Папки-передвижки

Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

НИНА ОСЬКИНА
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

Уважаемые, коллеги! Всех с началом учебного года, творческих побед в работе!

А у меня малыши! Предлагаю вашему вниманию статью об особенностях адаптации малышей к детсаду.

Адаптация – активный процесс, приводящий как к позитивным, так и

негативным результатам. Адаптация проявляется в совокупном изменении

организма и психики.

За основу в нашем исследовании мы берем определение Р. М. Асиной

Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

адаптация – это приспособление организма и личности к новой обстановке.

Для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще

неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер

которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей

ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в

дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут

различны. Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей

и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать [3, с. 35].

Успешная адаптация создает внутренний комфорт (эмоциональную

удовлетворенность) и внешнюю адекватность поведения (способность легко

и точно выполнять требования окружающей среды)

О. И. Давыдова отмечает, что проблемы социальной и психической

адаптации остаются на уровне современных теоретических исследований и

сведены к рекомендациям приблизить домашний режим дня к режиму

дошкольного учреждения перед поступлением ребенка в детский сад.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной

работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как

в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети раннего возраста любят

играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они

приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся

общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы

делаем на сенсорные и моторные игры. Сенсорные игры дают ребенку опыт

работы с самыми разнообразными материалами : песком, глиной, бумагой.

Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния,

слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой,

должны работать, а для этого им необходима «пища» [15, с. 78].

По мнению Т. А. Данилина сенсомоторный уровень является базовым

для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия,

памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь

при взаимодействии ребенка с взрослым, который обучает его видеть,

ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный

мир. Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование.

Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому,

пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные

этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей

на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать

мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на

ладони [16, с. 107].

С точки зрения А. Ф. Двойнова задачами коррекционной работы с

детьми в период адаптации являются :

– создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной

обстановки;

– понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он

есть;

– предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности

[17, с. 63].

При проведении занятий воспитатели учитывают специфику работы с

маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно

заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через

отставание в развитии, капризность, агрессивность и т. д. Это обусловливает

необходимость активности со стороны педагога, психолога по выявлению

психологических проблем у детей, в т. ч. и в период адаптации.

Как полагает Т. А. Доронова в адаптационный период, который

может продолжаться от недели до трех, пребывание ребенка в детском саду

должно быть укорочено, а рядом должна быть мама. Во время игры ребенок

ненадолго отходит от мамы, но затем возвращается к ней за «эмоциональной

подпиткой». Мама при этом следит за безопасностью малыша, своевременно

окликается на его призывы. Постепенно время отхода от мамы у малыша

увеличивается, малыш начинает проявлять самостоятельность в игре. Мама,

предупреждает малыша, что она ненадолго отойдет и придет за ним после

прогулки. Важно по возвращении мамы обратить внимание малыша на то,

что мама его не обманула и действительно вернулась к нему. Постепенно

время отсутствия мамы увеличивается и ребенок остается в группе на то же

время, но без мамы. Исходя из индивидуальных особенностей поведения

ребенка, время нахождения ребенка в группе увеличивается постепенно.

Ребенок может сам выразить желание спать и обедать вместе с детьми

[18, с. 28].

Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны,

облегчает, а с другой – усложняет диагностическую работу и постановку

общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с

переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с

акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые

проявляются в ходе коррекционного процесса.

А. А. Емец отмечает, что по окончании второго этапа работы

проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего

возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и

заключительной диагностики. По окончании периода адаптации в

дошкольном учреждении собирается медико - психолого - педагогический

консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующий, заместитель

заведующего, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп

раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем

обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации,

положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по

организации адаптации и намечается дальнейшая работа. Воспитатель

детского дошкольного учреждения формирует у ребенка интерес к

окружающему, развивает манипулятивную, предметную и игровую

деятельность. Лишь взрослый может зародить у ребенка интерес к

наблюдениям в природе, к рассматриванию предметов окружающего мира и

декоративно-прикладного искусства, к обследованию реальных предметов с

целью их последующего изображения или обыгрывания. В процессе

адаптации детей раннего возраста с неярко выраженными отклонениями в

развитии необходимо учитывать все эти принципы. При этом следует иметь в

виду, что чем глубже недоразвитие познавательной деятельности ребенка,

тем дольше и интенсивнее проводится коррекционно-педагогическая работа

с ним. Необходима целенаправленная организация жизни ребенка раннего

возраста при поступлении его в дошкольное учреждение, которая приводила

бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к

новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к

детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Педагоги,

работающие с детьми раннего возраста, разработали правила для себя и для

родителей, имеющих детей раннего возраста [19, с. 12].

На основании вышеизложенного определились следующие цели,

которые в своей работе должны реализовать работники дошкольных

учреждений во время адаптационного периода у детей :

– создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,

– формирование у детей чувства уверенности в окружающем,

– педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации

детей [6, с. 29].

Всем желаю счастливого учебного года!

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации С введением Федерального государственного стандарта ДО большое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. ФГОС дошкольного.

Робототехника в дошкольной образовательной организации ЧТО ТАКОЕ РОБОТОТЕХНИКА?Слайд 1 Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение.

Имидж в Дошкольной образовательной организации Имидж ДОО – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными.

Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Cоставил Воспитатель ДГ Моу-оош Забегина Т. С «Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Адаптация – сложный период.

Модель организации взаимодействия специалистов ДОО в период адаптации в группах раннего возраста Доброе утро, уважаемые коллеги! Меня зовут Ишкулова Лилия Ураловна, я работаю педагогом -психологом в данном детском саду. Я рада приветствовать.

Организация социального воспитания детей в дошкольной образовательной организации ВВЕДЕНИЕ Проблема социального воспитания относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии.

Консультация «Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ» Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное.

Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации .

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации Актуальность проблемы основывается на том, что изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека способности находить.

Особенности организации вариативных форм дошкольного образования для детей раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Родничок» Материалы по самообразованию Куракиной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 11 сентября 2019 в 15:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД