Ориентировка на листе бумаги

Наталия Федотова
Ориентировка на листе бумаги

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради требует дисциплинированности.

В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги. Прежде всего объяснить ребенку значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) угол, левый (правый) нижний угол. Для этого можно провести диктанты.

Диктанты

1. «Снежинки падают» (развитие умения различать верх и низ листа.) Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождают словами: «сверху вниз».

2. «Бабочки летят» (развитие умения различать верх и низ листа). Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу вверх».

3. «Самолет», «Машина» (развитие умения различать правую и левую стороны листа). Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

4. «Укрась ёлку». На листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Необходимо раскрасить шарики по инструкции взрослого. «В центре – синий шар, справа от него – желтый, внизу – красный и т. п.»

Особенно полезны (и очень нравятся детям) задания на ориентировку на листе бумаги в клетку. Начать надо с простых заданий: предложите обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала ребенок действует по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

Следующий этап работы – рисование отрезков разной длины (от руки, без линейки). Например, из исходной точки провести отрезок вверх длиной в три клетки, вправо на пять клеток и т. п. Это уже элементы геометрии, черчения!

Так же полезны упражнения в рисовании геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников, стороны которых должны содержать определенное количество клеток. Например, нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам, и строку квадратов со сторонами в четыре клетки. Предложите ребенку посчитать, сколько фигур в каждой строке, сколько фигур больше и почему.

Если ребенок достаточно уверенно проводит отрезки разной длины и в разных направлениях, можно переходить к «слуховым» диктантам на зарисовку животных, игрушек, предметов мебели и др.

Пример такого диктанта: Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 вниз и т. д. Дети очень радуются, когда видят положительный результат. Не торопитесь переходить к более сложным рисункам. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции от работы, и тогда интерес к таким упражнениям будет только расти.

И на этом же этапе дети перерисовывают самостоятельно по образцу такую же фигуру. Точка работы отмечается взрослым. По всем лексическим темам в нашей группе есть образцы рисунков по клеткам.

Ценность таких упражнений несомненна: закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения, уточняются знания о геометрических фигурах и их свойствах. Кроме того, у ребенка развивается целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, т. к. в противном случае не будет результата (рисунок не получится).

Список используемой литературы

1. Зегебарт Г. М. Не просто лабиринты. – М.: Генезис,2011

2. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

3. Сунцова А. В., Курдюкова С. В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. – М.: Эксмо, 2010

4. Тригер Р. Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXIвек», 1998

Публикации по теме:

Конспект НОД «Арифметические задачи. Ориентирование на листе бумаги. Прямой и обратный счет. Счет со сменой основания счета» Тема «Арифметические задачи. Ориентирование на листе бумаги. Прямой и обратный счет. Счет со сменой основания счета» Цель: Учить детей.

Городская квест — игра «Ориентировка на местности»Городская квест — игра «Ориентировка на местности» «Ориентировка на местности» Дата проведения: 26 июля 2018 г. Время: 10.00 ч. Цель: развитие познавательно-исследовательских интересов детей,.

Конспект занятия по письму «Ориентировка на листе бумаги. Нарисуй справа от линии точки в таком же порядке, что и слева» Конспект занятия по письму В подготовительной группе На тему: «Ориентировка на листе бумаги. Нарисуй справа от линии точки в таком же порядке,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме «Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени». Задачи: Упражнять.

Консультация для родителей «Ориентировка в пространстве» Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями.

Лэпбук «ФЭМП. Ориентировка во времени»Лэпбук «ФЭМП. Ориентировка во времени» Лэпбук «ФЭМП. Ориентировка во времени» Воспитатель. Свистункова Е. П. Пособие предназначено для педагогов детского сада, для систематизации.

Консультация «Ориентировка детей в пространстве» Детей четвертого года жизни учат различать пространственные направления: от наблюдателя (от себя);вперед (впере-ди);назад (сзади);вверх, вниз;.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Ориентировка на листе бумаги
Опубликовано: 1 апреля 2019 в 13:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. Международный день подражания пиратам

«Тысяча чертей!» и «Разрази меня гром!» – сегодня у нас есть официальный повод говорить и одеваться как пираты. 19 сентября в 40 странах мира отмечается международный праздник – День подражания пиратам.

18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

Осенний праздник в ДОУ для средней группы
Осенний праздник в ДОУ для детей средней группы Цель: создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию...
Сценарий зимнего спортивного праздника в подготовительной группе «Вы мороза не боитесь?»
Сценарий Зимнего спортивного праздника Подготовительной группе «Вы мороза не боитесь? » Составил: Инструктор по физической культуре Зуев А. О....
Конспект занятия по физкультуре в подготовительной группе «Веселый стадион быстроты»
Конспект занятия по физкультуре в подготовительной группе Тема: «Веселый стадион быстроты» Подготовил : Инструктор по физической культуре Зуев А....