта,
обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Слайд №5 Методы и приемы:
Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу?».
Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .
Экспериментальные игры.
Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
Наблюдение природных явлений.
Использование энциклопедий.
[b]Слайд №6 Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:[/b]
События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
Слайд №7 Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
Анкетирование родителей.
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.
Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.
Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
Открытые мероприятия для родителей.
Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.
Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).
Слайд №8 Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Постановка исследовательской задачи.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования.
Уточнение правил безопасности.
Организация исследования.
Анализ и обобщение полученных результатов.
Фиксация результатов.
Вопросы детей.