Лучший педагог года

«Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем»

Ольга Иванова
«Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем»

Задача воспитателя – наполнить жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.

Практика свидетельствует : традиционные формы деятельности не всегда обеспечивают активность каждого ребенка, не всегда вызывают интерес к изучаемому материалу и формируют познавательные мотивы. Поэтому мы стали использовать новые формы, максимально учитывающие возрастные особенности детей : игры – путешествия, «исследовательские лаборатории», проекты, коллекционирование. Исходили из того, что дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих способностей, неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Поэтому одна из важнейших задач воспитателя – формирование у детей творческого отношения к окружающему миру, а основные формы и методы организации образовательного процесса должны быть подчинены решению данной задачи.

Публикация «„Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем“» размещена в разделах

Предметно – развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудование по секторам (центрам развития) позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально – игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно – поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций, т. е. коллекционирование. При его рациональной организации у старших дошкольников интенсивно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, уточняются и обогащаются знания об окружающем мире.

Коллекционировать можно разные вещи; важно, чтобы они были понятны детям, близки их жизненному опыту, обогащали представление о мире. Мы собирали матрешек, спортивные значки, картинки с видами транспорта и растений нашей области, обертки от шоколада, фантики от конфет.

При организации предметно – развивающей среды необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек – как в труде, так и в игре. Например, мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – наборы для рукоделия. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и прочее, мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество так называемых «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек и т. п., которые творчески используются детьми для решения различных игровых проблем.

В нашей группе также имеются различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусы, а также материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер детей, атрибуты для игр в школу и т. п.

В группе имеются иллюстративные материалы краеведческого характера: «Город, в котором мы живем», «Каким был наш город в прошлом», «Наша река, лес, озеро».

Программа для старшего возраста предполагает насыщенное образовательное содержание, широкий круг представлений о разных видах производительного и обслуживающего труда взрослых, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых через рассказы, беседы, чтение детских книг. Для приобретения детьми системного характера представлений требуется достаточно развитое умение воспринимать трудовой процесс расчленено, поэтому важное значение в работе с детьми приобретает обучение умению строить наглядно – схематическую, а затем и мысленную модель трудового процесса.

В этих целых мы используем педагогическую технологию М. В. КРУЛЕХТ. Это разнообразные образовательные ситуации с моделью «Лесенка». В старшем возрасте модели трудового процесса могут быть вариативными. Так, для упражнения детей в установлении функциональных связей между компонентами с успехом используется модель, представляющая собой стержень с пятью вращающимися кубиками.

Каждый кубик обозначает компонент трудового процесса от целеполагания до получения результата труда. На гранях каждого кубика наклеены пять картинок о разных трудовых процессах, например, повара. Картинки на нижнем кубике могут изображать замысел повара приготовить салат, винегрет, испечь булочки, нажарить блины; Второй кубик имеет картинки с изображением наборов продуктов для данных блюд; третий – нужные наборы инструментов; четвертый – картинки, схематично обозначающие трудовые действия в их последовательности; пятый – готовые блюда.

Педагогический смысл различных дидактических игр с использованием данной модели состоит в том, чтобы ребенок рассказал о приготовлении того или иного блюда, поворачивая кубики так, чтобы картинки, соответствующие компонентам заданного трудового процесса, оказались с одной стороны.

Необходимыми в оборудовании старших и подготовительных групп являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно – развивающая, образовательная среда становится основной для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Публикации по теме:

«Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем» «Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем» Задача воспитателя – наполнить жизнь.

Формирование и развитие математических способностей в дошкольном возрастеФормирование и развитие математических способностей в дошкольном возрасте Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребенка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем»
Опубликовано: 17 февраля 2015 в 13:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД