Наталия Приданцева
Особенности моторной сферы у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Детям с общим недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Эти дети физически невыносливы, быстро утомляются, многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Публикация «Особенности моторной сферы у детей с ОНР» размещена в разделах
Например, им трудны такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстёгивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков и т. д.).
Мимическая моторика в целом имеет спокойный характер, однако у части детей отмечается вялость либо напряжённость мышц, недифференцированность мимических поз. Затруднения вызывают задания на «неполное действие» : прищурить глаза, вытянуть губы, как для свиста; слегка сомкнуть веки.
Что касается речевой моторики, то здесь отмечаются: выраженные изменения мышечной силы, точности, объёма движений, трудности переключения речевых движений, девиация языка.
Таким образом, у детей с ОНР отмечена слабость, неточность в выполнении заданий, медленная переключаемость, неполный объём, наличие синкинезий (движения нижней челюсти, приподнимание пальцев рук, нахмуривание бровей, приподнимание плечей, невозможность удержания заданной позы.
Таким образом, в коррекционно - воспитательной работе с детьми с ОНР особое внимание надо уделять моторному развитию. Мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Дети с ОНР нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движений и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.