Татьяна Нужная
«От игры — к быстрому чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки читательского мастерства, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чтение-это не только интересное времяпровождение, но и база для получения знаний, важнейший инструмент успешного образования. Оно теснейшим образом связано с мышлением. Исследования последних лет показывают, что достаточно большое количество детей читают медленнее, чем предусмотрено школьной программой, допускают ошибки, путают, пропускают, переставляют буквы. Именно неумение быстро и правильно читать обуславливает стойкую неуспеваемость в начальной школе и значительные трудности в старших классах. Слабо читающие ученики практически не могут самостоятельно справиться с выполнением домашних заданий. Очень часто такие нарушения накладывают негативный отпечаток на характер детей, приводят к низкой самооценке.
Публикация «„От игры — к быстрому чтению“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Работа по обучению детей чтению начинается уже в детском саду и на занятиях по подготовке к школе. Там дети учатся слышать и различать звуки, развивают навыки звукового анализа и синтеза, запоминают образы букв, учатся сливать буквы в слоги. В это время важно отработать качество чтения, работа же над скоростью становится актуальной в начальной школе, когда у ребенка отлажен навык плавного послогового чтения и начинается переход к чтению целыми словами.
Конечно мы - взрослые, рассчитываем на школу, и, тем не менее, первый и главный учитель ребенка - его семья. Именно она должна быть готова, помочь освоить навык чтения, сделать этот процесс удовольствием.
Хочется предложить Вам некоторые приемы Вам приемы работы, которые вы можете использовать, занимаясь с ребенком в свободное время дома и которые помогут вашему ребенку научиться читать быстро.
Один из первых видов работы - это сопряженное чтение. Взрослый начинает читать вместе с ребенком. Его голос как- бы ведет голос ребенка, добиваясь единого темпа. С психологической точки зрения такие чтения очень полезны : ребенок, сидя рядом, ощущает ваше тепло и чувствует вашу поддержку - это очень полезно для укрепления эмоционального контакта. Постепенно голос взрослого затихает, а ребенок продолжает читать. Взрослый имеет возможность помочь ребенку в трудную минуту (если детский голос прервался - вы готовы включиться и помочь прочитать нужное слово).
Часто причиной нежелания читать становится быстрая утомляемость малышей. Тогда можно предложить читать по очереди: по предложению, по абзацу, по ролям.
Если ребенок при чтении иногда забывает или долго припоминает буквы, можно предложить следующий прием. Выберите предложение, и, двигаясь от его конца, в обратном порядке попросите ребенка перечислить все буквы. Дойдя до начала предложения, вспомнив буквы, предложите это предложение прочитать. Для закрепления пусть он обводит или подчеркивает, а далее называет те буквы, которые он иногда забывает.
При переходе от послогового чтения к чтению целыми словами можно попробовать следующую игру: ребенок читает первое слово предложения, затем первое и второе, далее первое, второе и третье и так до конца. Получается, что повторяемые слова ребенок запоминает и читает целым словом, а последнее новое слово - по слогам. В дальнейшем и оно запомнится и будет прочитано глобально.
Попробуйте совместить чтение с играми на внимание. Например, предложите ребенку читать предложения про себя, а слова, которые начинаются с гласной - вслух.
Важнейшая составляющая детских игр - соревновательность. Хороший эффект дают занятия с секундомером. Ребенок может соревноваться со взрослым или с самим собой. Выберите абзац текста. Попросите ребенка прочитать его медленно и спокойно. Запишите затраченное время, предложите прочитать речевой отрывок еще раз. Замерьте время еще раз. Скорее всего, на чтение будет затрачено на несколько секунд меньше. В третий раз ребенок прочитает еще быстрее. Очень важно, чтобы ребенок видел, как уменьшается цифра, фиксирующая затрачиваемое на чтение время. Поработайте так же с другими отрывками текста. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции, а всё, что отрабатывается на эмоциональном подъёме, усваивается гораздо быстрее.
Обратная работа - предложите ребенку начать чтение. Через одну или две минуты скажите «стоп» и попросите ребенка зафиксировать место, где он остановился. Начните читать тот же отрывок. И снова через то же время отметьте место остановки. Скорее всего, ребенок продвинется на 1, 2 или несколько слов. В третий раз за тот же отрезок времени ребенок прочитает еще больше слов. Более 3-х раз читать речевой отрывок не рекомендуется. Важно, чтобы ребенок видел свои продвижения. Если занятия с секундомером сделать регулярными, в школе ребенок будет реагировать на него при замерах техники чтения уже не так тревожно, а скорость чтения повысится.
Работа с чистоговорками и скороговорками - очень важный блок работы над чтением. Часто скорость чтения страдает оттого, что ребенок не может быстро произносить сочетания звуков, имея плохую переключаемость языка. Поэтому очень полезной является отработка слогов со стечениями согласных как в устной речи, так и при чтении, а так же работа с чистоговорками и скороговорками. Выберите несколько чистоговорок, сложных по произнесению. Чтобы повторить их без ошибок, ребенок вынужден опираться глазами на текст. Сначала читает мама, в это время ребенок следит глазами за предложением, затем может прочитать старшая сестра, ребенок еще раз прочитывает глазами. Последним читает ребенок. После этого устраивается соревнование на лучшее произнесение скороговорки.
Многие педагоги успешно используют на своих уроках гимнастику для глаз. Быстрые движения глазных яблок влево-вправо, вверх-вниз, по диагонали- это не только возможность ребенка быстро двигаться глазами по строке, но и укрепление глазных мышц,хорошая профилактика нарушений зрения.
Начиная работу с ребенком, важно помнить, что любой навык развивается тем лучше, чем чаще занятия. Попробуйте представить спортсмена, который, готовясь к соревнованиям, начинает пропускать тренировки. Это сразу сказывается на результате. Регулярность занятий – один из главных залогов успеха. Для младшего школьника важна не длительность, а частота тренировок. Поэтому, если мы хотим помочь нашим детям довести навык чтения до автоматизма, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие упражнения в чтении!
Пусть каждый день вашей семьи заканчивается спокойным, неторопливым чтением выбранной вместе книги. Замечательно, если чтение завершится на каком-то захватывающем эпизоде, чтобы возникло желание вернуться к книге вновь.
Успехов Вам, взаимопонимания и удовольствия от времени, проведенного с детьми!