Ольга Иванова
«Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем»
▼ Скачать + Заказать документы
Задача воспитателя – наполнить жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Практика свидетельствует : традиционные формы деятельности не всегда обеспечивают активность каждого ребенка, не всегда вызывают интерес к изучаемому материалу и формируют познавательные мотивы. Поэтому мы стали использовать новые формы, максимально учитывающие возрастные особенности детей : игры – путешествия, «исследовательские лаборатории», проекты, коллекционирование. Исходили из того, что дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих способностей, неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Поэтому одна из важнейших задач воспитателя – формирование у детей творческого отношения к окружающему миру, а основные формы и методы организации образовательного процесса должны быть подчинены решению данной задачи.
Публикация «„Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем“» размещена в разделах
Предметно – развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудование по секторам (центрам развития) позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально – игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно – поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций, т. е. коллекционирование. При его рациональной организации у старших дошкольников интенсивно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, уточняются и обогащаются знания об окружающем мире.
Коллекционировать можно разные вещи; важно, чтобы они были понятны детям, близки их жизненному опыту, обогащали представление о мире. Мы собирали матрешек, спортивные значки, картинки с видами транспорта и растений нашей области, обертки от шоколада, фантики от конфет.
При организации предметно – развивающей среды необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек – как в труде, так и в игре. Например, мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – наборы для рукоделия. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и прочее, мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество так называемых «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек и т. п., которые творчески используются детьми для решения различных игровых проблем.
В нашей группе также имеются различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусы, а также материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер детей, атрибуты для игр в школу и т. п.
В группе имеются иллюстративные материалы краеведческого характера: «Город, в котором мы живем», «Каким был наш город в прошлом», «Наша река, лес, озеро».
Программа для старшего возраста предполагает насыщенное образовательное содержание, широкий круг представлений о разных видах производительного и обслуживающего труда взрослых, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых через рассказы, беседы, чтение детских книг. Для приобретения детьми системного характера представлений требуется достаточно развитое умение воспринимать трудовой процесс расчленено, поэтому важное значение в работе с детьми приобретает обучение умению строить наглядно – схематическую, а затем и мысленную модель трудового процесса.
В этих целых мы используем педагогическую технологию М. В. КРУЛЕХТ. Это разнообразные образовательные ситуации с моделью «Лесенка». В старшем возрасте модели трудового процесса могут быть вариативными. Так, для упражнения детей в установлении функциональных связей между компонентами с успехом используется модель, представляющая собой стержень с пятью вращающимися кубиками.
Каждый кубик обозначает компонент трудового процесса от целеполагания до получения результата труда. На гранях каждого кубика наклеены пять картинок о разных трудовых процессах, например, повара. Картинки на нижнем кубике могут изображать замысел повара приготовить салат, винегрет, испечь булочки, нажарить блины; Второй кубик имеет картинки с изображением наборов продуктов для данных блюд; третий – нужные наборы инструментов; четвертый – картинки, схематично обозначающие трудовые действия в их последовательности; пятый – готовые блюда.
Педагогический смысл различных дидактических игр с использованием данной модели состоит в том, чтобы ребенок рассказал о приготовлении того или иного блюда, поворачивая кубики так, чтобы картинки, соответствующие компонентам заданного трудового процесса, оказались с одной стороны.
Необходимыми в оборудовании старших и подготовительных групп являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно – развивающая, образовательная среда становится основной для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.