Мероприятие «Осенние посиделки» для детей подготовительной группы

Анастасия Темноева
Мероприятие «Осенние посиделки» для детей подготовительной группы

«Осенние посиделки»

Составитель – музыкальный руководитель 1 категории:

Темноева Анастасия Леонидовна

Цель: приобщение детей к народному творчеству.

Задачи:

- прививать детям знания о русских и коми народных традициях, обычаях;

- обогатить и закрепить знания детей об осени;

- совершенствовать умения и навыки, полученные на музыкальные занятиях.

- создать радостную, праздничную атмосферу

Предварительная работа:

- подбор и разучивание музыкального и литературного репертуара: песни, танцы, хороводы, музыкальные игры и т. д.

- проведение бесед на осеннюю тематику

Участники: дети, родители, педагоги

Герои праздника: Хозяйка, Гостья, Зарни Ар.

Репертуар:

1. Фон – народная музыка.

2. Забава «Воротца»

3. Песня «Гостей встречаем»

4. Хоровод «Осенью, осенью»

5. Загадки.

6. Аттракцион «Собери картошку ложкой».

7. Осенние частушки.

8. «Капуста» - пальчиковая гимнастика (с детьми и родителями)

9. Песня «Осень» - с движениями»

10. Песенка – эхо «Осень в гости к нам идет» - с родителями.

11. Песня «Грустный дождик»

12. Эстафета «Сложи картинку».

13. Песня «Зарни ар», Г. Попова

14. «Вот кыдзи мы ворсам» - литературно – музыкальная композиция

14. ИКТ - задание «Ягоды»

15. «Сёян тшакъяс» - логоритмика (авторское)

16. ИКТ – задание «Съедобные грибы»

17. Угощение «Витаминная тарелка».

18. Танец «Миян сьыланкыв», сл. В. Лодыгина, муз. М. Оверина.

19. Игра «Мича вЭнь» - с пением на коми языке.

20. Песня «В гости к самовару», З. Роот.

Атрибуты:

- платок (шаль) – ворота,

- листья (к песне,

- 3 деревянные ложки, 3 ведра, картофель (по кол-ву детей)

- «Витаминная тарелка» с кусочками овощей, фруктов (яблоко, груша, морковь, репка, капуста, кабачок, огурец, помидор, перчик и др. ,

- лужи бумажные, разрезные картинки («Под дожём») – 2 комплекта, 2 стола

- декорации избы (печь, стол, скамейки, старинная посуда, доска, капуста, нож, бутаф. топорик, полено (брусок) и т. д.)

- костюм Самовара (девочка)

- цифровое пианино, экран, проектор, ноутбук, колонки

- презентация с заданиями: «Ягоды», «Грибы».

- кукла в колыбельке

- выпечка (с разными начинками,

- чугунок

- деревянные ложки

- ухват, веник, самовар, деревянная ложка, коромысло

- искусственные ёлки, жёлтая ткань драпировки

- муляжи ягод, грибов.

-костюм Осени, сарафаны, рубахи, блузки, пояска дл детей и взрослых.

Ход праздника.

Зал (группа) оформлен в стиле избы (печь, лавки, стол со скатертью, самовар, посуда). Звучит народная мелодия.

На сцене все заняты работой: Хозяйка шинкует капусту, девочки помогают ее солить (толкушкой толкут в бочке или миске, мальчики – строгают ножичком деревяшку, точат пилу, играют на балалайке.

Хозяйка – Да! Правду говорят в народе:

Дом вести – не головой трясти,

Все надо припасти!

Летом на печи полежишь –

Зимой с голоду отощаешь!

1 Девочка – Знаем, знаем: кто не работает, тот не ест!

Хозяйка – Верные слова!

2 Девочка – А ещё говорят: «Без труда – не вытянешь и рыбку из пруда!»

Хозяйка – И это правильно. Вот и мы всё лето с вами трудились, а осенью собрали богатый урожай овощей. Вот сейчас капусту досолим и пирогов напечём с капустою да с ягодами.

Мальчик – Верно! Не красна изба углами, а красна пирогами.

Раздается стук в дверь. Входит гостья с корзинкой в руках.

Гостья (кланяется)– Вечер добрый, Хозяюшка! Много ли вас? Не надо ли нас? Услыхала я, что у вас посиделки затеваются, «Осенины» устраиваете, вот и заглянула на огонёк.

Хозяйка – Здравствуй, здравствуй, (имя). Ты одна или с кем?

Гостья – Да не одна я, с ребятами малыми да с родственниками приезжими (показывает на сидящих детей и зрителей).

Хозяйка – Мы гостям всегда рады!

Дети встают друг за другом, берутся за руки. Взрослые образуют из шали ворота. Дети проходят через ворота «змейкой.

Забава «Воротца».

По окончанию забавы дети перестраиваются в полукруг у центральной стены.

Хозяйка – Ну что же, взрослые и дети, поприветствуем друг друга песней величальной.

Песня «Гостей встречаем» - музыкальный диалог («Игра в гостей», Д. Б. Кабалевский)

Дети – Здрасьте, здрасьте, мы вас ждём.

Гости – Промочило нас дождём.

Дети – Ожидали мы гостей.

Гости – Мы промокли до костей.

Дети – Где ваш зонтик?

Гости – Потеряли.

Дети – Где галоши?

Гости – Кот унёс.

Дети – Где перчатки?

Гости – Скушал пёс.

Дети – Это вовсе не беда.

Заходите в ворота,

Поднимайтесь на порог

К нам на яблочный пирог.

Хозяйка – Пироги в печи поспевают. А у нас вечер только начинается. В старые времена был такой обычай у русских и коми людей: как заканчивались полевые работы, и был собран урожай, коротали осенние деньки и зимние вечера вместе, устраивали посиделки, пели, плясали, весело играли.

1 Ребенок - На завалинке, в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2 Ребенок - Отдых - это не безделки,

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Гостья - Будет праздник здесь большой –

Праздник радостный!

По обычаю старинному,

Называется Осенинами.

Ну-ка честной народ, заводи-ка хоровод!

Дети встают в два круга (в центре круг поменьше)

Хоровод «Осенью, осенью», сл. Инга Лейме, муз. Виталий Алексеев (минус)

Звучит музыка. Дети садятся на места.

Хозяйка - Летом мы всё во дворе на скамеечке загораем, а как холода наступают, в доме, поближе к печке посиживаем.

Сидим, на народ глядим.

Всё всегда запоминаем да в шкатулку собираем.

И у меня есть шкатулочка-копилка (показывает). В неё я собираю разные загадки. А отгадки вы найдете здесь, в избе нашей стоят.

Сядем рядышком на лавке,

Вместе с вами посидим.

Загадаем вам загадки,

Кто смышлёный - поглядим.

(Хозяйка и Гостья по – очереди читают загадки).

Загадки

1. Никогда не ест, а только воду пьёт,

А как зашумит – всех чай пить зовёт. (САМОВАР - сАмОвар)

2. Это что за ворота зацепили два ведра. (КОРОМЫСЛО - кАрнан)

3. Рогат да не бык,

Пищу берёт, а не ест,

Людям с печи подаёт, сам в угол идёт. (УХВАТ - Укват)

4. Хлопотун Егорка взялся за уборку,

В пляс по горнице пошёл,

Оглянулся – чистый пол. (ВЕНИК – корОсь)

5. Вперёд идут – пустозвонят,

Назад идут – водой плачут. (ВЁДРА - вЕдра)

6. Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот,

Нам обжечься не даёт. (ЛОЖКА – пань, пу пань)

Хозяйка - Вот и ложка нам сейчас пригодиться. Загадки отгадали, но ещё не играли. В этом году у нас богатый урожай картофеля уродился. Есть, что на стол поставить, ну и для игры останется. Соберем картошку ложкой.

Аттракцион «Собери картошку ложкой» - трое детей деревянной ложкой собирают в ведра рассыпанную по полу картошку. Кто быстрее?

Гостья – Быстро управились. Хороший урожай картошки собрали. Где ложка, там и гармошка, а где гармошка заиграла, там частушка зазвучала!

«Осенние частушки» - выходят дети с ложками.

Девочка.

Мы осенние частушки

Пропоём сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Мальчик.

На себе всегда мы ловим

Восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье

Дарят помидоры.

Девочка.

Мы секрет румян достали

От пробабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свёклы.

Мальчик.

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора!

Как мы яблоки увидим

Сразу все кричим: «Ура -а -а!»

Девочка.

Ухажёров нынче сто

Под моим окошком.

Все желают получить

Пирожки с картошкой.

Мальчик.

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока!

Девочка.

Мы на праздник урожая

Натащили овощей,

После праздника наш повар

Нам наварит вкусных щей!

Мальчик.

Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали,

Мы бы очень все хотели,

Чтобы нам похлопали.

Хозяйка - Ай да частушки, веселят, народ забавляют, славят осень хлебосольную. Все знают, что заготавливать припасы на всю зиму – это не легкий труд! Одной из самых важных работ в старину была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.

Гостья - Рубили капусту в корытах. Отдельно рубили ту, которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься.

Хозяйка - А пересыпая капусту солью – читали молитву. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: «Жвакают капусту, будто по снегу рубят!». И мы с ребятишками немало капусты засолили.

Гостья – А как вы её солили?

Хозяйка – Сейчас покажем. Повторяйте все вместе, дружно.

Пальчиковая гимнастика «Капуста», с пением на мелодию р. н. п. «Барыня»

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмём, жмём.

Мы морковку трём, трём.

Пере-ме-ши-ваем!

В бочки плотно набиваем,

Сверху крышкой накрываем,

И в подвалы опускаем.

Гостья – Да, щедра на подарки красавица – Осень. А сколько стихов и песен о ней сложено, и не счесть! Ну, девицы – красавицы да добры молодцы, выходите, стихи почитайте да песню об осени спойте.

Стихи:

1. Осень за окошком ходит не спеша.

Листья на дорожках падают, шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят,

На ветвях дождинки бусами висят.

2. На дворе листочки пожелтели,

Лужицы укрылись тонким льдом,

Паутинки тихо пролетели,

Заискрился иней серебром.

3. Над пожелтевшей травушкой, над рощей тополей

Летит на юг журавушка со стаей журавлей.

Журавушка, журавушка, счастливого пути!

Журавушка, журавушка, весною прилети!

4. Ну а мы грустить не будем,

Осень тоже хороша!

Все станцуем бойко, дружно,

Веселится пусть душа!

Песня «Осень», муз. М. А. Парцхаладзе - движения с листьями.

Хозяйка (обращается к взрослым) – А может, и наши дорогие гости приезжие знают песню об осени? Нет? А мы вас научим. Исполним вместе песню «Осень в гости к нам идёт» как «эхо».

Песня «Осень в гости к нам идёт», Е. Гомонова (по принципу «эхо») – с детьми и родителями.

Гостья (всматривается в окно) – А на улице-то как похолодало, да и дождь осенний всё льёт и льёт.

Стих:

1. Дождик осени такой,

Он и грустный и смешной.

С лужами смеётся,

В руки не даётся.

Как чудесна и грустна

Эта песенка дождя –

О деревьях, о листве

О тебе и обо мне!

Дождик прыгал и скакал

И под зонтик не попал.

Нет ни капли, ни одной

Он устал – пойдём домой!

Песня «Грустный дождик», сл. и муз. Л. Куклиной (с солистами)

Хозяйка – В дождливые вечера ребятишки устраивали в избе игры и забавы. Вот и нашим ребятам пора позабавиться.

Эстафета «Сложи картинку» - две команды по 5 человек. Для игры понадобятся 2 стола и 2 комплекта разрезных картинок. Каждый участник команды берёт по одной части от разрезанной картинки, и, обегая «лужи», бежит до стола, на котором команды собирают, целую картинку из частей. Чья команда быстрее справится с заданием, побеждает. Игра повторяется с другими командами.

Слышится коми колыбельная, затем как кто-то чихает, кашляет.

Хозяйка подходит к колыбели, берёт на руки куклу.

Хозяйка – Ой, ребятушки, заболела моя младшая доченька Машенька, чихает, кашляет. Что же делать? Где мне достать лечебного отвара, чтобы доченьку мою вылечить?

Гостья - Знаю, кто тебе поможет, Хозяюшка. Это Осень Золотая – Зарни Ар, только она знает секрет приготовления волшебного лечебного отвара от любой болезни.

Хозяйка – Надо поскорее отправиться в путь. Только как же я оставлю свою больную доченьку?

Гостья – Хозяюшка, мы поможем тебе, отправимся с ребятами к Зарни Ар и попросим у нее волшебного отвара. Вот только кто покажет нам дорогу?

Ребёнок (в маске журавля):

Я, ребята, помогу.

Вам дорогу к Зарни Ар

С радостью я покажу.

Дети «змейкой» двигаются за журавлём и Гостьей, выходят из группы, делают круг по коридору и возвращаются обратно.

В группе изменена декорация: на переднем плане иск. ёлки, драпировка жёлтой тканью.

Дети встают в полукруг.

Гостья – Коми лес, Парма, встречает нас своим ярким, осенним убранством.

А чтобы Зарни Ар явилась к нам тотчас,

Споём мы песню «Золотая Осень»,

И обязательно она услышит нас.

«Золотая Осень», Г. Попов.

Дети садятся на места.

Выходит Зарни Ар (приветствует детей на коми языке).

Зарни Ар - Я Осень Золотая – Зарни Ар.

Очень рада я гостям. А откуда же вы пожаловали ко мне, из города или из села?

Дети отвечают.

Зарни Ар - Что же привело вас ко мне?

Дети отвечают.

Зарни Ар - Помогу я вам друзья, сварю волшебный отвар. Но сначала позабавьте меня.

Литературно – музыкальная композиция «Вот кыдзи мы ворсам» - шумовое сопровождение песни на коми народных музыкальных инструментах.

Зарни Ар – Зэв бур, челядь. А теперь мне понадобиться ваша помощь, а то я сама быстро не управлюсь. Сначала для отвара мне понадобятся лесные ягоды. Какие ягоды вы знаете? Соберите в лукошко только те ягоды, которые растут в Республике Коми.

Интерактивная игра «Ягоды»

Зарни Ар кладёт в туес или чугонок муляжи ягод, помешивает ложкой.

Зарни Ар – Молодцы. А сейчас мне необходимо найти несколько съедобных грибов. Но сначала, вспомним их названия.

Логоритмическое упражнение «Сёян тшакъяс»

(авторы Темноева А. Л., Ладанова В. В.) - выполняют вместе и дети, и родители.

ВОрО ветлам – раскинуть руки широко перед собой

Тшакъяс корсям - поднести ладонь правой руки ко лбу «козырьком»

Тшакъяс корсям - поднести ладонь левой руки ко лбу «козырьком»

ЛыддьОдлам - вытянуть указательный палец правой руки вперёд, «посчитать»

Уртшак (сыроежка)

Ягсер (волнушка)

ГОрд гоб (подосиновик)

КОч гоб (подберёзовик) - поочерёдно загибать пальцы на руках.

ЕльдОг (груздь)

Еджыд гоб (белый гриб)

МОс гоб (моховик)

Мыр выв тшак (опёнок)

Тшак, тшак, тшак, тшак - выполнить 4 хлопка в ладоши.

ВОрын корсям - раскинуть руки широко перед собой

Сёян тшак. - погладить живот ладонью вкруговую.

Интерактивная игра «Собери съедобные грибы»

Зарни Ар – Очень хорошо. Отвар почти готов. Надо лишь добавить несколько лекарственных трав: ромашку, чтобы горлышко не болело и хвойных веточек, чтобы дышалось легче. Вот и всё, полезный отвар для Машеньки готов!

Гостья – АттьО тэныд, Зарни Ар.

Зарни Ар – Ён могысьОн, пожалуйста! А для вас, дети, у меня приготовлено угощение - витаминная тарелка.

Стих:

Ешьте овощи, ягоды, фрукты -

Это лучшие продукты.

Вас спасут от всех болезней.

Нет вкусней их и полезней.

Подружитесь с овощами,

И с салатами и щами.

Витаминов в них не счесть.

Значит, нужно это есть!

Зарни Ар – Бур аппетит, челядь!

Дети – АттьО

«Витаминная тарелка» - к детям подносят тарелку, на которой лежат кусочки овощей и фруктов. Дети угощаются.

Гостья – Ну что же, нам пора возвращаться назад, отнести Машеньке лечебный отвар.

Дети, гостья – АддзысьлытОдз. Зарни Ар.

Зарни Ар – АддзысьлытОдз, нывкая да зонкаяс.

Дети двигаются «змейкой» за журавлём и Гостьей, выходят из группы, делают круг по коридору и возвращаются обратно.

В группе на переднем плане убранство избы. Детей встречает Хозяйка.

Гостья – Вот, Хозяйка, принесли мы для Машеньки волшебный отвар.

Хозяйка – Вот спасибо, мои дорогие. Сейчас я дам его моей доченьке.

Хозяйка поит куклу «отваром» с ложки.

Слышится запись «детский смех»

Гостья – Вижу, Машеньке лучше стало. Ай - да Зарни Ар – волшебница!

Хозяйка – И на радости такой поплясать можно.

Музыкально – ритмическая композиция на песню «Миян сьыланкыв», сл. и муз. М. Оверина.

Гостья - Нам на месте не сидится.

Очень любим веселиться!

И поэтому пора

Поиграть нам, детвора!

Музыкальная игра с пением на коми языке «Мича вЭнь» -

(обработка и перевод Темноевой А. Л., Ладановой В. В.)

Дети и взрослые стоят в кругу, в центре круга – водящий. В руках у детей пояса. Водящий ходит по музыку, собирает пояса и кладёт их в центре круга. Далее все дети берутся за руки, двигаются хороводом вправо и поют:

Ми гОгОр мунам

Да гора сьылам:

«Босьт, босьт мича вЭнь.

ОдйО босьт мича вЭнь!»

По окончании пения, дети быстро берут любой поясок. Ведущий дает задание.

Например:

-танцуют те, у кого самый длинный пояс;

-прыгают на 2х ногах те, у кого короткие пояса;

-кружатся те, у кого широкие пояса;

-поют те, у кого узкие пояса.

(Сначала играют дети, затем дети и взрослые).

По окончании игры, все остаются стоять в кругу.

Хозяйка – Пока мы веселились, пироги наши поспели.

Напекли мы пироги с разною начинкой… с капустой пирог… с малиной…с картошкой…

(Далее Хозяйка передает свой «пирог» кому-нибудь из детей, тот следующему. И так по цепочке все передают друг другу «пирог», проговаривая, с какой он начинкой).

Гостья - Хорошо мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.

Хозяйка - Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Самовар уже пыхтит, мне на ушко говорит:

Выходит ребенок – Самовар, говорит:

«Пора к столу приглашать гостей чаем угощать!»

Песня «В гости к самовару», З. Роот - стоя полукругом у центральной стены.

Хозяйка (зрителям):

Ну а вы чего сидите,

Во все глазоньки глядите?

Ноги в руки и вперёд:

Самовар давно всех ждёт!

Гостья - Осень – щедрая проходит,

Зиму за собой приводит.

«Осенины» завершаем,

Всех на чай мы приглашаем.

Чаепитие.

Публикации по теме:

«Капустные посиделки». Осенний праздник для детей подготовительной группы детского сада Капустные посиделки Русский народный праздник для подготовительной группы муз. рук. Подуфалая О. Б. Цель: Обобщение знаний детей о старинных.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Приглашаем на рождественские посиделки» Цель: создание условий для знакомства детей с праздником Рождество Христово и связанными с ним обычаями, приобщения к истокам русской народной.

Конспект психолого-логопедического фольклорного занятия для детей подготовительной группы «Весенние посиделки»Конспект психолого-логопедического фольклорного занятия для детей подготовительной группы «Весенние посиделки» Задачи. - Закрепление словаря по теме «Птицы». - Знакомство детей о добрых традициях наших предков по встречи Весны по весенним месяцам,.

Сценарий развлечения «Посиделки у хозяюшки» для детей подготовительной группы Конспект развлечения «ПОСИДЕЛКИ У ХОЗЯЮШКИ» для детей подготовительной группы. Цели: Приобщать детей к кубанскому фольклору. Задачи: 1.

Мероприятие на 23 февраля для детей подготовительной группыМероприятие на 23 февраля для детей подготовительной группы Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданственности, физической и нравственной культуры у воспитанников. Задачи: -Развивать способность.

Осеннее развлечение для детей и родителей подготовительной группы «Картофельные посиделки» Ход праздника: Вед. : В этом году, как никогда мало, порадовала нас осень тёплыми деньками. Жаль, конечно, что так быстро закончилось «бабье.

Сценарий фольклорного развлечения для старшей группы в детском саду «Осенние посиделки на Покров» Цель: организация веселого непринужденного общения детей; создание условий для хорошего настроения и комфорта детей, в которых каждый ребенок.

Сценарий совместного досуга детей второй младшей группы с участием родителей «Осенние посиделки» Цель: Вовлечение родителей в досуговую деятельность. Задачи: 1. Создать радостное настроение у детей; 2. Закрепить представления детей.

Совместный вечер развлечений детей и родителей подготовительной к школе группы «Семейные посиделки» Совместный вечер развлечений детей и родителей подготовительной к школе группы «Семейные посиделки» Цель: 1. формирование первичного представления.

Спортивные осенние старты для детей подготовительной группы компенсирующей направленности Осенние старты Для детей подготовительной группы Цель: Укрепления здоровья, вовлечение в регулярные занятия спортом и подвижными играми.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мероприятие «Осенние посиделки» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 12 октября 2019 в 18:45
+73Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки