Основные особенности работы по формированию гендерной принадлежности дошкольников

Ольга Осипова
Основные особенности работы по формированию гендерной принадлежности дошкольников

Социализация - сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений). С другой стороны - процесс обретения собственного социального опыта и активного самоопределения личности.

Значение дошкольного детства трудно переоценить. Д. Б. Эльконин отмечал, что «в период детства ребенок присваивает общество.» Ребенок в детстве приобщается к богатству духовной и материальной культуры, созданной обществом, приобретает специфические для человека способности и нравственные качества личности.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

В мировой психолого-педагогической науке имеется много работ посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Утверждается, что девочки и мальчики по - разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т. п. Что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.

Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного. Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей вразновозрастных группах.

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение не писанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут,только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является осуществление воспитателем дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности и в повседневной жизни.

При общении воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Мальчики очень любят дружеские потасовки – «медвежьи игры», что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у окружающих раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.

Мы составили перспективный план работы с детьми нашей группы, в котором предусмотрели разнообразные виды деятельности, в которых мы могли проводить работу по гендерному воспитанию.В соответствии с планом мы провели занятие: «Продолжи историю». Во время проведения этого занятия мы выявляли знания детей об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек. Мы давали детям ситуации и предлагали продолжить их. Так же нами было проведено занятие-игра «Кто Я», где дети учились определять наиболее характерные особенности поведения мальчиков и девочек. Во время проведения этого занятия мы учили детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировали адекватное представление о собственной половой принадлежности, закрепляли представление о зависимости имени человека от его половой принадлежности, воспитывали у детей доброжелательное и чуткое отношение друг к другу.

Можно организовывать игры, где сконцентрировано внимание на выполнение определенной роли, мальчики должны были играть мужскую роль, а девочки женскую, создать разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Очень нравится детям игра «Семья», в которой предлагается поучаствовать как девочкам, так и мальчикам. Игра приобретает оживленный характер, мальчишки – это непоседы и любители спорить, поэтому от девочек требовалось умение где-то уступить, не обращать внимания на непослушание. В этой игре у ребят раскрываются такие качества как сотрудничество, использование взаимовыручки. Игра позволяет детям стать нужными и значимыми в кругу противоположного пола, узнать характер и привычки своих друзей, почувствовать себя взрослыми мужчинами и женщинами.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно.

Литература.

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 2007 № 5. с. 70 - 77.

2. Абраменкова В. В.Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., Воронеж, 2008. 416 с.

9. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира. - СПб.: Тускарева, 2010.

14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Изд. Центр «Академия», 2002.

16. Красоткина И. По-разному или одинаково думают мальчики и девочки? // Дошкольное воспитание. -2003. - №12. – с. 44

24. Радзивилова М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации. (Дипломное исследование) - Волгоград, 2012.

35. http://www.analysys.com/vlib/educate.htm

Публикации по теме:

Развитие детей с учетом гендерной принадлежности в ДОУ «Как Вася может играть в куклы, он же мальчик.», «Девочки не могут быть пожарными.», «Разве Петя девочка, у него же длинные волосы?.».

Дети с расстройством аутистического спектра: основные общие особенности развития Дети с расстройством аутистического спектра Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия.

Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста Актуальность. В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В дошкольном.

Консультация «Основные направления коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией» Определяя содержание работы по развитию произносительной стороны речи, мы должны учитывать анализ результатов первичного обследования, сохранных.

Обучающий семинар по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость формирования принадлежности к семье.

Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Филиал «Дружба» муниципального дошкольного образовательного учреждения «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области.

Основные особенности психического развития детей 4–5 лет. Памятка для родителей По сравнению с прошлым возрастным периодом у детей 4-5 лет, как правило, наблюдается более спокойный фон процесса развития. Именно в этот.

Особенности и основные линии развития памяти дошкольников . Особенности и основные линии развития памяти дошкольников Л. С. Выготский считает, что память в раннем детском возрасте – одна из центральных,.

Презентация «Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Слайд № 1 БДОУ г. Омска «Детский сад № 130» Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников».

Проект «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные особенности работы по формированию гендерной принадлежности дошкольников
Опубликовано: 8 октября 2019 в 12:50
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...

13 мая. День творения одуванчиков

Весенним цветам, которые радуют нас своим жизнерадостным видом, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об...


Горячие темочки