Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе

Наталья Бойко
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе»

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, согласно которому

предметно – пространственная развивающая образовательная среда должна быть:

o содержательно-насыщенной;

o трансформируемой;

o полифункциональной;

o вариативной;

o доступной;

o безопасной

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.

Создавая предметно – пространственную среду в младшей группе мы учли данные нормативно-правовой базы, все рекомендации специалистов и особенности развития детей этого возраста.

Содержательно-насыщенная развивающая среда в нашей группе позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению

Дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому пространство спланировали ещё до их прихода в детский сад, а оборудование в группе переставляем не чаще одного раза в неделю. Создавая условия для обеспечения разных видов деятельности младших дошкольников (игровой, двигательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной и др.) групповое пространство было разделено на кабинеты-микроцентры.

Подобная организация пространства позволяет малышам найти интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение кабинетов меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, в том числе от меняющихся интересов детей – это стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование расположили по периметру группы. А так как маленькие дети предпочитают крупное оборудование разместили его на открытых полках. Не выкладывайте сразу все игровые материалы – в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках требует много усилий. Все игрушки и пособия в группе внешне привлекательные и яркие, доступны для ребёнка, что способствует развитию его активности, самостоятельности.

Наша предметно-развивающая среда построена с учетом гендерных особенностей детей: предусмотрены уголки для мальчиков и девочек. Для развития творческого замысла в игре девочкам предлагаем предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - рубашки, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Цент сюжетно- ролевой игры.

Оборудование центра способствует развитию и обогащению сюжетов игры, игровых действий с игрушками; формирует коммуникативные навыки; развивает творческие способности. В центре собраны игрушки, копирующие предметы быта, с которыми малыши знакомятся и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе

Оборудование: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Семью», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Моряков», «Водителей» «Мастерскую технического обслуживания» «Зоопарк», «Строители». ; куклы разнополые, дома, стиральная машина, пылесос, микроволновая печь, электропечи, холодильник, игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей, фруктов, хлебобулочных изделий, консервов и др. ; машины крупные, средние, мелкие, грузовые и легковые; телефоны, рули, весы, сумки, ведёрки, утюги, инструменты, эстакады для машин; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения. Уголок ряженья позволяет изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно.

Центр физической культуры

Оборудование центра стимулирует желание детей заниматься двигательной активностью, способствует укреплению мышц нижних и верхних конечностей, мышц спины, профилактике плоскостопия, сколиоза, простудных заболеваний; воспитывает у детей осознанное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

Канаты толстый и тонкий; доски гладкая и ребристая, для профилактики плоскостопия дорожки массажные со следами, морскими камешками и др. ; коврики; палки гимнастические; мячи большие, средние, маленькие; корзины; обручи; скакалки; кегли; дуга; скамейка; маты гимнастические; шнур длинный и короткий; мешочки с песком; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Кабинет сенсорики

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка (Л. Венгер). Поэтому материал этого кабинета направлен на развитие у детей представлений об основных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина, развитие зрительного восприятия и внимания. Малыши учатся группировать, обследовать предметы по форме, величине, назначению, соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Осваиваются операции вкладывания, наложения, соединения частей в целое, отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один). Для развития мелкой моторики рук в обстановку кабинета включили деревянные пазлы, вкладыши, мозаику, деревянное полотно с различными замками, задвижками, пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. В процессе игры малыши используют речь для определения смысла своих действий, у них формируется умение описывать и называть предметы на картинках, происходит обогащение активного словаря.

Оборудование и материалы:

Крупная и средних размеров мозаика, объемные вкладыши из 5-8 элементов, сборные игрушки, пирамидки из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

Наборное полотно, магнитная доска.

Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.

Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки, ракушки).

Блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера.

Пирамидки одноцветные, разноцветные

Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов)

Набор объемных геометрических тел

Матрешки из 5-10 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) .

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) .

Наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндры, бруски и т. п.)

Сортировочный ящик с прорезями разной формы

Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые)

Набор для завинчивания («верстак» с отверстиями и набором винтов, пластмассовые)

Деревянные фигурки мальчика и девочки с различными видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки,деревянное полотно с замками задвижками.

Красочное панно с застежками, пуговицами, геометрическими фигурами

Игрушки-забавы (народные игрушки, механические заводные)

Разноцветная юла (волчок)

Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки и др.)

Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

Мастерская «Маленькие строители»

Дети нашей группы очень любят играть как с различными конструкторами так и с модулями. На основе игр с конструктором мы развиваем у детей представления об основных свойствах объемных геометрических (в основном крупных) форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавость и гладкость их поверхности, умение воссоздать знакомые предметы горизонтальной и вертикальной конструкции (дорожки, лесенки, мебель, горки, дома и т. д.). Дети начинают анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. У них формируются навыки сотворчества с взрослыми, самостоятельного творчества. Для удобства малышей мелкий строительный материал в коробках и пластмассовый конструктор в корзинах разместили на полках. Напольный строительный материал требует много места, поэтому его поместили отдельно на подиуме рядом с ковром. Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми

Играя с конструктором, наши малыши развивают не только моторику, внимание, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.

По окончании работы побуждаем детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме. Очень часто конструктор используем на занятиях, гимнастике, на праздниках.

Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм, размеров и цвета; мягкие модули; коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки, матрешки, машинки др.) для обыгрывания. Большой деревянный конструктор.

Центр природы:

Используя материалы центра, мы привлекаем детей к наблюдению и уходу за растениями; воспитываем любовь, бережное отношение к природе Мы разместили в уголке природы растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети нашей группы научились узнавать и называть основные части растения (стебель и листья, поливать растение под руководством воспитателя; правильно держать лейку и лить воду аккуратно.

Оборудование и материалы; комнатные растения (бальзамин, герань, фикус, бегония,); картинки по временам года, модель времен года, муляжи овощей и фруктов; лейки, опрыскиватель для цветов, инструменты для рыхления земли. Поролоновые губки, фартуки, поделки из природного материала.

Центр изобразительного искусства

Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Благодаря материалу центра мы развиваем у детей внимание, любознательность, эмоциональный отклик на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности. Для совершенствования изобразительных умений и навыков мы предложили детям младшей группы самостирающиеся доски с палочкой для рисования, рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками используем гуашь с добавлением жидкого мыла. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами - забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.

Публикации по теме:

Реализация гендерного подхода в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды «Мальчики и девочки- два разных мира» Мальчишек и девчонок обязательно нужно воспитывать по-разному, Мальчикам нужно больше доверия, девочкам.

Игровая поддержка как условие организации предметно-пространственной развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС Интегративным результатом реализации ФГОС ДО является создание Предметно-пространственной развивающей среды, которая: рассматривается как.

Использование игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Слайд 1. Сегодня мы хотим вам предложить игровое оборудование для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ. Образовательная среда в детском саду предполагает.

Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе.Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе. «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Развитие интереса к творческим проявлениям детей в игре посредством организации развивающей предметно-пространственной среды В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Получения такого опыта расширяются.

Семинар «Инновационные подходы в организации Развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Семинар «Инновационные подходы в организации Развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Семинар на тему: «Инновационные подходы в организации РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ [/b] План семинара : 1. Введение.

Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в группе «Вместе с мамой»Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в группе «Вместе с мамой» ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Одним из аспектов.

Творчество педагогов при организации предметно-пространственной развивающей среды группы.Творчество педагогов при организации предметно-пространственной развивающей среды группы. “Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Экология
  • День Святого Валентина
Автор публикации:
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе
Опубликовано: 21 октября 2016 в 09:54
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 августа. День шашек на МААМ

«Раз-два - и в дамки!» — очередной тематический день посвящен популярной настольной логической игре в шашки. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы привить ребенку интерес и любовь к этой...

13 августа. День «Трех поросят» на МААМ

«Три поросёнка» – популярная сказка из английского фольклора, хорошо известная всем нам в пересказе Сергея Михалкова, вместе с задорной песенкой, что он придумал. История эта вовсе не легкомысленная, а...

Мастер-класс по конструированию из бумажной тарелки «Слоненок» к Всемирному Дню...
Наша коллекция детских работ из бумажных одноразовых тарелок с каждой прогулкой пополнялась в течение всего лета. Поделки делаются быстро и просто с...
Проект по патриотическому воспитанию «День защитника Отечества» (младшая группа)
Тип проекта: творческий Вид проекта: групповой Воспитатель: Качотян С. Н. ГБОУ Школа №935 Срок реализации проекта: 2 недели ( краткосрочный) Участники...
Мастер-класс по объемной аппликации из цветной бумаги «Три поросенка»
Мастер-класс по объемной аппликации из цветной бумаги "Три поросенка" Аппликации из цветной бумаги – творческий процесс, благодаря которому дети...