Елена Фильченкова
Особенности организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Экспериментирование — один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё.
Публикация «Особенности организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Старший дошкольный возраст – это самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым, под его тактичным руководством.
Развитие экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
1. Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
• развитие у детей представления о химических свойствах веществ
(это выделение веществ из неоднородной смеси путём отстаивания, фильтрования);
Как вы думаете, что это значит, какие опыты подойдут к этому пункту?
Неоднородными называют такие смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы разных веществ, составляющих смесь.
1. Отстаивание.
Например: - железные опилки от древесных, можно отделить, если взболтать эту смесь с водой, а затем отстаивая. Железные опилки опускаются на дно сосуда, а древесные всплывают, и их вместе с водой можно слить.
- Если взболтать с водой глину с примесью песка, то песок оседает значительно быстрее.
- Смесь муки с водой, мука растворяется в воде, но вода становится мутной. После того, как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.
- Смесь растительного масла с водой, масло не растворяется в воде, оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.
Второй способ разделения смесей, это
2. Фильтрование.
Например: - смесь соли с уличным песком, взбалтывают в воде. Соль растворяется, а песок оседает. Чтобы ускорить отделение нерастворимых частиц из раствора, смесь фильтруют. Песок остается на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор соли проходит через фильтр.
- Растительное масло удаётся отфильтровать быстро, т. к. оно не растворяется в воде и на фильтре видны следы масла.
Следующий пункт в этой задаче, это
• развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, теплота, замерзание и таяние воды, испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция);
Например, - магниты, притягивают к себе некоторые предметы, это явление называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Не все материалы такие, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. У магнита два полюса (северный и южный, разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.
- Выявить причину возникновения звука мы можем при помощи линейки, проволоки. Если линейку положить на стол так, чтобы один её край свесился со стола, прижать с силой другой край, находящийся на столе, затем дёрнуть свисающий край, что мы услышим? (линейка издаёт бархатистый звук, дрожит). У свисающего края линейки можно менять длину, так мы услышим разный звук, то тонкий, то сердитый.
- С помощью своей силы мы можем заставить двигаться предметы, толкая их, например, неваляшка, машина, шарик. А если толкнуть слегка стул по полу или книгу на столе. Что произойдёт? (тяжело двигаются, т. к. когда мы их толкаем, предметы трутся друг о друга, возникает сила сопротивления, она называется «трение».
Со всеми этими и другими явлениями очень много опытов, они доступны и понятны детям старшего дошкольного возраста.
Далее,
• развитие представлений о свойствах воды, воздуха, песка, глины, камня. Здесь мы уточняем и расширяем знания детей.
- Вода – не имеет собственной формы, вода принимает форму того сосуда, в который она налита. Также вода – растворитель и замерзает при низкой температуре.
- Воздух – не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается.
- Песок - сыпучесть, липкость, способность пропускать воду, быстро сохнет, состоит из отдельных зернышек-песчинок, сухие песчинки легко двигаются, сдуваются.
- Глина – пластичная, не пропускает воду, вязкая, влажная, можно изменять ее форму, делить на части.
- Камень - сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части.
• развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объёма, массы, длины; о мерах измерения длины);
- Скажите, в какой области, кроме экологии, можно применить экспериментирование? (наблюдение и труд - наблюдение является составной частью любого эксперимента, т. к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов, а экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает; развитие речи - формулировании цели, словесный отчете об увиденном, умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как получение знаний способствует развитию речи; изо - чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет способность зарисовать увиденное; ФЭМП - возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры).
• познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра (развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях).
Опыты: «Как происходит извержение вулкана?», «Как появляются горы?», «Как образуются метеоритные кратеры?» и др. развивают у детей элементарные представления о Солнечной системе и космических явлениях.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль).
3. Развитие у детей умственных способностей :
* развитие мыслительных способностей : анализ, классификация, сравнение, обобщение;
* формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально – личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности. Элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.
А помогут нам, педагогам, научная литература и вот эти пособия по экспериментальной деятельности. Мы должны давать детям достоверную информацию и прежде чем проводить с детьми какое-либо научное открытие, мы должны глубоко знать тему исследования.
Организация экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста предполагает оборудование и оснащение уголка экспериментирования, в который включены перечень предметов и материалов:
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стёкла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль;
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объё ма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведёрки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, пёрышки, ракушки, шишки, орехи, веточки, мох. Семена фруктов и овощей и т. д. ;
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, ткани, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки и т. д.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди;
Разные виды бумаги: альбомная, тетрадная, калька, наждачная и др. ;
Красители: ягодный сироп, акварельные краски и др. безопасные красители;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шпицы (без игл,марля, мерные ложки, резиновые груши разного размера;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, растительное масло, мука, соль, сахар, поддоны, стеки, сито, таз, спичечные коробки, соломинки для коктейля;
Различное игровое оборудование и детская литература по темам опытов;
Клеёнчатые передники, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов, журнал исследований.
Работая в детской лаборатории, дети знакомятся с оборудованием и правилами безопасного поведения.
После проведения опытов у детей возникает множество вопросов. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет, от чего зависит цвет моря и др.
Педагоги не всегда торопятся с ответом, а способствуют тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, либо с помощи книги, либо могут спросить у родителей, а затем рассказать всем детям в группе.
И хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!