Папки-передвижки

Экологический проект «Осторожно, первоцвет!»

Ольга Шадрина
Экологический проект «Осторожно, первоцвет!»

«Чтобы жить, нужны солнце,

свобода и маленький цветок!»

Г. Х. Андерсен

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта

Познавательно - информационный

По составу участников

групповой

Состав участников

Воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, библиотека

По срокам реализации

Краткосрочный с 11апреля 2014 года по 18 апреля 2014 года

Планируемые результаты проектной деятельности

Публикация «Экологический проект „Осторожно, первоцвет!“» размещена в разделах

Формирование представлений у детей о том, какие растения относятся к первоцветам, где они растут в нашей местности, какие из них занесены в Красную книгу. Формирование начал экологической культуры у дошкольников.

Актуальность

Экологическое воспитание является актуальным в течение многих десятилетий. Государство в интересах настоящих и будущих поколений принимает необходимые меры для охраны окружающей среды. В настоящее время все более необходимым становится формирование у дошкольников экологически ориентированного мировосприятия, гуманного отношения к природе. Проект направлен на сохранение первоцветов, произрастающих на территории Сыктывдинского района. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу Российской федерации. Первоцветы в наших лесах образуют красочные ковры, которые люди постепенно уничтожают. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.

Актуальность проекта

19 апреля отмечается Всемирный День подснежника.

Впервые его начали отмечать в Англии. В нашей стране под названием «подснежник» скрывается множество первоцветов. Не успеет северная земля после долгой зимы полностью освободиться от снега, как на проталинках уже появляются раннецветущие растения – первоцветы, или эфемероиды. К свету тянутся первые весенние растения: белые, желтые, розовые, голубые. Это первоцветы – удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли. У этих растений в ходе эволюции вырабатывались важные приспособления для ранневесеннего цветения. Они отличаются необычной торопливостью - появляются на свет тотчас после схода снега и быстро развиваются, несмотря на весеннюю прохладу. Через неделю – другую они уже цветут, а еще через две – три недели у них появляются плоды с семенами. Сами растения при этом желтеют, полегают на землю, их надземная часть высыхает. А в земле остаются живые подземные органы – корни, луковицы, корневища.

Среди первоцветов встречаются растения как обычные для наших мест, например, мать-и-мачеха так и редкие, занесённые в Красные книги Республики Коми и Российской Федерации.

И, к большому сожалению, первоцветы становятся всё более редкими. Причина – как сборы в букеты, так и уничтожение естественных мест произрастания. Весной первым неярким и неброским цветам рады не только насекомые, но и люди, которые стараются принести первые цветы домой и обрывают хрупкие и нежные цветы. Территория, заселяемая и застраиваемая людьми все более расширяется. В связи с большой автомобилизацией населения, уже меньше остается таких лесных массивов, где не ступала нога человека.

Конечно, растительный мир нашей родины богат и разнообразен, но было бы непростительной ошибкой полагать, что кладовая природы неисчерпаема. Когда-то первоцветы встречались во многих районах лесной зоны Сыктывдинского района. Теперь же многие их виды находятся под угрозой исчезновения. Сохранить раноцветущие дикорастущие растения природной флоры – весьма сложная задача. И причин тому несколько – во-первых, это экологическая неграмотность населения, не все знают, что первоцветы практически все занесены в Красную книгу, во-вторых, это безразличие к этой проблеме граждан. Разрабатывая свой проект, считаем, что главной целью является повышение экологической культуры детей, родителей и педагогов, а также населения.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать.

Представления, полученные детьми в рамках экологического проекта, позволят развить у них бережное отношение не только к первоцветам, но и к окружающей среде.

Инновационный потенциал проекта

Цель проекта: дать представления о традиционных и исчезающих раноцветущих видах природной флоры Сыктывдинского района.

Задачи проекта:

1. Образовательные:

• Формирование бережного отношения к дикорастущим растениям и навыков природоохранной работы;

• Объяснить причины исчезновения первоцветов;

• Научить бережному отношению к природе.

2. Развивающие:

• Развитие интереса к проблеме бережного отношения к первоцветам;

• Формирование навыков поисковой деятельности.

3. Воспитательные:

• Воспитание любви к природе родного края;

• Становление начал экологической культуры.

Принципы:

• развивающий характер обучения, основанный на детской активности в познании, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).

• Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

• Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.

• Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Социальная значимость проекта

В настоящее время многие экологические традиции утратили свое первоначальное значение в жизни людей, но остаются важнейшим фактором формирования сознания и норм поведения, воспитания личности. Это позволяет говорить о необходимости их изучения, пропаганды, учета в образовательном процессе детского сада.

Специальное внимание уделяется на разработку и внедрение методик формирования бережного и ответственного отношения детей дошкольного возраста к объектам живой природы, специальной подготовке педагогов в этой области, систематической работе с родителями.

Решение задач данного проекта направлено на:

• привлечение внимания к проблемам сохранения окружающей природы, активизация действий по их решению;

• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия

взрослых (родителей (законных представителей, педагогов, библиотекаря) и детей;

• формирование позитивного отношения к природе;

• демонстрация социальной ответственности;

• укрепление связей с социально значимыми институтами (библиотека, родители);

• формирование новых типов общественных отношений;

• изменение поведенческой модели.

План реализации проекта.

организационный этап

Выявление представлений детей о первоцветах, их отличиях от других растений.

Подбор литературы о первоцветах, стихотворений, игр, презентаций. Разработка занятий. Разработка плана реализации проекта. Разработка совместного плана деятельности с Библиотекой Информация родителей о цели, задачах и предстоящей деятельности по проекту.

Практический этап

Проведение работы по формированию у детей представлений о первоцветах, используя различные виды детской деятельности.

Оснащение предметно-развивающей среды (оформление в соответствии с темой) Совместная деятельность родителей с детьми в творческой продуктивной, исследовательской деятельности.

Заключительный этап

Презентация результатов совместной деятельности.

Ожидаемые результаты

Для детей: у детей сформированы представления о первоцветах, их особенностях роста и развития; об использовании образа первоцветов в творчестве художниками, поэтами, композиторами; дети понимают причины исчезновения первоцветов; у детей начинают формироваться навыки природоохранной работы, бережного отношения к окружающей среде и дикорастущим растениям; продолжают формироваться навыки поисковой деятельности; формируются начала экологической культуры.

Для воспитателей: создание условий для развития детей, формирования начал их экологической культуры, которые помогут им гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный природой. Формирование бережного отношения к окружающей среде и дикорастущим травам.

Для родителей: формирование навыков совместной с детьми поисковой деятельности. Проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности, становление начал экологической культуры в семье.

Содержание работы над реализацией проекта.

Работа с детьми:

1.1. Образовательные ситуации: в каждой образовательной ситуации используется информационно — коммуникативная технология в виде презентаций и музыкальное сопровождение.

Речевое развитие «В поисках первоцветов»

Познавательное развитие «Сбережем первоцветы», «Первоцветы», «Красная Книга - что это такое?»

Познавательное развитие «В гостях у Старика-Годовика»

1.2. Ситуации общения с рассматриванием фото растений, репродукций картин с изображением первоцветов.

«Первоцветы Сыктывдинского района»,

«Какие растения называются подснежниками?»,

«Ландыши, медуница, подснежники - какими их видят художники, композиторы?»,

«Почему растения попадают в Красную Книгу?»

«Как мы можем помочь растениям?».

1.2. Настольно - дидактические игры:

Лото «Первоцветы»

«Четвертый лишний»

«Разрезные картинки»

«Пазлы»

1.3. Разгадывание кроссворда «Первоцветы»

1.4. Упражнение «Собери название растения из слогов»

1.5. Восприятие художественной литературы

Г. Х. Андерсен «Подснежник» (сказка)

Белозеров Т. «Подснежники»

Кудрявская Л. «Подснежник»

Петровская М. «Подснежник»

Титус Штирбу «Письмо подснежников»

Ладонщиков Г. «Три богатыря»

Дунина Л. «Мать-и-мачеха»

Джулия Рум «Мать-и-мачеха»

Соболева Н. «Одуванчик»

Марсель Галина «Сон-Трава»

Золотницкий Н. Ф. «Цветы в легендах и преданиях»

Рой Маккалистер «Все о растениях в легендах и мифах»

А. Плещеев «Месяц март»

Е. Баратынский «Весна»

1.6. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства:

Бузин И. «Медуница»

Сыров В. «Ландыши и одуванчик»

Еськов П. «Мать-и-мачеха»

Марченко Н. «Сон-трава»

Тосов В. «Подснежники»

Лупич О. «Подснежники»

Каминская М. «Одуванчики»

1.7. Прослушивание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Подснежники»

А. Гречанинов «Первоцветы»

Григ «Утро»

1.8. Продуктивная деятельность

Рисование «Сохраним красоту первоцветов»

Аппликация «Первоцветы. Подснежники»

Квиллинг «Цветет Мать-и-мачеха»

Изготовление листовок «Берегите цветы»

Изготовление плаката для выставки в библиотеке к Дню Подснежника, 19 апреля.

Изготовление Красной Книги первоцветов Сыктывдинского района.

Изготовление леп-бука «Первоцветы»

Досуговые мероприятия

Конкурс чтецов «Наши первые вестники весны»

Работа с родителями:

1. Участие в сборе информации о первоцветах, их лекарственных свойствах.

2. Консультирование родителей.

3. Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставки о первоцветах.

4. Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов о первоцветах.

5. Выставка картин художников.

6. Совместное творчество с детьми по изготовлению мини-стенгазет о первоцветах, занесенных в Красную книгу.

7. Просмотр итоговой презентации.

