Получи документы

Первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству «От Фребеля до робота»

татьяна киселева
Первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству «От Фребеля до робота»

«От Фребеля до робота» - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству.

К. А Устьянцева

Воспитатель, МБДОУ «ДС № 404 г. Челябинска»

г. Челябинск

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

Публикация «Первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству „От Фребеля до робота“» размещена в разделах

В связи с введением ФГОС ДО особое внимание уделяется созданию условий для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Обновление содержания образования требует от нас, педагогов, поиска методов, приемов, эффективных педагогических технологий, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому мы, педагоги, должны четко знать: как гарантировать достижение результатов воспитания, обучения; как повысить эффективность образовательного процесса.

Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны быть, эффективными, поэтому педагоги, стремящиеся повысить качество обучения и воспитания, все настойчивее говорят об использовании в педагогическом процессе эффективных образовательных технологий.

В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из наиболее эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста является детское техническое творчество.

Техническое творчество – вид деятельности воспитанников, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной новизны. В процессе технического творчества новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей.

При изучении различных определений технического творчества наиболее удачным, на мой взгляд, является следующее: техническое творчество - это такая техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладающий пользой и объективной или субъективной новизной.

Техническое творчество развивает интерес не только к технике, но и явлениям природы, и способствует формированию мотивов к получению новых знаний и выбору профессии, развитию творческих способностей.

По мнению Елены Викторовны Карповой, кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой дошкольного образования СИПКРО и один из авторов «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров», наиболее успешным инженером становится тот, чья первая встреча с миром конструирования и программирования состоялась в школе, а еще лучше – в садике. Почему? Да потому что именно в дошкольном возрасте закладываются личностные качества, которые помогут ребенку быть успешным в профессиональной деятельности. Хорошая память, аналитические способности, умение взаимодействовать и работать в команде, лидерские черты характера, аккуратность (вплоть до педантичности, ответственность, инициативность, усидчивость, творчество. Это как раз и есть те качества, о которых говорится во ФГОС как о целевых ориентирах дошкольного образования.

– Программа «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» – уникальный методический продукт по развитию технического творчества в дошкольном образовании, – поясняет Елена Викторовна. – Даже если ребенок не станет инженером (мы прекрасно понимаем, что не все прошедшие обучение выберут техническую профессию, да и не это главное). Основная наша цель – дать детям возможность интересно прожить дошкольный период, получить актуальные знания об объектах, которые их окружают, о производственных процессах и существующих профессиях. Все это не только с учетом возрастных особенностей детей, но и опираясь на отечественные методики развития.

Эта образовательная технология особенно актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, так как:

- позволяет осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);

- позволяет педагогу объединять игру детей с познавательско-исследовательской и экспериментальной деятельностью;

- помогает формировать познавательные действия, закрепляет становление сознания;

- развивает воображение и творческую активность ребенка;

- формирует умение работать в коллективе сверстников.

Работа по конструированию и исследование созданной модели, а также тесное общение в процессе игры способствуют всестороннему развитию личности воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей дает возможность дошкольникам овладеть новыми навыками, знаниями, умениями и расширить круг их интересов.

В МБДОУ «Детский сад № 404 г. Челябинска» взяла свое начало реализация программы «От Фребеля до робота : растим будущих инженеров». Программа реализует уникальную модель технического образования детей. От игрового набора «Дары Фрёбеля» через различные конструкторы (Полидрон «Гигант», «Robokids», «Каркасы», «Малыш», «Проектирование», магнитный конструктор) и робототехнику закладываются предпосылки занятия техническим творчеством в школьном возрасте. Ребенок получает представление о том, что профессия «инженер» не ограничивается промышленным производством. Это еще инженер-горняк, материаловед-биотехнолог, инженер-акустик, инженер-композитчик, инженер по 3D печати, и т. д.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Важной особенностью детского технического творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Техническое творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Список использованной литературы:

«Робототехника для детей и родителей» С. А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.

Парциальная программа «От Фребеля до робота растим будущих инженеров»

Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва. : МГИУ, 1998г.

Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С. -П., «НАУКА», 2011.

Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 230-232.

Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М. : Мозаика- Синтез, 2006-2010.

Публикации по теме:

«Первый снег!» Стихотворение для дошкольников Самым главным сюрпризом зимы является, конечно, снег. Душа замирает от белого великолепия, когда видишь первый снег. В воздухе пахнет морозцем,.

Дары Фребеля — использование сегодняДары Фребеля — использование сегодня Уважаемые коллеги, если помните свои студенческие годы, то наверняка, когда изучали основы педагогики и дидактики, безусловно, с особым.

Фотоотчет «Дары Фребеля в работе со студентами педколледжа»Фотоотчет «Дары Фребеля в работе со студентами педколледжа» В Федеральной программе развития российского образования говорится: «Надо готовить специалистов, умеющих работать с процессами образования.

Фотоотчёт об участии в выставке-конкурсе по начальному техническому моделированию «Первые ступени творчества»Фотоотчёт об участии в выставке-конкурсе по начальному техническому моделированию «Первые ступени творчества» С целью воспитания эстетического вкуса и развития творческих способностей детей в районе ежегодно проводится выставка-конкурс по начальному.

Конспект интегрированного игры-занятия по техническому конструированию «Весёлая карусель» в младшей группеКонспект интегрированного игры-занятия по техническому конструированию «Весёлая карусель» в младшей группе Воспитатель: Васёва Марина Анатольевна Тема: Весёлая карусель Возрастная группа: младшая 3-4 года Форма НОД: интегрированное игра - занятие:.

Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Здоровье – одна из главных.

Конспект учебного занятия по техническому конструированию «Построим домик Карлсону»Конспект учебного занятия по техническому конструированию «Построим домик Карлсону» «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже Актуальность. Сегодня обществу необходимы.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Сценарий выпускного для дошкольников «Мы сегодня провожаем в первый класс своих друзей!»Сценарий выпускного для дошкольников «Мы сегодня провожаем в первый класс своих друзей!» В зал, украшенный разноцветными гелиевыми шарами, под музыку входят дети, которые остаются в детском саду, встают на полукруг и присаживаются.

Внедрение образовательной программы в ДОУ «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»Внедрение образовательной программы в ДОУ «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» В программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» предлагается технология образовательной деятельности с детьми, предусматривающая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству «От Фребеля до робота»
Опубликовано: 20 мая 2022 в 09:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД