Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе

Наталья Бойко
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе»

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, согласно которому

предметно – пространственная развивающая образовательная среда должна быть:

o содержательно-насыщенной;

o трансформируемой;

o полифункциональной;

o вариативной;

o доступной;

o безопасной

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.

Создавая предметно – пространственную среду в младшей группе мы учли данные нормативно-правовой базы, все рекомендации специалистов и особенности развития детей этого возраста.

Содержательно-насыщенная развивающая среда в нашей группе позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению

Дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому пространство спланировали ещё до их прихода в детский сад, а оборудование в группе переставляем не чаще одного раза в неделю. Создавая условия для обеспечения разных видов деятельности младших дошкольников (игровой, двигательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной и др.) групповое пространство было разделено на кабинеты-микроцентры.

Подобная организация пространства позволяет малышам найти интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение кабинетов меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, в том числе от меняющихся интересов детей – это стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование расположили по периметру группы. А так как маленькие дети предпочитают крупное оборудование разместили его на открытых полках. Не выкладывайте сразу все игровые материалы – в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках требует много усилий. Все игрушки и пособия в группе внешне привлекательные и яркие, доступны для ребёнка, что способствует развитию его активности, самостоятельности.

Наша предметно-развивающая среда построена с учетом гендерных особенностей детей: предусмотрены уголки для мальчиков и девочек. Для развития творческого замысла в игре девочкам предлагаем предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - рубашки, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Цент сюжетно- ролевой игры.

Оборудование центра способствует развитию и обогащению сюжетов игры, игровых действий с игрушками; формирует коммуникативные навыки; развивает творческие способности. В центре собраны игрушки, копирующие предметы быта, с которыми малыши знакомятся и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе

Оборудование: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Семью», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Моряков», «Водителей» «Мастерскую технического обслуживания» «Зоопарк», «Строители». ; куклы разнополые, дома, стиральная машина, пылесос, микроволновая печь, электропечи, холодильник, игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей, фруктов, хлебобулочных изделий, консервов и др. ; машины крупные, средние, мелкие, грузовые и легковые; телефоны, рули, весы, сумки, ведёрки, утюги, инструменты, эстакады для машин; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения. Уголок ряженья позволяет изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно.

Центр физической культуры

Оборудование центра стимулирует желание детей заниматься двигательной активностью, способствует укреплению мышц нижних и верхних конечностей, мышц спины, профилактике плоскостопия, сколиоза, простудных заболеваний; воспитывает у детей осознанное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

Канаты толстый и тонкий; доски гладкая и ребристая, для профилактики плоскостопия дорожки массажные со следами, морскими камешками и др. ; коврики; палки гимнастические; мячи большие, средние, маленькие; корзины; обручи; скакалки; кегли; дуга; скамейка; маты гимнастические; шнур длинный и короткий; мешочки с песком; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Кабинет сенсорики

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка (Л. Венгер). Поэтому материал этого кабинета направлен на развитие у детей представлений об основных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина, развитие зрительного восприятия и внимания. Малыши учатся группировать, обследовать предметы по форме, величине, назначению, соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Осваиваются операции вкладывания, наложения, соединения частей в целое, отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один). Для развития мелкой моторики рук в обстановку кабинета включили деревянные пазлы, вкладыши, мозаику, деревянное полотно с различными замками, задвижками, пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. В процессе игры малыши используют речь для определения смысла своих действий, у них формируется умение описывать и называть предметы на картинках, происходит обогащение активного словаря.

Оборудование и материалы:

Крупная и средних размеров мозаика, объемные вкладыши из 5-8 элементов, сборные игрушки, пирамидки из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

Наборное полотно, магнитная доска.

Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.

Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки, ракушки).

Блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера.

Пирамидки одноцветные, разноцветные

Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов)

Набор объемных геометрических тел

Матрешки из 5-10 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) .

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) .

Наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндры, бруски и т. п.)

Сортировочный ящик с прорезями разной формы

Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые)

Набор для завинчивания («верстак» с отверстиями и набором винтов, пластмассовые)

Деревянные фигурки мальчика и девочки с различными видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки,деревянное полотно с замками задвижками.

Красочное панно с застежками, пуговицами, геометрическими фигурами

Игрушки-забавы (народные игрушки, механические заводные)

Разноцветная юла (волчок)

Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки и др.)

Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

Мастерская «Маленькие строители»

Дети нашей группы очень любят играть как с различными конструкторами так и с модулями. На основе игр с конструктором мы развиваем у детей представления об основных свойствах объемных геометрических (в основном крупных) форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавость и гладкость их поверхности, умение воссоздать знакомые предметы горизонтальной и вертикальной конструкции (дорожки, лесенки, мебель, горки, дома и т. д.). Дети начинают анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. У них формируются навыки сотворчества с взрослыми, самостоятельного творчества. Для удобства малышей мелкий строительный материал в коробках и пластмассовый конструктор в корзинах разместили на полках. Напольный строительный материал требует много места, поэтому его поместили отдельно на подиуме рядом с ковром. Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми

Играя с конструктором, наши малыши развивают не только моторику, внимание, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.

По окончании работы побуждаем детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме. Очень часто конструктор используем на занятиях, гимнастике, на праздниках.

Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм, размеров и цвета; мягкие модули; коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки, матрешки, машинки др.) для обыгрывания. Большой деревянный конструктор.

Центр природы:

Используя материалы центра, мы привлекаем детей к наблюдению и уходу за растениями; воспитываем любовь, бережное отношение к природе Мы разместили в уголке природы растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети нашей группы научились узнавать и называть основные части растения (стебель и листья, поливать растение под руководством воспитателя; правильно держать лейку и лить воду аккуратно.

Оборудование и материалы; комнатные растения (бальзамин, герань, фикус, бегония,); картинки по временам года, модель времен года, муляжи овощей и фруктов; лейки, опрыскиватель для цветов, инструменты для рыхления земли. Поролоновые губки, фартуки, поделки из природного материала.

Центр изобразительного искусства

Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Благодаря материалу центра мы развиваем у детей внимание, любознательность, эмоциональный отклик на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности. Для совершенствования изобразительных умений и навыков мы предложили детям младшей группы самостирающиеся доски с палочкой для рисования, рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками используем гуашь с добавлением жидкого мыла. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами - забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.

Публикации по теме:

Реализация гендерного подхода в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды «Мальчики и девочки- два разных мира» Мальчишек и девчонок обязательно нужно воспитывать по-разному, Мальчикам нужно больше доверия, девочкам.

Игровая поддержка как условие организации предметно-пространственной развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС Интегративным результатом реализации ФГОС ДО является создание Предметно-пространственной развивающей среды, которая: рассматривается как.

Использование игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Слайд 1. Сегодня мы хотим вам предложить игровое оборудование для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ. Образовательная среда в детском саду предполагает.

Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе.Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе. «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Развитие интереса к творческим проявлениям детей в игре посредством организации развивающей предметно-пространственной среды В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Получения такого опыта расширяются.

Семинар «Инновационные подходы в организации Развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Семинар «Инновационные подходы в организации Развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Семинар на тему: «Инновационные подходы в организации РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ [/b] План семинара : 1. Введение.

Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в группе «Вместе с мамой»Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в группе «Вместе с мамой» ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Одним из аспектов.

Творчество педагогов при организации предметно-пространственной развивающей среды группы.Творчество педагогов при организации предметно-пространственной развивающей среды группы. “Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе
Опубликовано: 21 октября 2016 в 09:54
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Педагогическая гостиная для педагогов Центра помощи детям «Восхождение».
Уважаемые коллеги, приветствую вас на своей страничке и предлагаю вам конспект педагогической гостиной для молодых специалистов. Мы проводили такую...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Конструкт урока в 4 классе по английскому языку «Shopping for food»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Арамиль Конструкт урока по английскому языку в 4 классе по...
Фотоотчёт о занятии по лепке с детьми 5–6 лет на тему «Медведь»
Лепка является одним из самых любимых занятий детей. На тематической неделе «Дикие животные» предложила ребятам слепить бурого медведя. Сразу услышала от...
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...