ТАТЬЯНА СИВЦЕВА
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Выступление на заседании школы молодого воспитателя.
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.
Публикация «„Организация экспериментальной деятельности дошкольников“, Выступление на заседании школы молодого воспитателя,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возраст очень важен для развития познавательской активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Процесс познания - творческий процесс, и задача педагогов – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям. Открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, занятия, прогулку, прием пищи, сон. Во время полдника проводим эксперименты с молоком, создавая коктейли. На прогулке юные исследователи решают проблемы со снегом. Что произойдет со снегом в воде, что тверже снег или лед, что скорее растает в теплом помещении, что легче раскрасить красками?
Понимая, значение детского экспериментирования в развитии интеллектуальных способностей, мы стремимся создать условия для исследовательской активности дошкольника.
В группе создана система работы по детскому экспериментированию. Эту работу начали с построения предметно - развивающей среды, подбора литературы по этой теме, написания картотеки на тему «Детское экспериментирование».
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности подобрано место и оборудование для «Детской научной лаборатории», а также уголок экспериментирования.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В уголке живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Почемучка, Кудряшкин).
Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Стекло», «Резина», которые доступны детям и в достаточном количестве.
В уголке экспериментирования имеются :
- приборы: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
-разнообразные сосуды из различных матерьялов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, перья, шишки, семена;
- бросовый материал: кусочки проволоки, дерева, ткани, меха;
- технические материалы: гвозди, скрепки, гайки, болты;
- разные виды бумаги: картон, наждачная, копировальная;
- красители: пищевые и непищевые;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложки, резиновые груши;
- прочие : воздушные шары, сахар, соль, мука, масло, свечи, сито;
- клеенчатые фартуки;
- карточки- схемы опытов;
- дневники наблюдений;
-правила работы с приборами и материалами.
Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования соответствуют среднему уровню развития детей. Но необходимы материалы для более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой( «Плавает?», «Что тонет?», «Что быстрее утонет).
Изучая свойства увеличительного стекла, дети рассматривают песок, глину, сравнивают свойства.
Очень нравятся опыты с водой –растворителем (с сахаром, солью, песком, краской).
Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию не следует отмахиваться от желания детей, а поощрять любопытство. Не следует отказываться от совместных действий с ребенком, бесконечно указывать на ошибки, т. к. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». У. Эмерсон.