Раиса Дедова
Обобщение опыта работы «Оздоровление детей дошкольного возраста через закаливание»
▼ Скачать + Заказать документы
«…забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие. Прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто,- повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в последние десятилетия приобрело особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Поэтому проблема становится национальной Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и др.
Публикация «Обобщение опыта работы „Оздоровление детей дошкольного возраста через закаливание“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для развития физических качеств. Проблема здоровья дошкольника, его сохранение и укрепление остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.
Сегодня школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен хорошо физически и психически развит, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в ДОУ.
Итак, как человек я активный, занимаюсь спортом, веду здоровый образ жизни, решила направить свою работу на оздоровление детей через закаливание.
Исходя из всего выше сказанного, я определила для себя цель и задачи моей работы.
Цель: воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Задачи:
1. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению
2. Формировать ценность здорового образа жизни, осознание значения
3. «…забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие. Прочность знаний, вера в свои силы».
4. В. А. Сухомлинский.
5.
6. «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто,- повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет.
7. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в последние десятилетия приобрело особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Поэтому проблема становится национальной Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и др.
8. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для развития физических качеств. Проблема здоровья дошкольника, его сохранение и укрепление остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.
9. Сегодня школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен хорошо физически и психически развит, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в ДОУ.
10. Итак, как человек я активный, занимаюсь спортом, веду здоровый образ жизни, решила направить свою работу на оздоровление детей через закаливание.
11. Исходя из всего выше сказанного, я определила для себя цель и задачи моей работы.
12. Цель: воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
13. Задачи:
14. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению
1. Комплексы дыхательных гимнастик, физкультминуток, релаксирующих упражнений.
Задачи педагогических технологий направлены на:
1. Охрану и укрепление здоровья ребёнка с целью нормального функционирования всех органов и систем организма.
2. Обеспечение своевременного и полноценного развития.
3. Развитие движений.
4. Обеспечение бодрого, уравновешенного состояния ребёнка.
2 ЭТАП: Изучение условий для проведения данной работы.
Предметно-развивающая среда детского сада для оздоровления детей создаётся и постоянно модернизируется. На территории д/сада имеется спортивная площадка, спортивный зал, где есть необходимое оборудование для занятий по физическому развитию.
Изучение знаний, умений и навыков детей по здоровому образу жизни, анализ заболеваемости по группе.
Охрана и укрепление здоровья строится на основе диагностических материалов по физическому развитию детей. Изучение антропометрических данных, что отражает гармоничность развития ребёнка. Беседы с детьми, наблюдения за детьми по применению культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни.
На начало 2008 года заболеваемость по группе составляла 6,4%.
С помощью анкетирования изучила отношение родителей к здоровому образу жизни. В ходе анкетирования были получены следующие результаты:
Оздоровительную работу ставят на последнее место, что противоречит их ценностным приоритетам, т. е. на первое место ставят крепкое здоровье, а в работе приоритетности детского сада, оздоровительную работу ставят на последнее место.
В видах деятельности дома, предпочтение отдаётся пассивному отдыху, а занятие спортом ставят на последнее место.
Плохое здоровье относят к фактору экологии.
Свою ответственность за здоровье детей с себя снимают. Считают, что укрепление здоровья, это рациональное питание, ежедневные прогулки, а вот закаливание и не медикаментозное лечение ставят на последнее место.
Всего лишь 2% родителей используют закаливание в домашних условиях.
Приобщение детей к здоровому образу жизни 80% родителей говорят, что это забота детского сада и лишь 20% считают, что это забота семьи.
Статистика детского сада свидетельствует, что заболеваемость детей, посещающих детский сад, продолжает оставаться высокой. Хотя по сравнению с 2004 годом, когда число пропусков на одного ребёнка составляла 20 дней, снизилась, и последние три года составляет 15 дней. От общей заболеваемости по детскому саду чаще встречаются простудные заболевания. Если в 2007 году от общей заболеваемости простудные заболевания составляли по детскому саду-15%, то последние три года (с 2008 по 2010 г.) это 13%, 12% и 10%.
График № 1
Показатели простудных заболеваний по детскому саду.
Работая с детьми разных возрастов, я обратила внимание на то, что вновь поступающие в группу дети, имеют отклонения в здоровье и нуждаются в оздоровлении.
Таким образом, изучив теоретический материал по теме, я выявила, что программы и технологии, используемые в детском саду, реализуются в полном объёме, но в них недостаточно отражается работа по закаливанию детей. Это направление шире рассмотрено в технологии Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», которую я взяла за основу в своей работе. При анализе развивающей среды в группе было выявлено, что недостаточно нетрадиционного оборудования для закаливания : нет массажных ковриков, стаканчиков для полоскания рта и горла, методических разработок по проведению дыхательных и корригирующих гимнастик.
3 ЭТАП: Планирование и проведение работы
1 Работа с родителями.
Мною был разработан план работы с родителями (см. приложение № 1).
Был разработан план по работе с детьми, который включает: беседы, занятия, индивидуальную работу, совместная работа с детьми (см. приложение №2).
Режимные моменты в течение дня, тоже относятся к работе с детьми.
2 Работа с детьми
На оздоровление детей непосредственно влияют следующие формы работы с детьми дошкольного возраста :
Утренняя зарядка проводится круглогодично на свежем воздухе в облегчённой одежде. Исключение составляют дни, когда температура воздуха ниже – 20 градусов, дождь и сильный ветер. Это предусмотрено требованиями СанПин 2.4.1.2660-10.
Физкультурные занятия также проводим на свежем воздухе, в зимний период только одно занятие на улице. В зале занятия проводим в хорошо проветриваемом помещении с температурой воздуха не выше 15-17 градусов.
Оздоровительный бег. Его мы внедряем со средней группы. Самое главное в управлении оздоровительного бега – режим нагрузок, который соответствует возможностям организма ребёнка. Исходная длительность бега для группы детей в целом и для отдельных детей индивидуально. Длина беговой дорожки вымеряется не только по количеству метров, но и по времени, которое затрачивается на пробежку одного круга в медленном темпе. В критические месяцы возможных вспышек заболеваний и в период карантинов, увеличение нагрузки приостанавливается. Перед оздоровительным бегом проводим разминку. Её цель: разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребёнка психологически Прямо от крыльца дети начинают на ходу выполнять упражнения для различных групп мышц. Заканчивается разминка бегом на месте. Всю дистанцию воспитатель бежит вместе с детьми и следит за индивидуальной длительностью бега отдельных детей. Предлагаю сойти с дистанции и отдохнуть тем детям, кто устал, подбадриваю остальных. Постепенно дети бегут равномерно. Заканчиваем оздоровительный бег, ещё большим замедлением темпа. Затем переходим на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания, расслабления. Потом дети некоторое время отдыхают. Длительность отдыха зависит от того, как быстро у детей восстановится дыхание. Детям, пришедшим после болезни, вместо бега предлагаем пройти несколько кругов, пробежать меньшую дистанцию, или не бежать вовсе, а просто гулять. В зимнее время бег заменяем обычной утренней зарядкой на улице.
Закаливающие процедуры.
Закаливание является важным звеном в системе оздоровления и физического развития детей, т. к. обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию внешней среды. Эффект закаливания зависит от правильности его осуществления и чё ткого соблюдения следующих правил:
- Систематичность закаливания. Повторные и регулярные закаливающие воздействия приводят к образованию стойких рефлексов.
- Постепенное увеличение силы воздействия. Это достигается снижением температуры воды, либо увеличением площади воздействия.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Закаливание предполагает не только закаливающие процедуры, а целый комплекс мероприятий: это соблюдение воздушного режима, регулярное проветривание помещения, ежедневные прогулки и т. п.
К закаливающим процедурам относят следующие мероприятия:
Контрастные воздушные ванны.
Постепенно увеличиваем разницу температуры воздуха в двух помещениях, когда дети перебегают из одной комнаты (с более высокой температурой воздуха) в другую (с менее низкой, не выше 15 градусов). Спальная детей нашей группы находится в соседней группе, поэтому такие воздушные ванны у нас проходят без всяких дополнительных условий. Дети проснувшись, перебегают по более прохладному коридору в спортивный зал.
Включает в себя корригирующую гимнастику на массажных ковриках, для предупреждения плоскостопия и нарушения осанки.
Дыхательная гимнастика проводится для улучшения работы легких и правильно дышать.
Полоскание горла и рта водой комнатной температуры после приёма пищи используется для закаливания носоглотки, предупреждения разрастания миндалин и возникновения ангин. Закаливающий эффект даёт обширное умывание (лицо, руки до локтя, уши, шея).
Медиком проводится вакцинация детей против гриппа, фактический анализ показывает, что ежегодно отмечается три периода повышения заболеваемости: осеннее и весеннее межсезонье, грипп зимой. Это позволяет определить приблизительное начало опасного для здоровья детей периода, и начать своевременно готовить организм ребёнка к наступлению неблагоприятного сезона. Так медиком
Успешно у нас реализуется одна из оздоровительных технологий - натуропатия (приём лука и чеснока). Каждый обед не обходится без этих продуктов в осеннее - зимний период.
Таким образом, я пришла к выводу, что целенаправленная, системная работа по оздоровлению детей дошкольного возраста через закаливание даёт положительные результаты. Прослеживается тенденция снижения заболеваемости
График №2.
Показатели заболеваемости детей в группе.
Кроме того, дети научились владеть своим телом, стали пластичнее, проявляют осознанное, заинтересованное отношение к физкультурно-оздоровительным занятиям.
Такая положительная динамика наблюдается в связи с проведением всех оздоровительных мероприятий.
Считаю, что комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, способствует оздоровлению детей, повышению физического и психического развития, умственных способностей детей. Формирует у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
По итогам анкетирования родителей за 2010 год, изменилось отношение родителей к здоровому образу жизни и закаливанию детей. Сегодня родители на первое место ставят оздоровительную работу. Принимают активное участие в мероприятиях: спортивных досугах, развлечениях, походах.
У нас есть к чему стремиться в будущем:
1. Снизить заболеваемость в группе до 3%.
2. Уменьшить число часто болеющих детей до 2 человек.
3. В тёплое время года ввести контрастное обливание ног.
4. Своим опытом и примером заинтересовать других педагогов в проведении оздоровительной работы через закаливание.
Приложение № 1
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Форма работы
2008-2009 учебный год
2009-2010 учебный год
2010-2011 учебный год
Родительские собрания
«Оздоровление детей через закаливание
«Знакомство технологией Ю. Ф. Змановского «Здоровый ребенок»
Итоги работы по оздоровлению детей
Консультации
1. Здоровье детей
2. Методы закаливания
3. Развитие дыхания
4. Зачем нужны прививки?
1. Оздоровительные мероприятия в детском саду
2. Гимнастика для глаз
3. Как одеть ребенка на прогулку
1. Оздоровительный бег
2. Встаем на лыжи
3. Самомассаж лица и шеи для всей семьи
4. Здоровье зубов
Наглядно-агитационный материал
1. Игры на свежем воздухе
2. Режим питания дома
3. Народная аптечка
1. Как сохранить хорошее зрение
2. Борьба с простудой
3. Точечный массаж
1. Борьба с простудой народными средствами
2. Зимние игры
3. Бабушикны рецепты
Совместная работа с детьми и родителями
1.«Веселые старты»
2. «День здоровья»
3. Акция «Здоровье» (изготовление нетрадиционного оборудования)
1. Походы на природу
2. «День здоровья»
3. Спортивное соревнование «выше, дальше и быстрее»
1. Школа здоровья «Ты мой, росточек»
2. Выход на лыжах
3. «День здоровья»
4. Досуг «Папа, мама, я - спортивная семья»
Приложение № 2
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Форма работы
2008-2009 учебный год
2009-2010 учебный год
2010-2011 учебный год
Занятия
1. «Гигиена в моей жизни»
2. «Зачем нам уши?»
3. «Что может делать нос?»
1. «Здоровый образ жизни»
2. «Для чего мы дышим?»
3. «Я – это кто?»
1. «Знакомство с телом человека»
2.»Знакомство с внутренними органами и их работой»
3. «Я и мое здоровье»
Беседы
1.«Гигиена органов слуха»
2. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
3. «Предметы личной гигиены»
1. «Учимся правильно дышать»
2. Польза оздоровительного бега
3. «Беседа о зрении»
1. «Правила личной гигиены»
2. «В здоровом теле – здоровый дух»
3. «Красивая осанка – залог здоровья»
Индивидуальная работа
1. Пальчиковая гимнастика
2. Дыхательная гимнастика
3. «Прыгни дальше» (прыжки в длину с места)
1. Работа по развитию у детей равновесия
2. «Попади в цель»
3. Бег со скакалкой
1. Дыхательная гимнастика
2. Хождение на лыжах
3. Подтягивание и отжимание
Дидактические игры
1.«Выбирай-ка» (не отводя глаз показывать части тела, которые называет ведущий)
2. «Что нам можно для здоровья?» (чудесный мешочек)
3. «Что лишнее?» (выбор картинок с предметами для занятий спортом)
1. «Узнай по запаху»
2. «Покажи и назови» (опасные предметы для глаз)
3. «Что было бы, если бы…» (например, не было бы зубов, и т. п.)
1.«Полезная и вредная еда»
2. «Что ты знаешь о …» (закрепить знания детей о строении, работе своего организма)
3. «Если я сделаю так» (выбор правильных ситуаций для здоровья)
Совместная работа с детьми
Эстафеты, подвижные игры, спортивные развлечения, досуги, походы, экскурсии.