Лучший педагог года

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения (из опыта работы ДОУ)

Любовь Тазитдинова
Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения (из опыта работы ДОУ)

С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких улиц, по которым огромное движение транспорта. По этим же улицам проходят сотни пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации.

Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения (из опыта работы ДОУ)» размещена в разделах

Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Вот поэтому мы и поставили перед собой цель - как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения.

Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:

1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице

2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой, а также формирование устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице

3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе

Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста - подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению).

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.

Во второй младшей группе обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта, с пешеходным переходом, со светофором.

Со средней группы знакомим детей с правилами перехода дороги, учим понимать термины «перекресток» и «тратуар», в чем их отличие, задаём вопросы во время прогулок, разучиваем стихотворения.

В совместной деятельности с педагогом по художественному творчеству дети рисуют грузовой автомобиль, по аппликации делают светофор. На музыке, физической культуре, в подвижных играх учим детей ориентироваться в пространстве.

Более углубленно проводится работа по этой теме в старших группах.

Для закрепления знаний используем целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. В старшей группе знакомим с работой регулировщика. Объясняем, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре. В музыкальной деятельности в игровой форме знакомим детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».

Знания по правилам дорожного движения дети получают в образовательной деятельности по коммуникации, чтению художественной литературы, познанию, художественному творчеству. Кроме чтения художественной литературы мы используем заучивание стихотворений наизусть. Очень нравится детям отгадывать загадки.

В образовательной деятельности по речевому развитию проводим беседы с детьми.

Например, в беседе «Где и как переходить улицу» рассказываем, как вести себя на улице. В беседе «Мы пассажиры» объясняем правила пользования транспортом. Как вести себя в транспорте, как надо обходить автобус, автомобиль. В беседе «Обязанности пешеходов» учим детей правилам перехода улиц и перекрестков. Дети закрепляют знания о переходе и островке безопасности. Проводим беседы о сотрудниках ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улицах.

Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как в организованной, так и в самостоятельной деятельности. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, дорожные знаки. Дети с увлечением делают «светофор», конструируют различные марки машин.

Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения: «Знатоки дороги», «Дорожная азбука»,«Красный, желтый, зеленый». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения.

Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, мы уделяем внимание знакомству с трудом водителей автобусов. Объясняем, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения. В свободное время дети с интересом рассматривают иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми старших групп большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, а также творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.

Дома с помощью родителей дети выполняют рисунки, закрепляя знания по правилам дорожного движения. Например, рисовали безопасный маршрут из детского сада до дома. Родители должны были уточнить у ребенка, что встречалось ребенку по дороге домой или в детский сад, учили с детьми стихи. В книжные уголки родители помогли подобрать необходимый литературный материал по дорожному движению.

Педагоги постоянно пропагандируют работу по ознакомлению с правилами дорожного движения в семье. В уголке для родителей обновляется материал. Проводятся индивидуальные беседы с родителями, совместные развлечения.

В дальнейшей своей работе мы больше будем обращать внимание на культуру поведения на улице самих родителей в присутствии детей. В результате совместной работы детского сада и семьи дети смогут свободно ориентироваться в микрорайоне детского сада, не допускать нарушений правил уличного движения.

В целях пропаганды безопасности дорожного движения среди детей МБДОУ Д/сад № 20, профилактики дорожно-транспортного травматизма, а также правонарушений среди детей и родителей была организована работа кружка «Светофорик». Кружок «Светофорик» проводится со всеми детьми старшей и подготовительных групп два раза в неделю во вторую половину дня.

На занятиях кружка дети обучаются безопасному поведению на дороге, дисциплинированности, осторожности, наблюдательности, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.

Для решения поставленных задач были организованы и проведены следующие мероприятия:

Работа с детьми :

• цикл познавательных занятий с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения;

• целевые прогулки к светофору, на остановку общественного транспорта, перекрестку с детьми старшего дошкольного возраста;

• беседы с детьми дошкольного возраста «Улицы города», «Регулировщик», «Наблюдение за транспортом», «Я и дорога», «Что ты знаешь об улице», «Что можно и что нельзя», «Будь внимателен», «Мы -пешеходы»

• организация сюжетно-ролевых игр «Мы – юные пешеходы», «Путешествие по городу», «Едем на автобусе», «Улица»;

• чтение художественной литературы на тему «Ребенок и улица» : С. Михалков «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история»; С. Маршак «Милиционер», «Мяч»; В. Головко «Правила движения»; А. Северный «Светофор»; В. Семернин «Запрещается - разрешается»

• обыгрывание дорожных ситуаций с использованием дорожных знаков на площадке по ПДД неделя безопасности «Ребенок и дорога»;

• выставка работ детского творчества Коллаж «Хорошо-Плохо», «Машины на нашей улице», «Дорожные знаки – наши друзья».

• кукольный театр «Незнайкины ошибки»;

организация дидактических игр: Игра-викторина «Знаки на дорогах», Игра-тренинг «Я потерялся», «Летит, плывёт, едет», «Машины и пешеходы», «Дорожная азбука», «За рулём» и др. ;

• открытое мероприятие для детей и родителей «В гостях у светофора», «Мы -пешеходы», «Дорожная азбука», «Знатоки дороги» с участием с инспектора отделения по пропаганде Полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Уфа лейтенантом полиции Тухватуллиной А. М.

• Для повышения качества обучения детей правилам дорожного движения между МБДОУ детский сад №20 и МБОУ Лицей №21разработан совместный план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма на 2015-2016 учебный год. Силами агитбригады Лицея № 21проведены беседа: «Планирование дорожного движения», конкурс рисунков «Я и дорога», оформлены советы для родителей «Поведение детей в общественном транспорте», «Красный, желтый, зеленый!», «Будем правила мы знать и не будем нарушать!», «Чтобы ездила машина»;

• Для будущих первоклассников разработана схема «Дорога в школу».

Работа с педагогами

• Оформление выставки методической литературы, дидактических игр, пособий по образовательной области «Безопасность»

• Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями по ПДД

• Организация выставки «Ребенок и дорога»

• Руководитель кружка Тазитдиновой Л. К. приняла участие в международном конкурсе «Открытое занятие в соответствии с ФГОС» в номинации «Конспект НОД по ПДД» и была награждена сертификатом и дипломом 2 степени за победу в конкурсе.

Работа с родителями :

консультации: «Как уберечь ребенка на дороге», «Поехали! Выбираем автокресло»;

включение вопросов ПБДД в родительские собрания: «Внимание – дорога», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Безопасность на дороге»

• развлечение с участием родителей и инспектора ГБДД «В гостях у светофора»

Осуществление совместной работы с инспектором ОГИБДД УМВД России по г. Уфе:

В течение 2015-2016 учебного года педагогами МБДОУ Детский сад № 20 совместно с инспектором отделения по пропаганде Полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Уфа лейтенантом полиции Тухватуллиной А. М. осуществлялась целенаправленная и систематическая работа с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на улице. С участием Тухватуллиной А. М. был организован просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто» и показ кукольного театра по сказки «Весёлые знаки».

• Также Тухватуллина А. М. проводила работу с дошкольниками по пропаганде безопасного движения – беседы «Дети, соблюдайте ПДД», «Каждый обязан знать», приняла участие в развлечении «В гостях у светофора».

В течение 2015-2016 учебного года была приобретена следующая методическая литература и пособия:

1. Г. Д. Беляевскова, Э. Г. Шамаева «Тетрадь дошкольника 6-7 лет. Учим правила дорожного движения» - Волгоград: Учитель,2012.

2. С. В. Игнатова - Демонстрационный и раздаточный материал «Учим правила дорожного движения» - М. : Издательство «Ювента», 2012.

3. Н. В. Елжова «ПДД в д/с развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий» - Ростов Н/Д, 2013.

4. Т. А. Игорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет» - М. : ТЦ Сфера, 2013.

5. Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения - М. : Издательство «Скрипторий,2013

6. Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду»,2013

Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины-

Для взрослых пешеходов и ребят.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_s23jo.pptx | 6969,85 Кб
 
Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой» «Каждый шаг ребёнка должен быть путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» В. Сухомлинский Это мнение выдающегося.

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движенияОзнакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения" 1. Идея опыта: "сформировать у детей дошкольного возраста.

Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать с правилами дорожного движения» Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать с правилами дорожного движения» Левченко Л. В. - музыкальный.

Ознакомление с правилами дорожного движения. Возраст 4–5 летОзнакомление с правилами дорожного движения. Возраст 4–5 лет Хочу показать вам впервые свой фотоотчёт о том как проходят ознакомление о правилах дорожного движения в нашем детском саду. В нашем саду.

План работы по самообразованию «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения» План работы по самообразованию «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения» Задачи: Повысить свой профессиональный.

Представление опыта работы «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста»Представление опыта работы «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста» Представление опыта работы «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста» Несомненна актуальность и просто.

Система и модель работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются.

Сообщение из опыта работы на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых» Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 310» Ново-Савиновского района г. Казани Индивидуальный план.

Знакомство детей с улицей. Ознакомление детей с правилами дорожного движенияЗнакомство детей с улицей. Ознакомление детей с правилами дорожного движения Чтобы познакомить и расширить представления детей об улице,дороге,тротуаре и машинах и чтобы детки легко и заинтересованно усвоили правила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения (из опыта работы ДОУ)
Опубликовано: 29 декабря 2016 в 09:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД