Получи документы

Урок в 4 классе «Основы религиозных культур и светской этики»

Татьянина Наталья
Урок в 4 классе «Основы религиозных культур и светской этики»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Добро и зло

Тип: «открытия» нового знания

Вид: беседа с элементами проблемного изложения

Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека.

Задачи:

расширить представления обучающихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла;

прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения,

формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;

воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру и за совершаемые поступки;

Метапредметные:

Личностные УУД

Публикация «Урок в 4 классе „Основы религиозных культур и светской этики“» размещена в разделах

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Анализировать свои поступки и чувства с точки зрения общечеловеческих норм.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Познавательные УУД

1. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Оборудование: : мультимедийная презентация, компьютер, проектор, учебник «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс, плакат «Правила Доброты», картинки сказочных героев.

Ход урока

1. Организационный момент

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так: На рассвете встать.

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать.

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу, хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. Если вы научитесь дарить тепло своего сердца окружающим, то это тепло будет возвращаться к вам.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, вы любите играть? (Ответ детей) Сейчас мы тоже с вами поиграем. У вас на столах лежат карточки со словами. Ваша задача: работать дружно, помогать друг другу, собрать из этих слов предложения. Потом прочитать то, что у вас получилось.

- Итак, что у вас получилось? (Добрые слова лучше мягкого пирога. Жизнь дана на добрые дела. Козла спереди бойся, коня сзади, а злого человека со всех сторон).

- Как вы понимаете смысл этих пословиц и высказываний? (Ответ детей)

Учитель: Молодцы, ребята!

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Давайте попробуем определить тему урока. Закройте глаза и послушайте музыку.

Звучит классическая музыка :

1. Рихорд Вагнер «Полет Валькирий» - зло

2. В. А. Моцарт «Дивертисмент» - добро

- Что вы представили, послушав эту музыку?

Учитель: Ребята, внимательно прочитайте эпиграф к нашему уроку и постарайтесь определить тему!

Эпиграф

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». Василий Осипович Ключевский.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Дети: Я думаю, что мы будем говорить о добре и зле….

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Определение целей и задач урока

Учитель: Да, мы сегодня будем говорить о добре и зле. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

Дети: - Я думаю, мы познакомимся с понятиями ДОБРО И ЗЛО.

- Наверное, научимся отличать добрые поступки от злых.

- Что мы можем сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Учитель: Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на уроке.

4. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Добро и зло - главные моральные понятия в жизни людей. Слово «доброта» образовалась от слова «добро». «Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.»

В русском языке много слов, которые близки по значению к этим словам.

Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.

Добросердечность - ласковое, доброе сердце.

Добряк - добрый человек.

Доброта очень ценилась на Руси. Людям давали клички за это, а позднее они превратились в фамилии (Добронравов, Добролюбов, Добрых, Добрынин, Добросмехов и так далее).

Добро - это: 1. поступки, которые помогают преодолеть разобщённость между людьми, способствуют утверждению гуманности (человеколюбия, взаимопонимания и взаимоуважения);

2. поступки, которые помогают развиваться самому и окружающим его людям.

Учитель: Ребята давайте послушаем стихотворение в исполнении Вдовиной Александры:

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые - щедро больным помогают,

Добрые - дарят тепло и уют,

Добрые - в ногу со слабым шагают

И никакого спасибо не ждут.

Учитель: А вот Зло - противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. Зло разрушает отношения между людьми, препятствует развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят беды и страдания людям. Обман и сознательное унижение других людей - это проявление зла. Любое насилие, которое подавляет свободу человека, является злом.

Зло может существовать в разных поступках людей.

Зло - это: 1. сознательное унижение других людей, которое чаще всего проявляется в неуважении и нетерпимости к ним;

2. обман, из-за которого те, кого обманули, совершают неправильные поступки;

3. насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым.

Зло разрушает взаимоотношения и сотрудничество людей, распространяет вражду между ними, препятствует развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят беды и страдания людям.

В жизни всегда идёт борьба добром и злом. Множество пословиц и поговорок в русском фольклоре посвящено этому. Давайте посмотрим на экран и «соберем пословицы» прочитаем эти пословицы вместе. (Предлагается собрать пословицу о доброте из двух частей).

Учись доброму плохое на ум не пойдёт.

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Кто любит добрые дела тому и жизнь мила.

Не одежда красит человека а его добрые дела.

Добрые слова дороже богатства.

Не хвались серебром а хвались добром.

Кто добро творит тому бог отплатит.

Учитель: А теперь ребята предлагаю вам немного поиграть!

1 Задание «Где спряталось добро»

Учитель: Назовите слова, в которых спряталось слово «добро» (добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день).

2. Задание «Ситуативные задачи»

Учитель: В жизни приходится сталкиваться с разными сложными ситуациями. Поступить правильно, совершить доброе дело порой оказывается не так-то просто. Как бы вы поступили в предложенных ситуациях?

Ситуация 1.

Один из ваших друзей смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите?

- будете плакать

- будете защищать товарища кулаками

- будете тоже смеяться над другом

- свой вариант

Ситуация 2.

Ваш друг схватил вашу игрушку без разрешения. Как вы поступите?

- будете кричать и попытаетесь отобрать игрушку

- пожалуетесь воспитателю

- отлупите друга

- объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя

Ситуация 3.

Кто-то из ребят нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы по-

ступите?

- будете плакать

- пожалуетесь воспитателю

- не скажите ничего

- свой вариант

3 Задание «Сказки»

Предлагается из картинок со сказочными героями выбрать «злых» и «добрых».

Картинки: Иван - царевич, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная Шапочка, Баба - Яга, Золушка, Кикимора болотная, Мальвина, доктор Айболит, папа Карло, Герда, Страшила, Кот в сапогах, Кащей Бессмертный, Дюймовочка, Крокодил Гена, Бастинда, Чебурашка, Кот Леопольд, Емеля, Иван-дурак, богатыри русские., Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовёнок Кузя, Шапокляк.

4. Задание «Вредные советы»

Учитель: Я прочту советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

Советы:

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

До них вам дела нет.

Девчонку встретил - быстро ей

Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в нее влюблен.

Если что-нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не ходи туда, иначе

Виноватым будешь ты.

Спрячься где-нибудь в сторонке.

А потом иди домой.

И про то, что видел это,

Никому не говори.

Учитель: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданиями. Давайте заведем в нашем классе копилку добрых дел. Каждое доброе дело, которое вы сделаете, вы запишите на листочек и опустите в копилку. В конце каждой недели мы сможем сосчитать, сколько сделано добрых дел и каких. Поместим эту копилку возле классного уголка, и пусть она ежедневно пополняется, никогда не будет пустой.

4. Рефлексия.

Учитель: Ребята, давайте учиться быть добрыми и жить по правилам добра. Мы повесим с вами плакат с правилами доброты и каждый день приходя в класс мы будем читать и вспоминать их. (Под песню «Дорогою добра!» дети все вместе вывешивают плакат)

Правила доброты:

1. Будь отзывчив и внимателен к людям.

2. Помогай другим сам, а не жди, когда тебя попросят об этом.

3. Люби людей знакомых и незнакомых.

4. Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.

5. Делай добро для людей.

6. Не завидуй.

7. Не груби.

8. Не вредничай.

5. Домашнее задание.

1) Подумайте, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь, запишите их на листочке, для составления «Дерева добра».

2) Нарисуйте ДОБРО и ЗЛО.

6. Заключительное слово учителя:

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Я уверена, что вы всегда будете стараться говорить хорошие, приятные слова окружающим, совершать добрые поступки и сумеете выбрать правильную дорогу в жизни. Не забывайте, что без добрых дел нет доброго имени; что жизнь дана на добрые дела. Помните, что добро всегда побеждает зло! А закончить встречу мне бы хотелось песней кота Леопольда. Кто знает слова, подпевайте.

Звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения

кота Леопольда». Дети подпевают.

Публикации по теме:

Конспект занятия по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе «Россия — наша Родина» Предмет – Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры»- 4 класс Место урока в системе курса: - вводный.

Дифференцированный подход на уроках ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Цвет. Основы цветоведения. Ученики в этой подтеме научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг, изучат свойства.

Фотоотчет о мастер-классе «Основы рисования песком»Фотоотчет о мастер-классе «Основы рисования песком» Уважаемы коллеги, хочу поделиться с вами впечатлениями о посещенном мною мастер-классе. В моем городе есть две художественные школы. Они.

К уроку по основам светской этики и православной культуры «Народы Крыма» Скифы. Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу.

Конспект урока на тему «Предпринимательская деятельность» по дисциплине «Основы предпринимательства» в 9 классе Е. А. Гавриловчук преподаватель ГОУ «Тираспольское суворовское военное училище» г. Тирасполь Приднестровье/Молдова Конспект урока на тему:.

Открытый урок по светской этике «Справедливость» Тема урока: «Справедливость» Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого.

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы»,.

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Презентация для учителей начальной школы «Духовно-нравственная культура. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок в 4 классе «Основы религиозных культур и светской этики»
Опубликовано: 24 августа 2022 в 06:58
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок в 4 классе «Основы религиозных культур и светской этики»» (включая файлы) размещена пользователем Татьянина Наталья (УИ 1037402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД