Лучший педагог года

Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста

Умиджан Бижанова
Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста

«Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста»

Вопросы одаренности личности были актуальны во все времена, а в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Это диктуется потребностью общества в неординарной творческой личности.

Публикация «Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей особенно проявляется в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать основные правила общения с окружающими людьми.

Современные исследования показывают, что одаренные дети в детском саду – это отдельный пласт общества. Одаренные дети не понимают, почему им так трудно найти общий язык со сверстниками в разговорах или играх. Они ищут точки соприкосновения, стараются предложить детям свои правила игры, но они обычно не доступны для восприятия большинства. Таких детей не так много (один или два ребенка на всю группу). Как правило, одаренные дети быстро понимают собственное превосходство. Из-за этого они становятся или лидерами или отталкивают от себя всех окружающих, становясь изгоями.

Став лидером, ребенок ощущает свое превосходство перед остальными и старается утвердиться среди других детей, и подчинить их своему влиянию. Иногда по этой причине группа детей напоминает отдельное сообщество. В некоторых случаях ребенок вступает в партнерство с воспитателем. Например, умея отлично разговаривать, он может подсказать педагогу, что именно желает малыш.

Также встречаются случаи, когда родители, отлично понимая уникальные способности своего ребенка, воспитывают его в неправильном направлении. Они постоянно говорят ему об исключительности его знаний и умений, ставя его выше всех остальных детей. Любой психолог назовет такое воспитание неправильным. Ребенок должен в первую очередь стать частью общества, а уже после этого сможет раскрыть себя.

Из-за такого воспитания некоторые одаренные дети в детском саду ведут себя ужасно. Они обособляются ото всех и всегда стараются поступать по собственному желанию. В группе таких детей можно видеть играющими отдельно и, не интересующимися поведением окружающих.

Одаренные дети часто предпочитают дружбу с взрослыми. Здесь уместно вспомнить одну историю. Американский талантливый 4-летний мальчик в ответ на вопрос психолога о том, кто его лучшие друзья, назвал несколько взрослых мужчин – друзей своего отца. Перевод ребенка в школу для одаренных детей при нью-йоркском колледже Хантера принес желаемые перемены: он смог учиться и играть с детьми аналогичных способностей.

Вынужденные заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься.

Чтобы этого в детском саду не произошло, работу с одаренными детьми нужно строить с учетом их индивидуальных особенностей.

На НОД необходимо достигать большей мыслительной логической деятельности; решать задачи, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений; развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности. НОД должны содержать индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.

При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Детям нужно предлагать задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Наиболее существенным фактором успешности работы педагога является глобальная личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детей должно отвечать следующим характеристикам:

• он разрабатывает гибкие, индивидуальные программы;

• создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в коллективе;

• предоставляет детям обратную связь;

• использует различные стратегии обучения;

способствует формированию положительной самооценки ребенка;

• уважает его ценности;

• поощряет творчество и работу воображения;

• стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

• проявляет уважение и индивидуальность ребенка.

Педагог, работающий с одаренными детьми, меньше говорит, меньше дает информации, устраивает демонстрации и реже решает задачи за детей.

Педагог, работающий с одаренными детьми, меньше говорит, меньше дает информации, устраивает демонстрации и реже решает задачи за детей. Вместо того чтобы самому отвечать на вопросы, он предоставляет это детям. Он больше спрашивает и меньше объясняет.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Одаренным детям больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Педагог провоцирует детей выходить за пределы первоначальных ответов и гораздо чаще пытается понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке.

В заключение необходимо помнить, что работа педагога с одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного характера, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями таких детей. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Публикации по теме:

Особенности мышления у детей дошкольного возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Особенности сенсорного воспитания детей младшего возраста В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Программой воспитания в дошкольном.

Консультация для родителей «Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование.

Организация работы по выявлению одаренных детей дошкольного возраста в ДОУ «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и.

Особенности деятельности педагога ДОУ в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Особенности деятельности педагога ДОУ в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста При планомерном ознакомлении.

Особенности развития и воспитания детей 2–3 лет В возрасте 2-3 лет начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому.

Особенности воображения у детей дошкольного возраста За последние десятилетия произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. От признания знаний,.

Особенности воспитания детей раннего возраста Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое-временно начатое и правильно.

Особенности воспитания детей с ОВЗ в семье Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на индивидуализацию образования, личностно-ориентированное.

Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста Бочкарева Дарья Олеговна Русакова Ольга Александровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 14:52
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД