Приложение МААМ

Отличительные особенности методики проведения образовательной деятельности на воздухе и предлагаемые формы организации (2 фото)

Светлана Брюшинкина
Отличительные особенности методики проведения образовательной деятельности на воздухе и предлагаемые формы организации
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЗДУХЕ

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Золотая рыбка» г. Ноябрьск

Брюшинкина Светлана Викторовна

Отличительные особенности методики проведения образовательной деятельности на воздухе и предлагаемые формы организации

Образовательная деятельность (ОД) является основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большое значение выносливости в повышении функциональных возможностей организма, ее воспитанию уделяется основное внимание в процессе проведения ОД на воздухе.

Публикация «Отличительные особенности методики проведения образовательной деятельности на воздухе и предлагаемые формы организации» размещена в разделах

Проведение такой деятельности в спортивной форме при достаточной двигательной активности детей обеспечивают хороший закаливающий эффект. Для более успешного осуществления программы желательно уже в летний период начать подготовительную работу в этом направлении. Практика работы дошкольных учреждений убеждает, что для результативного проведения ОД на воздухе необходимы хорошо продуманная система подготовки воспитателей, детей, родителей и активная, вдумчиво работа воспитателей в тесном контакте с врачом, медицинской сестрой и семьей.

К концу года у воспитанников отмечаются лучшие результаты по ряду показателей, характеризующих состояние здоровья, физической подготовленности и работоспособности, чем у детей занимающихся в зале. У таких детей индекс здоровья повышается в 2 раза.

Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах — традиционные ОД, ОД на основе игр, эстафет, игровых упражнений, ОД на основе спортивных игр спортивных упражнений.

Рассмотрим методику проведения образовательной деятельности предложенную Владимиром Георгиевичем Фроловым и Галиной Павловной Юрко. Они разработали круглогодичную систему физкультуры на воздухе 2 раза в неделю.

Особенность такой структуры ОД в том, что они предлагают чередовать оздоровительный бег, ходьбу и дыхательные упражнения на протяжении всей образовательной деятельности с упражнениями.

Такая физкультура на воздухе проводится при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря использованию фронтального и группового методов организации детей при выполнении основных движений, подбору игр и эстафет.

Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всей ОД способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

До начала ОД и в процессе выполнения упражнений дети должны получать сведения о частях тела, направлениях движения, и представление о правильной осанке. Они должны знать о пользе физкультуры на воздухе, значении и технике физических упражнений, о правилах подвижных игр, о нормах личной и общественной гигиены и др.

Продолжительность ОД на воздухе соответствует программным рекомендациям.

Структура ОД традиционна: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть традиционна. Особенность в том, что в холодный период года построение на площадке не проводится и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. Затем идут различные виды бега, ходьбы и перестроение для ОРУ

Основная часть состоит из

Общеразвивающих упражнений

Бега со средней скоростью от 40 сек до 2 мин., ходьба

Перестроения для выполнения ОВД

Упражнений в новом ОВД

Бега со средней скоростью

Упражнения в знакомом ОВД

Медленного бега

Подвижной игры или игры-эстафеты

В заключительной части проводится медленный бег. Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6—8 дыхательных упражнений. На этом ОД заканчивается.

Упражнения в основных видах движений

При выполнении упражнений необходимо стремиться к тому, чтобы дети меньше стояли и повторяли движение большее число раз, улучшая его качество. Этому способствует хороший показ, четкий рассказ, поощрение самостоятельности детей, их эмоциональный настрой.

Проведение упражнений в зимний период имеет свои особенности. При обучении метанию на дальность и в цель как можно больше следует использовать снежки, прессованные кусочки снега (снежки заготавливают сами дети на прогулке накануне ОД).

При выполнении прыжков в длину и высоту с разбега дети приземляются на твердый грунт или уплотненный снег спортивной площадки. Поэтому основное внимание уделяется освоению техники прыжков: общей координации движения, мягкому приземлению, движению ног в полете и т. д. А в теплый период года, когда дети приземляются в яму с песком, все внимание сосредоточивается на увеличении дальности и высоты прыжков.

Во время физкультуры на воздухе нужно, чтобы дети больше прыгали через различные препятствия: снежные валы, дорожки, канавки, невысокие скамейки, санки и т. п.

Погодные условия могут резко меняться, и иногда становится невозможным выполнение намеченного ранее движения. Например, обледенели перекладины гимнастической стенки, и нельзя провести лазанье, или с утра снег засыпал спортивную площадку, и ее не успели очистить к началу ОД. В этом случае воспитатель должен заменить лазанье перелезанием, провести физкультуру на участке группы или на другой очищенной части территории, а для пробежек использовать дорожки вокруг здания и т. п.

Общеразвивающие упражнения

Особенностью комплексов является следующее:

два упражнения на одну мышечную группу выполняются подряд. Это обеспечивает большую физическую нагрузку на эти мышцы.

Каждый комплекс повторяется 4 раза, что бы сократить объяснения и уделить внимание качеству выполнения упражнений.

отсутствие упражнений из положения сидя и лежа. Это компенсируется др. упражнениями, при которых мышцы туловища несут большую нагрузку.

Особенностью проведения общеразвивающих упражнений является отсутствие значительных пауз и остановок: по окончании одного упражнения дети принимают исходное положение для следующего и сразу приступают к его выполнению.

При температуре воздуха ниже —8—10 С упражнения для ног (прыжки, подскоки) включаются чаще (через одно упражнение, чтобы дети долго не стояли на одном месте.

Дыхательные упражнения

Поднятие рук вверх, разведение их в стороны, выпрямление туловища сопровождаются вдохом. Наклоны, повороты туловища, сведение рук, приседания и др. должны сопровождаться выдохом. Т. к. на протяжении образовательной деятельности дети выполняют большой объем физической работы, которая требует усиленного притока кислорода к мышцам и органам, дыхание осуществляется через рот. Это позволяет не только быстро ликвидировать образовавшуюся в результате интенсивной деятельности кислородную недостаточность, но и закаливать организм.

Подвижные игры и игры-эстафеты

Подвижные игры и эстафеты подбираются так, чтобы дети могли применить приобретенные на предыдущих образовательных деятельностях умения и навыки в меняющейся обстановке игры. Для достижения достаточной нагрузки: игры повторяются 3—5 раз с короткими перерывами — 15—20 с, организуется от 3 до 5 команд.

Игры разучиваются до физкультуры на воздухе, так как на самой физкультуре это занимает много времени и снижает его эффективность; кроме того, не всегда из-за погодных условий допустимо, чтобы дети долго стояли в спортивной одежде, слушая объяснения. Тогда на ОД достаточно будет указать на дополнительные условия, разделить детей на группы или выбрать водящего.

Во время игр не всегда удается добиться точного выполнения движений: дети стараются достичь поставленной цели (перепрыгнуть, убежать, достать рукой и т. п.) и в меньшей мере контролируют правильность движения. Поэтому в играх-эстафетах правильное выполнение движений поощряется тем, что вначале победа присуждается команде, допустившей меньшее число ошибок, а затем той, которая закончила эстафету первой.

Очень важно, чтобы дети умели быстро перестраиваться для выполнения различных упражнений. Для обучения нужно использовать теплый период года, с тем чтобы в холодное время группа четко выполняла указания педагога.

ПОДГОТОВКА ПОСОБИЙ

Для успешного проведения ОД очень важно заранее подготовить пособия и правильно разместить переносное оборудование.

Пособия подбираются педагогом или по его указанию детьми и складываются в корзину. Выходя на физкультуру, дети выносят корзину на спортивную площадку и вместе c воспитателем раскладывают пособия таким образом, чтобы во время ОД их можно было взять с наименьшей потерей времени. Мешочки, например, можно разложить по линии на расстоянии 70—80 см друг от друга; дети подходят к ним и оказываются в разомкнутом строю, готовые к метанию. Если на образовательной деятельности дети прыгают через шнур, то его заранее нужно положить на землю и т. п.

Спортивное оборудование размещается так, чтобы его как можно меньше пришлось переставлять во время образовательной деятельности. Например, если используются гимнастические скамейки, то их ставят по сторонам площадки на расстоянии одного метра от края или параллельно одной стороне площадки: тогда они не будут мешать бегу по кругу, а также выполнять общеразвивающие и другие упражнения в центре площадки.

ОД на основе игровых, спортивных упражнений, и на основе элементов спортивных игр. Данную систему проведения образовательной деятельности предлагает Людмила Ивановна Пензулаева.

Первая часть не отличается от ОД в спортзале – различные виды ходьбы и бега проводятся в форме игровых заданий.

Вторая часть включает упражнения в прыжках, беге, метании и лазании так же в форме игровых заданий и упражнений. Отличаются способы организации детей, в целях увеличения двигательной активности и повышения интереса вносится элемент соревнования между детьми и группами одновременно.

Третья, заключительная часть ОД традиционна по использованию игр и игровых упражнений малой интенсивности.

В весенне-летний период, когда одежда не стесняет движения детей, воспитатель по своему усмотрению может включить ОРУ без предметов и с различным инвентарем. В условиях продолжительной зимы, вполне возможно увеличить количество ОД с использованием упражнений на санках, лыжах и т. д.

При проведении образовательной деятельности на свежем воздухе главное — правильно и четко организовать детей. При этом возможны различные варианты, например:

- дети одновременно выполняют (фронтальный способ) игровые упражнения в шеренге (перебрасывание мячей, прокатывание обручей, затем делятся на пары (в играх с мячом, с элементами спорта — бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол);

— дети делятся на подгруппы. Одна занимается под наблюдением воспитателя, другая самостоятельно выполняет подряд два или три упражнения, затем дети меняются местами;

дети делятся на три-четыре подгруппы, каждой предлагается задание, а по условному сигналу происходит смена мест и заданий.

образовательная деятельность на основе спортивных игр и спортивных упражнений

Вариант построения ОД предлагаемый Эугенией Йоновной. Адашкявичене. Отличительная особенность в том, что она предлагает строить деятельность на основе одного вида движения.

Отличительная черта выполнения спортивных игр и упражнений — их эмоциональность.

Фото №1 МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЗДУХЕ Инструктор по физической культуре МБДОУ Золотая рыбка г

Игровая форма является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям, поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

Принципы:

доступность учебного материала (от простого к сложному)

индивидуальный подход к детям (повышать интерес к движениям, которые хуже получаются)

сознательное освоение действий ускоряет процесс формирования навыка

Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию, в которых условия выполнения постепенно усложняются.

П о д в о д я щ и м и у п р а ж н е н и я м и могут служить:

1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.

2. Имитация изучаемых двигательных действий.

3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно важны при обучении новым двигательным действиям, связанным с возможностью падений и травм.

4. Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в з а медленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает меньше ошибок.

Части занятия

Вводная часть – подводящие упражнения (продолжительность- 3-6 мин)

В основной части 1 – знакомство с новым

2 – закрепление известного упр.

Целесообразно планирование одного вида действий, но если инвентарь только на полгруппы, допускается занятие 2мя разными видам движений по подгруппам

(продолжительность 12-20 минут)

Заключительная часть не отличается от традиционного занятия (ходьба, мало п/и или дыхательные упражнения)

(продолжительность 2-3 минуты)

Меры предупреждения травматизма

Соблюдение необходимой дистанции; соблюдение дисциплины; отсутствие детей в зоне метания, разбега для прыжков; перенос оборудования с достаточным количеством детей.

И так как ребёнок многие упражнения впервые видит от воспитателя, это будет являться для него эталоном. Поэтому его движения должны быть лёгкими и грациозными, а для этого необходимо быть в хорошей физической форме. "Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника. или, по крайней мере, всеми силами к тому стремиться" Николай Гаврилович Чернышевский.

Литература:

1. В. Г. Фролов, Г. П. Юрко Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста, М., 1983 г.

2. Л. И. Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет, М., Поросвещение 1988 год

3. Т. И. Осокина Физическое воспитание в детском саду М., Просвещение 1986 г.

4. Э. Й Адашкявичене Спортивные игры и упражнения для детей в детском саду М., 1992 г.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Конструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУКонструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ Конструирование – это особая форма детской деятельности, основная цель - создание из различных материалов разнообразных игровых поделок.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций c детьми с ОВЗ Дошкольное образование реализуется в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

Электронные ресурсы во время проведения образовательной деятельности Еще Чарльз Дикенс писал: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не идет в ногу со временем». Происходящие в настоящее.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Отличительные особенности методики проведения образовательной деятельности на воздухе и предлагаемые формы организации
Опубликовано: 24 сентября 2023 в 22:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отличительные особенности методики проведения образовательной деятельности на воздухе и предлагаемые формы организации» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Брюшинкина (УИ 189073) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД