Тамара Рычкова
Освоение соотносящих действий посредством дидактической игрушки
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение соотносящих действий посредством дидактической игрушки
В раннем возрасте происходит бурное развитие движений ребенка, овладение многими новыми действиями, зарождение и совершенствование новых видов деятельности.
Дети раннего возраста познают окружающий мир в основном руками, в этом возрасте возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
Публикация «Освоение соотносящих действий посредством дидактической игрушки» размещена в разделах
Предметная деятельность имеет ведущее значение для развития ребенка второго года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.
Наиболее важно для психического развития овладение действиями с теми предметами, способ употребления которых достаточно однозначен. [Мойсенюк, Г. О. Педагогика - Киев, 2001, с. 289]
Из числа действий, которыми овладевает ребенок в раннем детстве, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения. [Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности - Дошкольное воспитание. - 2005. - №4, с. 86]
В связи с овладением предметной деятельностью, особенно соотносящими действиями, при выполнении которых ребенок вынужден ориентироваться на разные свойства объектов - величину, форму, цвет и приводить их в соответствие по заданному признаку, создаются благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка: он приучается быть внимательным, целенаправленно рассматривать предметы, воспринимать. Происходит переход к более полному и всестороннему восприятию.
Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного (психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) характера. Начинается развитие перцептивных действий.
Очевидно, что для такой деятельности необходима насыщенная предметно-развивающая среда, нужны специальные игрушки.
Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы.
К этому типу относятся игрушки, сами подсказывающие способ игры.
Это: пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу
вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания
матрёшки 3-4-местные
«коробки форм», игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений
столики с отверстиями, колышки, молоточки, грибочки для втыкания
крупные мозаики, конструкторы
кубики крупные пластмассовые и деревянные
шнурок и бусины для нанизывания
предметы для вкручивания, соотнесения
желобок и шарик для скатывания
Действуя с этими игрушками, дети учатся соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, цвету, положению в пространстве. У них формируется восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
Большое значение имеет оценка воспитателя попыток ребенка выполнить действие : эмоциональная поддержка, одобрение, похвала. Д. Б. Эльконин утверждает, «смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, - взрослый и совместная деятельность с ним».
Каждый положительный результат, любое, даже маленькое достижение ребёнка, должно поощряться педагогом, чтобы сформировать в нём уверенность в своих возможностях.