Работа с педагогами:

1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по названной теме.

2. Педагогическое наблюдение, беседа.

3. Циклы образовательных ситуаций, наблюдений в природе.

4. Организация слушания музыкальных произведений.

5. Организация выставки продуктов детского творчества.

6. Организация выставки книг, посвященных растениям.

7. Оформление уголка для родителей, выпуск буклетов:

«Подснежник»

«Одуванчик»

«Мать-и-мачеха»

«Сон-трава»

«Ландыш»

«Гусинный лук»

«Хохлатка»

8. Проведение консультации «Ковер из лесных первоцветов»

9. Проведение вечера литературного чтения, совместно с библиотекой Дома Культуры.

10. Организация выставки произведений изобразительного искусства, посвященных первоцветам.

Условия реализации проекта

При ее организации работы над проектом требуется создать необходимые условия, поэтому началом реализации проекта стало построение экологически развивающей среды в детском саду.

Организация предметно-развивающей среды:

В группе были оборудованы уголки:

- в центре речевого развития имеются яркие энциклопедии, альбомы с изображением первоцветов;

- для развития игровой деятельности были изготовлены и приобретены дидактические игры, создана картотека игр о цветах.

В группе создана обстановка для развития творческих способностей, где дети могут свободно подойти к центру творческой и продуктивной деятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.

Кроме того, эти знания о первоцветах закреплялись на протяжении других режимных моментов, таких, как прогулки, экскурсии.

На участке детского сада весной появляются полянки с цветами мать и мачеха. Цветущие растения развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение. Главная особенность природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего, длительные наблюдения за растениями. Наблюдая за цветами, дети задавали вопросы и все вместе мы находили ответы на них.

Таким образом, для реализации проекта были созданы условия для ознакомления детей с первоцветами, организован непрерывный систематический педагогический процесс. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически получать знания не только о первоцветах, но и формирует экологические представления в целом.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Срывая растения ради красивых цветов, мы лишаем их будущих плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а оставаясь в природе, они ещё долго могли бы радовать людей! Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, хищных насекомых, охрана птиц. Именно этим проблемам будут посвящены наши дальнейшие изучения, проекты.

Литература:

1. Золотницкий Н. Ф. «Цветы в легендах и преданиях»

2. Рой Маккалистер «Все о растениях в легендах и мифах»

3. Презентации- игры

http://bebygarden.ru/interaktivnaya-didakticheskaya-igra-pervotsvetyi/

http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1714817#

http://eor-np.ru/taxonomy/term/571

4. Легенды о цветах http://www.calend.ru/holidays/0/0/3065/

5. Стихи о первоцветах http://bibliopskov.ru/19april.htm, http://neposedu.ru/beregite_prirodu/

6. Красная книга Республики Коми

Публикации по теме:

Интегрированная НОД (физическое развитие, познавательное развитие) «В поисках острова сокровищ» Программное содержание:. Цель: расширение и закрепление знаний детей о птицах, развитие ловкости, координации движений при выполнении.

Комплексная ООД «Игровые планеты» для старшего дошкольного возраста (ОО «Физическое развитие», «Познавательное развитие») Цель: Развитие творческого двигательного и интеллектуального потенциала каждого ребенка, посредством ППРС ДОУ. Задачи: 1. Развивать творческую.

Краткосрочный проект в рамках образовательной области «Познавательное развитие» «Огород на подоконнике»Краткосрочный проект в рамках образовательной области «Познавательное развитие» «Огород на подоконнике» МБДОУ «Детский сад №129» Краткосрочный проект в рамках образовательной области «Познавательное развитие» «Огород на подоконнике» Воспитатель:.

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Познавательное развитие» «Осторожно-лед» Цель: формирование знаний детей о правилах поведения на улице Задачи: Обучающие: 1. Формировать знания детей о правилах поведения на улице.

НОД по ОО «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Матрешка»  (вторая младшая группа) Цели: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями, дать представление о том из чего сделана.

НОД в старшей группе «Город в котором я живу. Серпухов» О. О. Познавательное развитие, Речевое развитие Тема: «Город, в котором я живу» Программные задачи: Речевое развитие: Развивать умение связно выстраивать свое высказывание, побуждать использовать.

Педагогический проект «Познавательное развитие детей 4–5 лет в процессе игры «Зимующие птицы» Проблемное поле проекта: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о птицах, остающихся зимовать в.

Педагогический проект «Познавательное развитие дошкольников на основе приобщения к миру природы» «Природа вокруг нас» тема «Зимующие птицы» (старшая группа) номинация «Познавательное развитие дошкольников на основе приобщения к миру.

Проект «Человек и лето» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» для детей 3–4 лет Вид проекта : творческо- поисково - информационный Участники : групповой Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: воспитатели,.

Проект «Природа проснулась от зимнего сна» по образовательной области «Познавательное развитие» Актуальность: Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Осторожно, первоцвет!»
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 22:50
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД