МААМ-картинки

«Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»

Надежда Стецик
«Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»

Организация экспериментально - исследовательской деятельности дошкольников

Слайд №1 Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Ведь в обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Публикация «„Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Слайд №2 Экспериментирование – способствует формированию интегративных качеств:

Это ребёнок любознательный, активный;

эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи;

имеющий первичные представления о себе, мире и природе;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

познание,

коммуникация,

чтение художественной литературы.

социализация,

труд,

безопасность,

здоровье,

художественное творчество.

Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность,

инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности

Слайд №3 Виды детского экспериментирования:

Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка) - направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания. Пример: дети играют в песок, почему сегодня песок не лепится?

Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым) - направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата. Пример : опыты с магнитами, с водой и т. д.

Слайд №4 Классификация детского экспериментирования:

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты,

поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач;

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

По способу применения : демонстрационные, фронтальные;

По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями,

сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта,

обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Слайд №5 Методы и приемы:

Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».

Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу?».

Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .

Экспериментальные игры.

Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

Наблюдение природных явлений.

Использование энциклопедий.

[b]Слайд №6 Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:[/b]

События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Слайд №7 Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

Анкетирование родителей.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.

Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

Открытые мероприятия для родителей.

Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.

Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

Слайд №8 Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Постановка исследовательской задачи.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования.

Уточнение правил безопасности.

Организация исследования.

Анализ и обобщение полученных результатов.

Фиксация результатов.

Вопросы детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Зайчик»Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Зайчик» Ребенок-исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, жажда новых открытий, стремление.

Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 27 апреля 2014 в 15:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД