Лучший педагог года

Ознакомление детей с профессиями родителей как способ формирования позитивных установок к труду

Наталья Волкова
Ознакомление детей с профессиями родителей как способ формирования позитивных установок к труду

«Ознакомление детей с профессиями родителей, как способ формирования позитивных установок к труду»

Н. А. Волкова.

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

(с. Лямбирь)

Любой труд делает человека

более радостным, более творческим, умным, культурным, образованным. В. А. Сухомлинский.

Публикация «Ознакомление детей с профессиями родителей как способ формирования позитивных установок к труду» размещена в разделах

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности.

В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей и др.

Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.

Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Методы ознакомления детей с трудом взрослых :

В воспитательной работе используются разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

1. Экскурсии, наблюдения и встречи с людьми разных профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений. Были экскурсии в библиотеку, в медицинский кабинет.

2. Сюжетно-ролевая игра как средство знакомства с трудом взрослых : "Прием у врача", "Лаборатория", "Инспектор ГИБДД" и др. «Пожарный», «Продавец».

3. Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Дети инсценировали сказку «Три поросенка», «Репка».

4. Дидактическая игра – игра обучающая. "Кому что нужно", "Из чего и кем сделано", " Кто что делает", "Исправь ошибку", "Определи профессию", «Составь предложение», «Собери картинку» ,«Назови правильно».

5. Чтение художественных произведений: Очень большая картотека пословиц, поговорок ("Труд кормит, а лень портит", "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда", "Кому работа в тягость, тому не будет радость" и др.) ,сказки ("Три поросенка", "Крошечка-Хаврошечка", "Золушка", загадки, песни ("Я пеку, пеку, пеку")

6. Показ презентаций

Были показаны презентации: «Профессии мам», «Все профессии нужны - все профессии важны»

При развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения; мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей тесно между собой переплетаются.

Выбор профессий, с которыми воспитатели знакомят детей, определяется различными факторами. Учитывается возраст детей, профессии родителей группы, интересы детей, социальные объекты рядом с детским садом (магазин, аптека, парикмахерская, почта, сбербанк).

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически.

В п. 2.6. ФГОС ДО, одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Позитивные установки к различным видам труда являются одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества дошкольников понимается как целенаправленная организация процесса по развитию у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Таким образом, педагогический процесс по формированию положительного отношения к труду должен стать одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений через решение следующих задач:

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• Воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

• Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий должен строиться с учетом следующих принципов:

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• принцип развивающего образования (системности и последовательности);

• принцип новизны (использование новейших информационных технологий);

• принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Виды труда в ДОУ :

• Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей, воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности.

• Хозяйственно - бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов, воспитание ответственности перед группой за качество своей работы.

Труд в природе - в уголке природы, в цветнике, на огороде, воспитание ответственности за жизнь животных, растений.

• Ручной и художественный труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней, воспитание ответственности перед группой за качество своей работы.

Формы и методы работы с родителями :

• увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества (совместные походы, благоустройство территории, оформление своих участков, совместное с родителями сооружение зимних построек, совместные творческие выставки детей и родителей, оформление групповых комнат к праздникам).

• рекомендаций для родителей по данному направлению (Папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).

• организация новых форм работы с родителями : (КВН, тренинги, диспуты и т. д.)

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь высоких результатов.

Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В социально-личностное развитие ребенка труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность.

Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Ребенок ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Использованная литература:

1. ФГОС ДО.

2. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л. В. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в средней группе детского сада /Дыбина О. В. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. -М. : Просвещение,1974.-192с.

5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

6. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10.- с. 56-63.

7. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В,Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008.- 64с.

8. Кнушевицкая Н. А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н. А. Кнушевицкая. – М. : Издательство ГНОМ и Д. 2010.

9. Маркова, Т. Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников : Книга для воспитателя детского сада Т. Я. Маркова. – М. : Просвещение, 1991.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» МДОУ «Ц. р. р-д/с№135» Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое.

Методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества» .

Формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда в процессе знакомства с профессиями Цель: ознакомление педагогов с современными образовательными технологиями, используемыми в работе с дошкольниками по ранней профориентации.

Интегрированные музыкальные занятия как способ формирования образного мышления у детей старшего возраста Возраст от трех до семи лет - важный период, в котором формируется человеческая личность и закладываются прочные основы здоровья. Исследования.

Презентация «Ознакомление дошкольников с профессиями» В системе дошкольного образования педагоги стараются найти все более эффективные способы обучения детей и все чаще используются современные.

Консультация «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых» «Любовь ребенка к людям труда – источник человеческой нравственности» — В. А. Сухомлинский. Не секрет, что профессиональная деятельность.

Консультация «Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД» Консультация: «Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД Среди жертв ДТП много детей.

Обогащение словаря дошкольников через ознакомление с профессиями взрослых Вопросы ознакомления детей с трудом взрослых нашли отражение в программно-методических документах. Особо отмечается работа «Родной край».

Ознакомление детей с профессиями взрослых как способ формирования позитивных установок к труду ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К ТРУДУ «Любовь ребенка к людям труда – источник.

Подготовка к праздникам, как способ формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возрастаПодготовка к праздникам, как способ формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Способность к общению не является врожденной, эти способности необходимо развивать у малышей с раннего возраста, тогда у ребенка не возникнет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с профессиями родителей как способ формирования позитивных установок к труду
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 13:03
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД