МААМ-картинки

«Ознакомление дошкольников с миром природы»

Елизавета Энгелько
«Ознакомление дошкольников с миром природы»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ознакомление до школьников

с миром природы»

Подготовили:

Воспитатели гр. «Солнышко»

Энгелько Е. А., Духина А. Г.

Ст. воспитатель:

Мухтасова И. В.

г. Челябинск 2019г.

Мудра природа - что и говорить!

Ничто от века не творила слепо.

С. Викулов

Экология – наука о доме, месте пребывания.

Немецкий ученый Геккель дал первое толкование термину «экология», как науке об отношениях живых существ к окружающей среде.

Публикация «„Ознакомление дошкольников с миром природы“» размещена в разделах

Наука о доме. Дом - это наша большая планета. Мы являемся ее частью. У каждого из нас есть не только свои права, но и обязанности. Место, где мы живем, нужно беречь, любить, ценить.

Экология, как наука, переживает не лучшие свои времена, т. е. человек забыл о своих обязанностях. Говоря простым языком, мы привыкли брать от природы все. Не отдавая ничего взамен.

Привить же заботу обо всем живом возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями законов природы, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать окружающую красоту.

Один из принципов программы гласит: «Знание – самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое.

Мы в своей работе используем разнообразные формы работы: циклы наблюдений, ведение разных календарей, простые занятия… На весь учебный год разработали программу работы с детьми, направленную на формирование системы познавательного, эстетического отношения к природе (по временам года).

Например, по осени:

1. Беседа «Как растения готовятся к зиме»;

2. Занятие «Изготовление поделок из природного материала», «Чудеса из леса»;

3. Рисование «Рисуем осень»;

4. Занятие «Начинаем читать книгу «Экология в картинках»»;

5. Целевые прогулки, наблюдения;

6. Занятие «Обитатели нашего уголка природы»;

7. Праздник Осени;

8. Занятие «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»;

9. Театральная деятельность «Как собака друга искала»;

10. Обобщающая беседа об осени.

Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой, их привлекают все, что окружает: трава, бабочки, птицы и прочее. И при самостоятельном общении с природой не всегда формируется верное отношение к растениям и животным. \

В нашей работе мы ставим перед собой задачи ввести ребенка в мир природы, сформировать правильное, реалистическое представление о ней, дать знания об ее объектах, явлениях, воспитывать способность видеть красоту родной природы.

Задачи, которые были поставлены в средней группе, постепенно расширялись и усложнялись. В подготовительной группе, с начала учебного года, были поставлены следующие задачи:

1. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, умение правильно относиться к ней;

2. Продолжать работу по ознакомлению с животными и растительным миром нашего края;

3. Формировать у детей знания о взаимосвязях между явлениями, взаимоотношениях существующих в природе;

4. Учить наблюдать явления природы, уметь их анализировать и делать выводы;

5. Развивать и формировать действенную любовь к природе;

6. Начать работу по постановке природоведческих опытов с предметами неживой природы (снег, леб, песок, воды) с растениями, животными.

Чтобы расширить и углубить знания детей, вопросы экологического воспитания включались во все виды деятельности. Темы занятий были обдуманы заранее. Я считаю, что именно такой подход дает систему в знаниях, т. к. невозможно за 2 занятия, неделю научить беречь и любить природу.

Нам хорошо известно, что совместная деятельность воспитателя и ребенка - ведущая в экологическом воспитании. Характерными ее особенностями (совместной деятельности) мы считаем:

контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияет на достижение конечного ны стать участниками этой деятельности в процессе:

слушания рассказа воспитателя о разных делах и событиях;

наблюдения за деятельностью взрослых;

практического участия в ней.

Но какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и детей, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляет в его заинтересованном рассказе, объяснениях и правильных, с экологической точки зрения, действиях.

Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Необходимость помнить еще об одном важном явлении – педагогическом общении. По мнению психолога А. А. Леонтьева, педагогическое общение – это то, что обеспечивает коллективную деятельность (постановку конкретных задач, распределение обязанностей и т. д.).

Наибольшее значение для нас имеет личностно ориентированное общение, которое может принимать форму делового взаимодействия. В таком общении значимы и содержание, и форма – общий фон, подбор выражений, интонации и громкости голоса. Важно обязательно отмечать все достижения детей, хвалить их за самостоятельность, уверенность, инициативу.

В решении задач экологического воспитания большое значение имеют музыкальные :

Как же это происходит в практической деятельности?

На математике детям даются сюжеты для решения математических задач, для соотношения множеств.

Например: на поляне 5 крольчат (дети на числовой оси отмечают другой множество) Мама крольчиха купила 6 морковок. Хватит ли кроликам морковок. Хватит ли кроликам морковок? Почему вы так думаете?

Через разминки в начале занятий.

Например: пролетала сорока по лесу и сообщила, что пчелы буду угощать зверей медом. Первый к улью прибежал медведь с бочонком, второй прискакала белочка с кружкой, третьим примчался заяц с миской, четвертый пришла лиса с кувшином, потом приковылял волк с кастрюлей. Вопрос: каким по счету примчался заяц? У кого самая маленькая посуда?

Через художественное слово.

Дети охотно разучивают стихи о природе : «Сосулька», «Грачонок» М. Лапыгина, «Грустный день» О. Дриза, «Весна» Плещеева и другие. Подобраны произведения художественной литературы: «Теплый хлеб» Паустовского, «Кто как зимует» Скребицкого и другие. В уголке природы постоянно выставлены художественные произведения и иллюстрации о данном времени года, д/и «Дерево-лист», «С какой ветки детки?», «Найди недостающей предмет».

Не обходятся занятия без физкультминутки.

Например: Нам ленится – не годится,

Помните ребятки!

Даже звери, даже птицы

Делают зарядку.

А щенята как проснуться,

Очень любит потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ловко хвостиком махнуть!

Для дошкольников традиционные сюжетные игры.

Экологическое воспитание проходит и через сюжетно - ролевые игры. В основном это игровые путешествия по лесу. На основе обыгрывания произведения х/я по программе «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Зимовье». Игровые путешествия по лесу – это практическая модель об определенном объекте. В игре используются полученные знания о животных, они помогают детям входить в знакомый образ, учат сопереживать.

Воспитание правильного отношения детей к природе должно происходить в единстве усилий детского сада и семьи. Какая же работа была проведена с родителями?

1. Периодически выставляется сезонная информация (по временам года);

2. Вниманию родителей мы предложили тематическую ширму «Природа и мы»;

3. Были проведены конкурсы: «На лучшую поделку из природного материала», «Знатоки природы»;

4. Проведено родительское собрание на тему: «Природа в жизни дошкольника» (ст. группа)

В процессе работы с детьми я заметила, что они в ходе конкретных занятий- наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая перелет птиц, или первые осадки в виде пролетающих снежинок.

У детей явно вырос интерес к познанию природы, появилось сочувствие ко всему живому. Дети стали чаще испытывать чувство радости, удовлетворения, очень заметно стало проявление активного, доброжелательного поведения. Они любят наблюдать за животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь.

Таким образом, в период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия, у детей можно сформировать начала экологической культуры, осознанного правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Публикации по теме:

«Смешной рисунок». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Смешной рисунок» Группа общеразвивающей.

Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» на тему «Транспорт» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Транспорт» Группа общеразвивающей направленности.

«Золотая мама». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Золотая мама» Группа общеразвивающей.

«У меня живет котенок». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема «У меня живет котенок» Группа общеразвивающей.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада «Ознакомление дошкольников с миром природы» С. Н. Николаева ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» СЕНТЯБРЬ Период Тема Цель 1-я неделя Комплектование группы, диагностика. Определение уровня.

Ознакомление старших дошкольников с миром природы Ознакомление старших дошкольников с миром природы В старшем дошкольном возрасте мы ставим перед собой следующие цели и задачи: расширять.

Перспективный план «Ознакомление с миром природы» в средней группе СЕНТЯБРЬ Тема: «День знаний» 1 неделя. Тема: «Наши цветы». Познакомить детей с некоторыми видами цветов на клумбе. Дать представление о.

Рабочая программа «Ознакомление с миром природы» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательная область «Познавательное развитие» непрерывная образовательная деятельность «Ознакомление с миром природы».

Опыт работы «Ознакомление младших дошкольников с миром животных» Тема: «Ознакомление младших дошкольников с животным миром». Подготовила: воспитатель МБДОУ №33 Кривченко И. В. Я буду, так вводить малышей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ознакомление дошкольников с миром природы»
Опубликовано: 27 марта 2019 в 21:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Ознакомление дошкольников с миром природы»» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Энгелько (УИ 1866857) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД