елена московкина
«Основы православного воспитания в детском саду»: сторонники и противники
▼ Скачать + Заказать документы
«Основы православного воспитания в детском саду» : сторонники и противники
Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» сначала экспериментально в 19 регионах России. С 1 апреля 2010 года началось преподавание предмета в 19 регионах РФ в рамках федерального компонента образования.
Публикация «„Основы православного воспитания в детском саду“: сторонники и противники» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Дисциплина уже ведется в одной тысячи семидесяти школах, четырехсот тридцати детских садах и ста девяти учреждениях дополнительного образования. В общей сложности программой ОПК охвачены почти сто сорок тысяч детей.
В дошкольных образовательных учреждениях преподавание «Основ православной культуры» происходит в форме факультативных занятий и в форме кружковой работы.
Цели преподавания курса «ОПК» :
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи курса «ОПК» :
1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Казалось бы, в этих задачах нет ничего такого, что могло бы являться помехой, преградой для введения «ОПК» в качестве обязательной дисциплины. Но мнения людей относительно введения курса «ОПК» сразу разделились. Появились сторонники, противники, и те люди, которые относятся к введению курса безразлично.
Сторонниками введения курса выступают Русская православная церковь, представители науки, общественные организации, которые считают, что с развитием цивилизации бездуховность вытесняет человечество за грань условий жизни, достойных человека, ведет к духовной и культурной деградации общества. А изучение основных традиций русской культуры как средоточия высоких православных ценностей обогатит эмоциональный мир школьников, обеспечит формирование гармоничного нравственного мира личности, станет фундаментом становления национальной и гражданской идентичности, что невозможно без интеграции в национальную культуру.
Мнение родителей, выступающих за введение курса «ОПК» :
«Я считаю, что дети наши живут в нашей стране, в России, поэтому они должны знать православную культуру и воспитываться в ней».
«У нас в школе факультатив по ОПК проводится первый год. Детям очень нравится. Никакого вреда ни их здоровью, ни моральным убеждениям никто причинять и не собирался. Кроме того, палками на занятие не загоняют, а вот детей ходит много».
«Ребенок стал более заботливым, дружелюбным. Стал уважительно относиться к старшим. Улучшились знания ребенка, стал более любознательным…»
«У моего сына уже год как есть этот предмет. И если раньше я воспринимала его в штыки, то сейчас рада что он у них есть. Они изучают там религии. Не одну какую то, а многие, так как и класс у нас многонациональный. В общем и ребенку тоже нравится, он приходит домой и с таким восторгом рассказывает То что им рассказывали на уроке.»
Противниками курса выступают некоторые ученые, научные работники, кандидаты и доктора наук, представители различных религиозных конфессий.
Противники курса «ОПК» выступают со следующими доводами:
1. Для православного воспитания существуют воскресные школы, а не общеобразовательные - лучше бы подтянули качество преподавания остальных наук.
2. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и «культурологическом» характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным.
3. Для знакомства с историей, традициями родной страны, письменностью, живописью, музыкой, архитектурой уже существует такой предмет как МХК, а в детских садах – занятия по познанию окружающего, познанию природы, беседы на морально-этические темы. А курс «ОПК» - религиозное учение в виде проповеди.
Противниками курса «ОПК» является часть родителей, которые считают, что навыки добра и милосердия можно привить и без религии.
На одном из форумов в интернете есть запись об эксперименте, проведенном в одном из детских садов.
«Воспитателям одного из садов в обязательном порядке предложили ввести основы православной культуры для деток старшей группы. После месяца таких занятий родители стали обращать внимание на то, что у детей очень часто появились отговорки и ответы типа «так хочет бог. Так задумал бог. Это бог всё сделал.».
Комментарии к этой записи неоднозначны – от резко отрицательных до положительных.
14-17 августа 2009 года аналитическим центром Юрия Левады был проведён опрос по вопросу преподавания Основ православной культуры. Ответы на вопрос «Как вы относитесь к планам введения в школах предмета ОПК?» распределились следующим образом:
целиком положительно 25%
скорее положительно 44%
скорее отрицательно 13%
резко отрицательно 6%
затрудняюсь ответить 11%
В МДОУ д/с «Лучик» с 2010 года ведется кружковая работа по «Основам православной культуры». Работа проводится с детьми старшей и подготовительной группы. На данный момент кружок посещают 13 детей. Основная цель кружковой работы – расширить представления детей об окружающем мире, развивать знания о своей Родине, развивать нравственные чувства.
В ноябре 2011 году было проведено анонимное анкетирование родителей (70 человек, чьи дети посещают детский сад «Лучик». Цель анкетирования - выяснить отношение родителей к введению такой дисцилины, как ОПК. В результате было выяснено следующее:
1. На вопрос «Как вы думаете, курс «ОПК» должен быть обязательной дисциплиной?» 25 % родителей ответили положительно, 75 % - отрицательно.
2. На вопрос «Вы хотите, чтобы Ваш ребенок посещал факультативные занятия по ОПК?» 37 % ответили положительно, 63 % - отрицательно.
На вопрос «Кто должен вести кружковую работу по ОПК – воспитатель или специально обученный педагог?» 60 % ответили, что занятия должен проводить воспитатель, 40 % - специально обученный педагог.
Споры относительно введения курса «ОПК» до сих пор не затихают. Перспектива введения в школьную программу предмета духовно-нравственного содержания, в частности «Основ православной культуры», вызывает горячую поддержку одних и резкое неприятие других.